Решение б/н Решение № 208-ж/2017, № 210-ж/2017 по жалобе на действия кон... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 208-ж/2017, № 210-ж/2017

 

25 апреля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ...., ООО «РИК» (далее – Заявители) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (извещение № 0169200000117000002)(далее – конкурс) в присутствии:

- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности № 6-ю от 03.04.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 4-ю от 16.02.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 3-ю от 16.02.2017;

- представителя ООО «РИК», действующего на основании Приказа № 7 от 25.04.2017;

-представителя ООО «РИК», действующего на основании доверенности № 5 от 10.01.2017;

- в отсутствии представителя ... надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 18.04.2017 поступили жалобы ИП .... и ООО «РИК» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (извещение № 0169200000117000002).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 713 315 рублей 00 копеек.

По состоянию на 25.04.2017 контракт по результатам конкурса не заключен, определение поставщика в части заключения контракта Заказчиком приостановлено антимонопольным органом.

1) Согласно доводам, изложенным в жалобе, ИП... полагает, что его заявка неправомерно отклонена конкурсной комиссией. В заявке указаны значения показателей, которые полностью соответствуют параметрам, установленным в конкурсной документации. В обоснование своей позиции, индивидуальный предприниматель указывает, что отсутствие в заявке слов «не более», не изменяет суть предложения. При этом, по мнению ИП ...., его заявка на участие в конкурсе с технической точки зрения полностью соответствует потребности Заказчика.

Также ИП ... указывает, что заявка победителя ИП ... должна быть отклонена конкурсной комиссией, поскольку в предложении участника содержится слово «быть» в будущей форме, следовательно, участником нарушены положения документации, касающиеся инструкции по заполнению заявки.

Представитель ИП ... на заседание комиссии не явился, доказательства обоснованности жалобы не представил, направил в адрес Челябинского УФАС России ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

2) ООО «Рик» также указывает, что заявка ИП .... подлежала отклонению конкурсной комиссии, поскольку участником представлены недостоверные сведения о сроках оказания услуг. Так победителем закупки в заявке указано, что срок оказания услуг по контракту составляет 2 календарных месяца. Заявитель считает, что заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку контрактом предусмотрены иные сроки оказания услуг.

По мнению ООО «Рик», Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе при размещении в единой информационной системе протокола вскрытия и оценки заявок участников конкурса. Представитель общества на заседании комиссии дополнительно пояснил, что указанные протоколы размещены в единой информационной системе без подписей членов комиссии.

Также в жалобе ООО «Рик» сказано, что при проведении открытых конкурсов не допустимо требовать от участников конкурса указания в заявке конкретных значений показателей.

На заседании комиссии представитель ООО «Рик» пояснил, что заявка общества неправомерно отклонена конкурсной комиссией, поскольку требование об указании в заявке конкретных значений показателей установлено в конкурсной документации неправомерно.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что заявка ИП ... правомерно отклонена конкурсной комиссией, поскольку индивидуальный предприниматель изменил значения показателей, которые в силу инструкции и документации не могут быть изменены участниками конкурса.

По мнению конкурсной комиссии, предложенные участником значения изменяют суть описания объекта закупки, следовательно, услуги, предложенные участником, не будут соответствовать потребности Заказчика.

Также представители в письменных пояснениях указали, что заявка ИП ... полностью соответствует положениям конкурсной документации. При этом, представитель Заказчика отметил, что отклонение заявки участника в связи с тем, что в заявке установлен срок исполнения контракта, который не соответствует срокам, установленным в документации и проекте контракта, не допускается.

Более того, слово «быть» не изменяет сущность предложения участника закупки, поскольку слово имеет значение «существовать». То есть в заявке участник подтверждает, что указанные значения соответствуют требованиям, установленным в документации.

Представителя Заказчика также отметили, что протоколы вскрытия и оценки заявок участников конкурса были подписаны всеми членами комиссии. Более того, конкурсная комиссии руководствовалась требованиями части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, которая не содержит императивного требования о размещении в ЕИС протокола, подписанного всеми членами комиссии в отсканированном варианте.

Также представители Заказчика сделали ссылку на письмо Министерства экономического развития от 31.12.2014 №Д28и-2878, в котором сказано, что ЕИС предусмотрено автоматическое формирование протоколов в виде электронного документа, который впоследствии подписывается электронной подписью.

На заседании комиссии указано, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются неизменяемые показатели, так и максимальные / минимальные значения, которые должны быть конкретизированы участниками закупки. Исходя из требований статьи 33 Закона о контрактной системе в документации установлено требование, согласно которому участники должны конкретизировать значения показателей, которые указаны в столбце «максимальные / минимальные значения».

Представители Заказчика просили признать доводы жалобы необоснованными.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. Согласно части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия в течение 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурс рассматривает и оценивает заявки участников конкурса.

В силу части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и установлены в конкурсной документации.

При этом, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок.

1.1. Как видно из приложения № 1 к конкурсной документации «Наименование и описание объекта закупки», Заказчик установил требование, согласно которому надгробные сооружения должны соответствовать следующим показателям:

- Отклонение высоты (ширины) стелы и подставки не более ± 5 мм;

- Отклонение ширины деталей цветника, не более ± 4 мм;

- Отклонение длины деталей цветника, не более ± 10 мм;

- Отклонение от плоскости на 1 м длины (ширины) по полированной поверхности, не более ± 1мм;

- Отклонение от прямого угла смежных граней на 0,5 м длины (ширины), не более ± 1 мм.

При этом рассматриваемые характеристики указаны Заказчиком в столбце «Показатели, значения которых не могут изменяться».

Пунктом 17 Информационной карты конкурсной документации установлены требования к оформлению заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению.

В подпункте 2 Инструкции по заполнению заявки определено, что показатели из столбца «Показатели, значения которых не могут изменяться» указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений.

Как видно из материалов дела, в заявке ИП ... указаны следующие характеристики:

- Отклонение высоты (ширины) стелы и подставки ± 5 мм;

- Отклонение ширины деталей цветника ± 4 мм;

- Отклонение длины деталей цветника 10 мм;

- Отклонение от плоскости на 1 м длины (ширины) по полированной поверхности ± 1мм;

- Отклонение от прямого угла смежных граней на 0,5 м длины (ширины) ± 1 мм.

Таким образом, в заявке индивидуального предпринимателя по показателям, которые не могут быть изменены, указаны параметры, который не соответствует значениям, установленным в документации, следовательно, конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ИП ...

Следует отметить, что значения показателя, установленное Заказчиком, предполагает изготовление деталей памятника с размерами, попадающими в диапазон с возможными отклонениями от заданного размера не более чем на 5 мм.

Вместе с тем, значение показателя, предложенное участником, фактически означает, что деталь памятника может быть изготовлена только в двух размерах: на 5 мм меньше или на 5 мм больше заданного размера, однако, участник заранее не может точно указать, например, что отклонение будет ровно на 5 мм меньше / больше заданного значения.

В связи с этим, Заказчик установил данный показатель как диапазонный и неизменяемый. Таким образом, довод Заявителя о том, что заявка ИП ..неправомерно отклонена конкурсной комиссией, не обоснован.

1.2. Как видно из приложения № 1 к конкурсной документации «Наименование и описание объекта закупки» Заказчик установил требование, согласно которому структура мрамора должна быть мелкозернистой или крупнозернистой.

При этом рассматриваемая характеристика указана Заказчиком в столбце «Минимальные и/или максимальные значения показателей».

Пунктом 17 Информационной карты конкурсной документации установлены требования к оформлению заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению.

В подпункте 1 Инструкции по заполнению заявки определено, что показатели из столбца «Минимальные и/или максимальные значения показателей» указываются участником точными (конкретными) значениями и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, двусмысленных толкований, слов «не менее», «или», «не более», «должен (должна, должно, должны) быть», «должен (должна, должно, должны)», «не ниже», «не выше», и т. п.

Как видно из материалов дела, в заявке ООО «Рик» установлена следующая характеристика:

- структура мрамора — мелкозернистая, крупнозернистая.

Таким образом, в заявке общества по показателю, который должен быть конкретизирован, участником указано двойное предложение, что не соответствует положениям конкурсной документации, поскольку в конкурсная документация предполагает выбор одного из вариантов структур, предложенной Заказчиком.

Указание в Приложение № 1 к конкурсной документации «Наименование и описание объекта закупки» 2-х видов структур мрамора с использованием союза «или» означает необходимость выбора участником закупки одной из структур, предложенной Заказчиком, ввиду взаимоисключающего значения указанного союза, и, следовательно, характеристик, которые сопровождаются указанным союзом.

Заявка ООО «Рик» содержит двойное предложение, что не соответствует требованиям конкурсной документации.

Таким образом, заявка ООО «Рик» правомерно отклонена конкурсной комиссией на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Также подлежит отклонению довод ООО «Рик», согласно которому Заказчик при проведении открытого конкурса не вправе устанавливать требования об указании в заявке конкретных значений показателей.

В силу пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

При этом, следует также отметить, что в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Важно также отметить, что Заказчик самостоятельно определяет показатели, которые позволят определить соответствие поставляемого товара потребности Заказчика.

Заказчиком в документации установлено, что в поставке может быть предложен надгробный памятник из мрамора мелкозернистого или крупнозернистого.

В данном случае, указав в инструкции, что показатели из столбца «Минимальные и/или максимальные значения показателей» указываются участником точными (конкретными) значениями и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, двусмысленных толкований, Заказчик предоставил участникам право выбора.

Таким образом, участники в любом случае должны конкретизировать значение характеристик, что следует из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Необходимо подчеркнуть, что конкурсная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).

Более того, Общество не воспользовалось правом обжалования конкурсной документации в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. Подавая заявку, участник выразил согласие с установленными требованиями конкурсной документации.

Таким образом, довод ООО «РИК», согласно которому Заказчик неправомерно установил в документации требование об указании в заявке конкретных значений показателей, что привело к неправомерному отклонению его заявки, не обоснован.

1.3. ИП ... признан победителем открытого конкурса. Как видно из заявки победителя открытого конкурса, ИП ... в столбце «показатели, значения которых не могут изменяться» указал характеристики в соответствии с установленными значениями без изменений. Вместе с тем, также указаны слова «будет» / «не будет».

В данном случае следует отметить, что в словаре Т.Ф. Ефремовой сказано, что глагол «быть» употребляется как вспомогательный глагол или глагол-связка в составном именном сказуемом.

Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова глагол «быть» имеет значение «существовать», то есть, указание в предложение слова «быть » не изменяет сущность предложения участника закупки. В заявке участник подтверждает, что значения соответствуют требованиям, установленным в документации.

Таким образом, заявка ИП ... содержит характеристики оказываемых услуг в соответствии с установленными значениями без изменений.

1.4. ООО «Рик» также полагает, что заявка ИП ... подлежит отклонению, поскольку в заявке индивидуальный предприниматель указал недостоверные сведения о сроках оказания услуг. Так, победителем закупки в заявке определено, что срок оказания услуг по контракту составляет 2 календарных месяца. Вместе с тем, контрактом предусмотрены иные сроки оказания услуг.

В данном случае следует отметить, что в силу части 3 статьи 53 конкурсная комиссия может отклонить заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, установленным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Частью 3.1.статьи 53 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Необходимость отметить, что из совокупного толкования статьей 779, 783, 708 ГК РФ следует, что срок оказания услуг является существенным условием при заключении такого договора.

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного или муниципального контракта не допускается.

Из этого следует, что «срок оказания услуг» не является предметом рассмотрения и оценки конкурсной комиссией.

Более того, согласно части 1 статьи 314 ГК РФ обязательство предусматривающее или позволяющее определить период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в любой момент в пределах такого периода, то Исполнитель имел право оказать услуги, предусмотренные контрактом, в любой момент периода, определенного контрактом.

Таким образом, довод жалобы ООО «РИК», согласно которому заявка ИП ... подлежала отклонению конкурсной комиссии, поскольку участником представлены недостоверные сведения о сроках оказания услуг, не обоснован.

2. Согласно части 7 статьи 52 и части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения и оценки заявок подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что такие протоколы в обязательном порядке должны быть подписаны. Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит императивного требования о том, что в ЕИС размещаются сканированный вариант протокола с подписями членов комиссии.

В соответствии с пунктом 3 положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 913, информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.

Функционалом сайта www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) предусмотрено автоматическое формирование протоколов в виде печатной формы, который при публикации подписывается усиленной электронной подписью пользователя, выполняющего операцию.

Таким образом, размещение на официальном сайте подписанного протокола в отсканированном виде, содержащего графическое изображение подписей всех членов комиссии, является правом, а не обязанностью заказчика.

Позиция антимонопольного органа подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 06.03.2015 N Д28и-553.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать довод жалоб ИП .... и ООО «РИК» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (извещение № 0169200000117000002) необоснованными.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны