Определение №НМ/17026/23 Определение о ВД в отн. физ.лица от 11 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/5-2837/2023
07 декабря 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев заявление и материалы по факту распространения рекламных листовок под видом извещений на оплату услуг по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА
Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица, перенаправленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (от 10.10.2023 вх. № 13481/23; далее — заявитель № 1), заявление физического лица (от 01.11.2023 вх. № 14570/23; далее — заявитель № 2), заявления физического лица, перенаправленное Прокуратурой Челябинской области (от 22.11.2023 вх. № 15656/23; далее — заявитель № 3) по факту распространения рекламных листовок под видом извещений на оплату услуг по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды по адресам: г. Магнитогорск, ул. Жукова, д. 15/1, ул. Московская, д. 37, ул. Советская, д. 115.
На представленных заявителями рекламных листовках присутствует указание на телефонный номер (3519)<...>.
Согласно сведениям, представленным ПАО «МТС», абонентский номер (3519) <...> зарегистрирован на физическое лицо _______________________________________ на основании договора об оказании услуг связи № 174383416903 от 30.05.2022.
Челябинским УФАС России направлены запросы указанному физическому лицу (от 23.10.2023 исх. № НМ/14559/23, от 24.11.2023 исх. № НМ/16236/23), ответы на которые в установленные сроки не поступили.
ООО «УК «Домовой» представлены пояснения, в соответствии с которыми в обслуживаемом им многоквартирном доме по адресу: г. Магнитогорск, ул. Жукова, д. 15/1, организация «ЖилСервис Магнитогорск» за разрешением о распространении рекламы не обращалась, договорные отношения отсутствуют.
ООО «КУРС» пояснено, что им оказываются услуги и выполняются работы за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Магнитогорск, ул. Московская, д. 37. Рекламодателем рекламы является организация «ЖилСервис г. Магнитогорск», иную информацию ООО «КУРС» не имеет.
ООО «Городская Коммунальная Служба МКД» представлены пояснения, согласно которым им предоставляются коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения многоквартирному дому по адресу: г. Магнитогорск, ул. Советская, д. 115. Договорные отношения с организацией «ЖилСервис г. Магнитогорск» отсутствуют.
Челябинским УФАС России направлены запросы ООО «ЖилСервис», расположенного в г. Магнитогорске (от 23.10.2023 исх. № НМ/14555/23), в том числе ООО «ЖИЛСЕРВИС», указанного заявителем № 2 (от 03.11.2023 исх. № НМ/15255/23), ответы на которые в уставленные сроки не поступили.
Антимонопольным органом направлен запрос ООО «Региональная цементная компания» (от 03.11.2023 исх. № НМ/15254/23), ответ на который в уставленный срок не поступил.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Так, в почтовых ящиках многоквартирных домов г. Магнитогорска распространялись листовки, содержащую информацию о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды с указанием нормативных правовых актов, а также организации, номере телефона, норматива потребления коммунальной услуги, тариф, повышающего коэффициента и суммы начисления. Рассматриваемые листовки имеют наименование «Извещение».
Данные листовки являются рекламой поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы:
- адресованы неопределенному кругу лиц;
- направлены на привлечение внимания к услугам предоставляемым организацией по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды;
- направлены на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Содержание рассматриваемых листовок позволяет установить, что они изготовлены с использованием элементов, которые применяются при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (штрих-код, указание на наименование «Извещение», ссылки на нормативнеы правовые акты).
Кроме того, отсутствие указание на организационно-правовую форму «ЖилСервис г. Магнитогорск», без указание на конкретного хозяйствующего субъекта может создавать у потребителей впечатление о наличии метрологического центра/сервиса ЖКХ, способного и полномочного осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды
Учитывая изложенное, форма изготовления рекламы в виде извещений, наличие в ней реквизитов, включая исполнителя услуг, ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, что также вводит в заблуждение потребителя, что свидетельствует о наличии признаков нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.
Рекламодателем, в рассматриваемом случае является физическое лицо ________________________________________.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 074/05/5-2837/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Продлить срок рассмотрения дела № 074/05/5-2837/2023 до 07 марта 2024 года.
3. Назначить дело № 074/05/5-2837/2023 к рассмотрению на 16 января 2024 в 13:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.
4. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявители № 1, № 2, № 3;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ________________________________.
5. Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, _______________________ в срок до 12 января 2024 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:
5.1) письменные пояснения по факту указания телефонного номера (3519) <...> в рекламе услуг по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды;
5.2) письменные пояснения по факту распространения листовок, по указанным в Определении адресам, с предложением заключить договор на оказание услуг по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды под видом квитанций, с признаками нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»;
5.3) информацию о мерах, принятых по прекращению распространения данных рекламных листовок с предложением заключить договор на оказание услуг по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды под видом квитанций;
5.4) иные сведения, имеющие отношения к рассматриваемому делу.
При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.
Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.