Решение б/н Решение и предписание № 203,206-ж/2015 от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

22 апреля 2015 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:        -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:        -    специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО «Компания Тонис», ЗАО «ИНФОРС-ФПК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку сухой молочной смеси для вскармливания детей от рождения до одного года из малообеспеченных семей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2015 году (изв. № 0169200001015000285) в присутствии:
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.04.2015 года;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 13.01.2015 года;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 22.04.2015 года;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 22.04.2015 года;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.04.2015 года;
- представителя ЗАО «ИНФОРС-ФПК», действующего на основании доверенности от 10.04.2015 года,
в отсутствие представителя ООО «Компания Тонис», надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению жалоб,

УСТАНОВИЛА:

    В Челябинское УФАС России поступили жалобы ЗАО «ИНФОРС-ФПК» (далее -заявитель 1), ООО «Компания Тонис» (далее - заявитель 2) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку сухой молочной смеси для вскармливания детей от рождения до одного года из малообеспеченных семей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2015 году (изв. № 0169200001015000285) (далее - закупка).
    Согласно представленным документам Министерство здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) объявило о проведении электронного аукциона на закупку сухой молочной смеси для вскармливания детей от рождения до одного года из малообеспеченных семей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2015 году путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения №0169200001015000285 об осуществлении закупки.
    Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 24 696 656,06    рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 17.04.2015 года в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалоб контракт на закупку сухой молочной смеси для вскармливания детей от рождения до одного года из малообеспеченных семей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2015 году по итогам проведения закупки не заключен.
Представитель ЗАО «ИНФОРС-ФПК» на заседании Комиссии доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
В приложении № 1 к информационной карте (описанием объекта закупки) установлены требования к товару, безосновательно ограничивающие количество участников закупки. Это связано с тем, что заказчиком в отношении отдельных показателей закупаемой продукции ограничены диапазоны допустимых показателей белка, витамина «А», фолиевой кислоты, селена, в связи с чем требованиям заказчика соответствуют только смеси «Винни» и «Нутрилак». При этом, по мнению заявителя, смесь «Винни» также не соответствует требованиям документации о закупке, поскольку с учетом количества грамм в упаковке невозможно предложить кратное количество упаковок. В свою очередь, документация о закупке не предусматривает поставку товара в ином количестве.
По позиции № 3 представитель заявителя 1, также указал на ограничение количества участников закупки. По его мнению, установленным требованиям заказчика удовлетворяют две смеси: «Селия Эксперт 1», производства Lactaalis, Франция, а также смесь «Энфамил Липил Премиум 1», производства Мид Джонсон Нутришен, Голландия. При этом согласно информации, размещенной на официальном сайте www.enfamil.ru, Мид Джонсон Нутришен на сегодняшний день не реализует свою продукцию на территории Российской Федерации.
Таким образом, по мнению представителя заявителя 1, по позиции №3 приложения №1 к информационной карте также к поставке можно предложить товар единственного производителя.
Кроме того, по позициям 2, 4 приложения №1 к информационной карте заявитель отметил необоснованное установление требований к товару не в соответствии с положениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не позволит предложить к поставке товар, соответствующий требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но не отвечающий требованиям заказчика.
Согласно доводам, изложенным в жалобе заявителя 2, описание объекта закупки, размещенное в составе документации о закупке, носит необъективный характер.
Описание объекта закупки содержит существенные расхождения со стандартными показателями продукции, установленными в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом представитель заявителя указал, что документация о закупке не содержит обоснования необходимости использования таких показателей, чем вводит участников в заблуждение и не позволяет определить соответствие предлагаемых товаров требованиям заказчика.
Также заявитель 2 указывает, что документация о закупке устанавливает требование к составу заявки не в соответствии с положениями действующего законодательства о контрактной системе, поскольку не предусматривает указание в заявке наименования страны происхождения товара.
При этом в своей жалобе заявитель 2 отмечает, что рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе, а также приложение №1 к проекту государственного контракта, размещенного в составе документации о закупке содержит незаполненную графу «Производитель, место происхождения товара», в то время как требование по предоставлению данной информации в составе заявке исключено из положений Закона о контрактной системе Федеральным законом от 31.12.2014 года №498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что, определяя требования к необходимому к поставке товару, заказчик исходил в том числе из положений Технического регламента на молоко и молочную продукцию.
Кроме того, заказчик руководствовался нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, утвержденных Методическими рекомендациями МР 2.3.1.2432-08, а также рекомендациями врачей педиатров.
В связи с чем, по мнению представителей заказчика, описание объекта закупки не нарушает требования законодательства Российской Федерации.  

    Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Однако установленная законодательством необходимость указания в документации сведений о товаре, позволяющих определить требования заказчика, не должна приводить к тому, что эти требования будут установлены безосновательно.
По смыслу Закона о контрактной системе, на заказчике лежит бремя доказывания того обстоятельства, что только установленные им требования к товару могут обеспечить его потребности. Следовательно, при наличии на рынке нескольких аналогичных товаров различных производителей заказчик должен представить убедительные доказательства, почему данный товар не может быть ему поставлен.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать только те требования к товару, которые влияют на возможность (невозможность) его использования в целях, предусмотренных заказчиком, с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к поставляемому товару.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей – заменителей женского молока регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:
 - Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент);
 - Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 955 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Технического регламента, данный нормативный правовой акт устанавливает:
1) объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит настоящий Федеральный закон;
2) требования к безопасности объектов технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона;
4) правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона;
5) требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.
В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 2 Технического регламента продукты детского питания на молочной основе, молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки (в том числе сухие молочные напитки) для детей раннего возраста, молочные каши относятся к объектам технического регулирования указанного Технического регламента.
Под продуктами детского питания для детей раннего возраста понимаются продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от рождения до трех лет (часть 4 статьи 14 Технического регламента).
Адаптированная молочная смесь (заменитель женского молока) - это продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии (часть 5 статьи 14 Технического регламента).
Статья 15 Технического регламента содержит требования к продуктам питания на молочной основе:
- пищевая ценность продуктов детского питания на молочной основе должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста и должны быть безопасными для здоровья ребенка;
-   продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным Техническим регламентом и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
- продукты детского питания на молочной основе не должны содержать компоненты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, искусственных красителей и ароматизаторов.
Согласно части 13 статьи 15 Технического регламента действия указанной статьи распространяются также на молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки (в том числе сухие молочные напитки), молочные каши.
Согласно  части 3 статьи 43 Технического регламента молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном Техническим регламентом.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении №1 к информационной карте. Согласно указанному приложению к поставке требуется четыре позиции молочных смесей:
- сухая молочная смесь для вскармливания здоровых детей с рождения;
- сухая молочная смесь, обогащенная длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами для вскармливания  здоровых детей  с  рождения;
- сухая молочная смесь, обогащенная нуклеотидами  для вскармливания  здоровых детей  с  рождения;
- сухая молочная смесь, обогащенная длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами содержащая пребиотики и пробиотики  для вскармливания  здоровых детей  с  рождения.
На заседание Комиссии и в ответах на запросы о разъяснении положений документации о закупке представители заказчика пояснили, что Министерство здравоохранения Челябинской области закупает сухие молочные смеси для вскармливания детей от рождения до одного года.
Часть 7 статьи 15 Технического регламента определяет, что содержание витаминов и минеральных веществ в продуктах детского питания должно соответствовать уровню, установленному приложением 16 к настоящему Федеральному закону.
Приложение № 16 Технического регламента разделяет требования к содержанию микронутриентов для адаптированных молочных смесей для питания детей в возрасте от рождения до шести месяцев, для питания детей в возрасте старше шести месяцев и для питания детей в возрасте от рождения до года.
Комиссия, изучив содержащиеся в приложении №1 к информационной карте требования заказчика к адаптированным сухим молочным смесям и сравнив их на соответствие Техническому регламенту установила, что заказчиком изменены по сравнению с Техническом регламентом параметры содержания адаптированных сухих молочных смесей, что подтверждается данными, содержащимися в Таблице № 1.
Таблица № 1
Позиции приложения №1    Характеристики товара, изложенные в приложении №1    Характеристики Технического регламента
для адаптированных молочных смесей для питания детей в возрасте от рождения до шести месяцев    Характеристики Технического регламента
для адаптированных молочных смесей для питания детей в возрасте старше шести месяцев    Характеристики Технического регламента
для адаптированных молочных смесей для питания детей в возрасте от рождения до года
1) сухая молочная смесь для вскармливания  здоровых детей с  рождения:
Кальций    40-90 мг    33-70 мг    40-90 мг    40-90 мг
Фосфор    20-60 мг    15-40 мг    20-60 мг    40-90 мг
Калий    40-80 мг    40-85 мг    50-100 мг    40-80 мг
Железо    0,6-1,0 мг    0,3-0,9 мг    0,7-1,4 мг    0,6-1,0
Йод    5-35 мкг    5-15 мкг    5-35 мкг    5-35 мкг
Селен    1-1,5 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг
Витамин А    40-68 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг
Витамин Е    0,9-1,2 мкг    0,4-2,0 мкг    0,4-1,2 мкг    0,4-1,2 мкг
Осмоляльность    не более 320    не более 320    не более 320    не более 320
Фолиевая кислота    6-11 мкг    6-35 мкг    6-35 мкг    6-35 мкг
Энергетическая ценность    64-67 ккал    не установлено    не установлено    не установлено
2) сухая молочная смесь обогащенная длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами для вскармливания  здоровых детей  с  рождения:
Кальций    45-65 мг    33-70 мг    40-90 мг    40-90 мг
Фосфор    20-60 мг    15-40 мг    20-60 мг    40-90 мг
Калий    40-80 мг    40-85 мг    50-100 мг    40-80 мг
Железо    0,5-1,0 мг    0,3-0,9 мг    0,7-1,4 мг    0,6-1,0
Йод    9,5-12 мкг    5-15 мкг    5-35 мкг    5-35 мкг
Селен    1,5-2,5 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг
Витамин А    31-100 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг
Витамин Е    0,8-1,2 мкг    0,4-2,0 мкг    0,4-1,2 мкг    0,4-1,2 мкг
Осмоляльность    не более 320    не более 320    не более 320    не более 320
Фолиевая кислота    10-13 мкг    6-35 мкг    6-35 мкг    6-35 мкг
Энергетическая ценность    64-70 ккал    не установлено    не установлено    не установлено
Натрий    17-30 мг    15-30 мг    15-30 мг    15-30 мг
Магний    5,1-10,0 мг    3,0-9,0 мг    5-10 мг    4-10 мг
Нуклеотиды    1-3,2 мг    не более 35    не более 35    не более 35
Таурин    4,0-5,5 мг    не более 8 мг    не указано    не более 8 мг
Докозагексаеновая кислота    наличие     не установлено    не установлено    не установлено
3) сухая молочная смесь обогащенная нуклеотидами  для вскармливания  здоровых детей  с  рождения
Кальций    45-65 мг    33-70 мг    40-90 мг    40-90 мг
Фосфор    29-32 мг    15-40 мг    20-60 мг    40-90 мг
Железо    0,7-0,79 мг    0,3-0,9 мг    0,7-1,4 мг    0,6-1,0
Йод    8,1-10 мкг    5-15 мкг    5-35 мкг    5-35 мкг
Селен    1,5-2,5 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг
Витамин А    61-70 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг
Витамин Е    0,7-0,91 мкг    0,4-2,0 мкг    0,4-1,2 мкг    0,4-1,2 мкг
Осмоляльность    не более 320    не более 320    не более 320    не более 320
Фолиевая кислота    8,8-10,9 мкг    6-35 мкг    6-35 мкг    6-35 мкг
Энергетическая ценность    64-70 ккал    не установлено    не установлено    не установлено
Магний    5,4-6,0 мг    3,0-9,0 мг    5-10 мг    4-10 мг
Нуклеотиды    2,7-3,2 мг    не более 35    не более 35    не более 35
Таурин    4,1-6,0 мг    не более 8 мг    не указано    не более 8 мг
Докозагексаеновая кислота    наличие     не установлено    не установлено    не установлено
Марганец    6,8-17,0 мкг/л    1-30 мкг/л    1-30 мкг/л    1-30 мкг/л
Цинк    0,6-0,7 мг    3-10 мг    4-10 мг    3-10 мг
Витамин С    8,8-13,6 мг    55-150 мг    55-150 мг    55-150 мг
4) сухая молочная смесь обогащенная длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами содержащая пребиотики и пробиотики  для вскармливания  здоровых детей  с  рождения:
Кальций    33-70 мг    33-70 мг    40-90 мг    40-90 мг
Фосфор    15-40 мг    15-40 мг    20-60 мг    40-90 мг
Железо    0,3-0,9 мг    0,3-0,9 мг    0,7-1,4 мг    0,6-1,0
Селен    1,0-4,0 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг    1-4 мкг
Витамин А    40-100 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг    40-100 мкг
Витамин Е    0,4-1,2 мкг    0,4-2,0 мкг    0,4-1,2 мкг    0,4-1,2 мкг
Осмоляльность    не более 320    не более 320    не более 320    не более 320
Энергетическая ценность    64-70 ккал    не установлено    не установлено    не установлено
Пробиотики    наличие    не установлено    не установлено    не установлено
Пребиотики    наличие    не установлено    не установлено    не установлено
Калий    40-85 мг    40-85 мг    50-100 мг    40-80 мг

Таким образом, требования заказчика, указанные в приложении № 1 к информационной карте, не соответствуют требованиям Технического регламента, установленным к адаптированным молочным смесям различных групп детей раннего возраста (от рождения до шести месяцев; с шести месяцев до 1 года; от рождения до 1 года).
На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что сухая молочная смесь предназначена для детей возрастной категории с рождения и до одного года. В связи с чем, заказчиком объединены и выбраны оптимальные требования Технического регламента к адаптированным молочным смесям, которые установлены для детей с рождения до шести месяцев, а также с шести месяцев до 1 года.
Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, Техническим регламентом установлены также требования к адаптированным молочным смесям для детей с рождения до одного года, которые удовлетворяют потребность детей в питании данной возрастной категории. Следовательно, потребность в разработке новых требований к адаптированным молочным смесям для указанной категории детей у заказчика отсутствовала. Вместе с тем, заказчик данными требованиями действующего законодательства Российской Федерации не воспользовался и установил свои требования, которые не соответствуют требованиям Технического регламента для адаптированных молочных смесей, предназначенных для детей, требуемой возрастной категории.
Например, по позиции 1 приложения 1 показатель кальций установлен в соответствии с требованиями Технического регламента к адаптированным молочным смесям для питания детей в возрасте от шести месяцев  до одного года, а также для детей с рождения и до одного года (40-90 мг); по позиции 2 приложения 1 нижняя граница   показатель железа (0,5 мг) входит в допустимые пределы адаптированных молочных смесей для детей с рождения до шести месяцев, а верхняя граница (1,0 мг) – для детей групп от шести месяцев до года, с рождения до одного года и так далее.
Кроме того, некоторые показатели выходят за пределы требований к адаптированным молочным смесям для питания детей различных возрастных групп: нижняя граница диапазона допустимых значений по показателю витамин А позиции 2 приложения №1 предусматривает значение 31 мкг-экв/л при условии, что минимальное допустимое значение для всех установленных возрастных групп детей – 40  мкг-экв/л.
При этом, документацией о закупке не установлено обоснование необходимости использования других показателей не в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Таким образом, требования приложения №1 установлены не в соответствии с требованиями Технического регламента, что не соответствует положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод представителя заказчика о том, что установление параметров связано с территориальными и социальными особенностями детей в возрасте о 0 до 12 месяцев, проживающих в Челябинской области, не может быть принят во внимание, поскольку федеральное законодательство действует на всей территории Российской Федерации. Следовательно, устанавливает права и обязанности сторон при вступлении в отношения, связанные с производством и реализацией молока и молочной продукции на территории Российской Федерации.
Кроме того, требования к молочным смесям, установленные не в соответствии с Техническим регламентом необоснованно ограничивают количество участников закупки, имеющим возможность поставить товар в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, по позиции 1 приложения №1 установлено требование о поставке адаптированной молочной смеси с энергетической ценностью от 64 до 67 ккал.  При этом данный показатель Техническим регламентом не установлен, что подтверждается, в том числе представленной на заседание Комиссии представителями заказчика таблицей.  
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителями заявителя 1 представлена упаковка адаптированной молочной смеси МД мил Стандарт, которая по своему составу соответствует требованиям пункта 1 приложения №1, но имеет энергетическую ценность на 100 мл выше на 1,7 ккал, установленной заказчиком. При этом обоснование, почему адаптированная молочная смесь энергетической ценностью 68,7 ккал на 100 мл готового продукта не соответствует потребности заказчика  ни в материалы дела, ни на заседание Комиссии не представлено.
По позиции 3 Приложения №1 установлено требование о поставке адаптированной молочной смечи с показателем магний в диапазоне от 5,4 до 6,0. При условии, что требованиями технического регламента установлено: для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев – 3,0-9,0 мг; для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев – 5,0 - 10,0 мг; для питания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев – 4,0-10,0 мг.
Вместе с тем, например, молочная смесь Беллакт 0-12 имеет показатель магния в 100 мл восстановленного продута - 6,1 мг, что не соответствует требованиям позиции 3 Приложения №1.
При этом, заключений специалистов (экспертов) о необходимости изменения параметров содержания, установленных в Техническом регламенте и эффективности такого изменения с учетом всех особенностей применения адаптированных сухих молочных смесей представителями Министерства здравоохранения не представлено.
Также Министерством здравоохранения Челябинской области не представлены документы, на основании которых установлены характеристики к адаптированным сухим молочным смесям.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 15 Технического регламента продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Следовательно, все адаптированные смеси, выпускающиеся в соответствии с требованиями Технического регламента соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а соответственно удовлетворяют потребности детей раннего возраста жизни в потреблении тех или иных микроэлементов.
Однако, устанавливая требования к необходимому к поставке товару, не в соответствии с положениями Технического регламента заказчик ограничивает участие в закупке организаций, имеющих возможность поставки товара, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
При этом, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен статьей 45 Закона о контрактной системе, в том числе в части предоставления обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии, выданной банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Однако в пункт 14 информационной карты в части порядка предоставления обеспечения исполнения контракта заказчиком установлено требование о необходимости предоставления банковской гарантии, выданной банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, что не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.
 
3. Согласно подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе установлены в пункте 8 информационной карты. Вместе с тем, данные требования не соответствуют положениям подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку не предусматривают указание в составе заявки наименования страны происхождения товара.
При этом рекомендуемая форма первой части заявки (приложение №2 к информационной карте) содержит столбец под наименованием: «Страна происхождения поставляемого товара». Однако, следует отметить, что данная форма является рекомендуемой, следовательно, не обязательна к заполнению.
Кроме того, спецификация к проекту контракта (приложение № 1 к проекту контракта) предусматривает включение информации о производителе и месте происхождения товара. При условии, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено требование о предоставлении участником в составе заявки информации о производителе и месте происхождения товара.
Таким  образом, в нарушение подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком установлены противоречивые, не соответствующим указанным положениям законодательства о контрактной системе требования к составу первой части заявки.

        Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:
    
1. Признать доводы жалоб ЗАО «ИНФОРС-ФПК», ООО «Компания Тонис» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку сухой молочной смеси для вскармливания детей от рождения до одного года из малообеспеченных семей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2015 году (изв. № 0169200001015000285)  обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 8 статьи 42, части 1 статьи 45  Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                            


Члены комиссии                                                     

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 203,206-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе

22 апреля 2015 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:        -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов
Комиссии:        -    специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 22.04.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалоб ООО «Компания Тонис», ЗАО «ИНФОРС-ФПК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку сухой молочной смеси для вскармливания детей от рождения до одного года из малообеспеченных семей и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2015 году (изв. №0169200001015000285) (далее – закупка), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству здравоохранения Челябинской области с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предписания не заключать контракт по итогам проведения закупки, оформленной протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.04.2015 года.

2. Аукционной комиссии в срок до 05.05.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки и передать указанное решение Министерству здравоохранения Челябинской области для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

3. Министерству здравоохранения Челябинской области в срок до 07.05.2015 года:
3.1. принять решение об отмене закупки (изв. № 0169200001015000285):
3.2. разместить указанные в пунктах 2, 3.1 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

4. ООО «РТС-тендер» с 27.04.2015 обеспечить Министерству здравоохранения Челябинской области возможность исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания;

5. Министерству здравоохранения Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 13.05.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, скриншоты с официального сайта  www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии                     

Члены комиссии                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны