Решение б/н Решение и предписание по делу № 21-03-18.1/2013 по жалобе ОА... от 9 сентября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 4 сентября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 6 сентября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Лупанова Наталья Сергеевна – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 21-03-18.1/2013 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Сигнал» в присутствии:

  • представителя ОАО «Сигнал» по доверенности;

  • представителя ОАО «Сигнал» по доверенности;

  • представителя ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности;

  • представителя ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) ОАО «Сигнал» при проведении открытого конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760) (далее – конкурс).

В жалобе (вх. № 10466 от 29.08.2013) указано следующее. 27 августа 2013 года заказчиком на официальном сайте был опубликован протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок. Согласно данному протоколу к участию в конкурсе допущен один участник Страховое Открытое Акционерное Общество «ВСК». Остальные участники: ОАО «СОГАЗ», ОАО САК «Энергогарант», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «МАКС», к участию в конкурсе допущены не были.

В информационной карте открытого конкурса установлено требование ко всем участникам закупки о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в размере 5 % (пять процентов) от начальной (максимальной) цены договора.

В соответствии с пунктом 4.2 конкурсной документации установлено, что участие в настоящем открытом конкурсе возможно при наличии на счете Участника конкурса, открытом ему Оператором ЭТП, денежных средств, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в настоящем открытом конкурсе. Для участия в настоящем открытом конкурсе Участник конкурса подает заявку на участие в открытом конкурсе, подготовленную в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Регламента ЭТП и с учетом требований настоящей Конкурсной документации, по адресу http://www.etprf.ru.

В Регламенте ЭТП установлено, что разместить заявку на участие в конкурсе без достаточных денежных средств невозможно.

Заказчиком было отстранено от участия в конкурсе ОАО «АльфаСтрахование» по причине нарушения пункта 4.5 информационной карты. А именно не внесены денежные средства в качестве обеспечения заявки.

Согласно автоматически сгенерированному ЭТП письму, отправленному с электронного адреса info@mail.etprf.ru, на счету ОАО «АльфаСтрахование» осуществлено прекращение блокирования операций по счету для проведения операций по обеспечению заявки на участие в извещении № ОК013081500001 в размере 34 250, 00 рублей. Именно такая сумма требовалась в качестве обеспечения заявки. Данный факт доказывает необоснованный отказ в допуске к участию ОАО «АльфаСтрахование» по причине невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки.

На заседании Комиссии представители ОАО «АльфаСтрахование» пояснили.

Жалобу на действия заказчика (вх. № 10466 от 29.08.2013) поддерживают в полном объеме. Выводы, сделанные в жалобе, считают верными и обоснованными.

Представители ОАО «Сигнал» с доводами жалобы ОАО «АльфаСтрахование» не согласились, представили на заседание Комиссии отзыв на жалобу и дополнение к отзыву и пояснили следующее.

23 августа 2013 года конкурсной комиссией была проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. 2 заявки были представлены на бумажном носителе, 4 заявки – в виде электронного документа. Денежные средства, предусмотренные конкурсной документацией в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в размере 5 % от начальной (максимальной) цены договора, по мнению комиссии, были внесены тремя участниками конкурса: ОАО «САК «Энергогарант»; Страховая группа «СОГАЗ», Страховое открытое акционерное общество «ВСК».

Именно эти три участника конкурса перечислили денежные средства, предусмотренные конкурсной документацией в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, на расчетный счет заказчика.

Сведений о перечислении денежных средств другими участниками конкурса у конкурсной комиссии не имелось.

К участию в конкурсе был допущен только один участник конкурса СОАО «ВСК» и на основании пункта 6.5 конкурсной документации конкурс признан несостоявшимся.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Предметом открытого конкурса является оказание финансовой услуги по страхованию гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде согласно информационной карте конкурса.

Заказчиком открытого конкурса является ОАО «Сигнал».

Конкурсная документация и извещение о проведении открытого конкурса опубликованы в сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 685 000 (шестьсот восемьдесят пять тысяч) рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23 августа 2013 года № 1 на участие в открытом конкурсе было подано 6 заявок.

Участниками конкурса являются Открытое акционерное общество «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», Страховая группа «СОГАЗ», ОСАО «Ингосстрах», Страховая компания «АльфаСтрахование», Страховая группа «МАКС», Страховое открытое акционерное общество «ВСК».

В протоколе вскрытия конвертов указано, что к конкурсу не могут быть допущены следующие участники конкурса: ОСАО «Ингосстрах», Страховая группа «МАКС», СК «АльфаСтрахование» по причине невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе на основании пункта 4.5 конкурсной документации.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель заказчика указал, что денежные средства в качестве обеспечения заявки должны были быть перечислены на расчетный счет ОАО «Сигнал». Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав документы открытого конкурса, приходит к выводу, что требование о внесении денежных средств на расчетный счет заказчика не установлено в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 11 информационной карты открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе может быть подана в электронной форме по адресу ЭТП http://www.etprf.ru и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru согласно требованиям Инструкции Участникам конкурса. Каждый Участник конкурса может подать только одну заявку.

В соответствии с пунктом 1.1.10 конкурсной документации заказчиком установлено требование ко всем Участникам закупки о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в размере 5% (пять процентов) от начальной (максимальной) цены Договора, в сумме, указанной в Информационной карте Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 16 информационной карты открытого конкурса размер обеспечения заявки составляет 5% от начальной максимальной суммы: 34,25 тысячи рублей (тридцать четыре тысячи двести пятьдесят рублей).

В соответствии с пунктом 4.2 конкурсной документации участие в настоящем открытом конкурсе возможно при наличии на счете Участника конкурса, открытом ему Оператором ЭТП, денежных средств, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в настоящем открытом конкурсе. Для участия в настоящем открытом конкурсе Участник конкурса подает заявку на участие в открытом конкурсе, подготовленную в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Регламента ЭТП и с учетом требований настоящей Конкурсной документации, по адресу http://www.etprf.ru.

В соответствии с пунктом 18.6 регламента электронной торговой площадки подача заявки в электронном конкурсе возможна при наличии у участника размещения заказа на счете, открытом ему оператором площадки, денежных средств, достаточных для внесения обеспечения заявки участника размещения заказа.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что при оценки заявок на участие в конкурсе заказчику необходимо было проанализировать документы, представленные на электронную торговую площадку, поскольку в конкурсной документации указано о возможности участия только при наличии на счете участника конкурса, открытом ему Оператором ЭТП, денежных средств, в размере не менее, чем размер обеспечения заявки на участие в настоящем открытом конкурсе. Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что блокирование денежных средств для участия в конкурсе в размере обеспечения заявки на счете, открытом оператором электронной торговой площадки, является обеспечением заявки. Заказчиком в конкурсной документации не указано, что обеспечение заявки должно быть перечислено на расчетный счет заказчика. Следовательно, заказчик необоснованно не допустил к участию в конкурсе участников, которые хоть и не перечислили на расчетный счет заказчика денежные средства, но денежные средства которых для участия в конкурсе были заблокированы оператором электронной торговой площадки, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, заказчик указал в конкурсной документации одновременно с тем, что заявки подаются в электронном виде, также порядок вскрытия конвертов с заявками. Участники подавали заявки, как в электронном виде, так и в запечатанных конвертах. Не указан был заказчиком в конкурсной документации порядок перечисления обеспечения заявки, что повлекло за собой неоднозначное толкование участниками возможности внесения обеспечения заявок. Участники внесли обеспечение через электронную торговую площадку и путем перечисления на расчетный счет заказчика. Таким образом, конкурсная документация содержит неоднозначные сведения, которые способствовали введению в заблуждение участников конкурса относительно способа подачи заявки и способа внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

2. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 информационной карты открытого конкурса для определения лучших условий исполнения контракта одним из критериев, является цена контракта, значимость которого в соответствии с информационной картой документации составляет 50%.

Таким образом, именно критерий «цена контракта» обладает наибольшей значимостью, позволяющей участникам закупок одержать победу в торгах.

В информационной карте конкурса указано, что размер страховой премии составляет 685 000,00 руб.

Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта) при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

Согласно части 11 статьи 7 Закона о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденные Национальным союзом страховщиков ответственности (далее – НССО) от 14.12.2011 (далее – Правила), определяют, что понижающий коэффициент (К3) определяется исходя из сведений об уровне безопасности, содержащихся в декларации безопасности на опасный объект.

Таким образом, участник конкурса для расчета предложения о цене контракта должен обладать полной информацией о возможности применения указанного коэффициента в соответствии с требованиями законодательства о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Следует отметить, что все страховщики в указанной сфере страхования в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего на основании настоящего Федерального закона, что возлагает на них ответственность по соблюдению указанных правил.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно оказываемых услуг, что в свою очередь позволяет участникам сформировать цену своего предложения на конкурсе с учетом специфики предмета размещения заказа.

Тем самым, реализуются цели и принципы Закона о закупках в частности информационная открытость закупки, равноправие, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и отсутствие ограничения допуска к участию в закупке.

Кроме того, как указано в пункте 1.4 Правил в качестве основной задачи деятельности страховщиков в указанной сфере является обеспечение соответствия деятельности членов НССО принципам добросовестности конкуренции.

Таким образом, отсутствие в конкурсной документации информации об уровне безопасности опасных объектов не дает участникам конкурса достаточных оснований для применения понижающего коэффициента с учетом положений части 9 статьи 7 Закона о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта, что не позволяет в итоге надлежащим образом сформировать цену контракта для победы в торгах.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации не были указаны сведения об уровне безопасности, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Сигнал» обоснованной;

2. Признать действия ОАО «Сигнал» при проведении открытого конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760), выразившиеся в нарушении порядка формирования конкурсной документации, а именно: в неуказании в конкурсной документации информации об уровне безопасности опасных объектов, указании неоднозначной информации о способе подачи заявок, способе внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать действия ОАО «Сигнал» при проведении открытого конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760), выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок на участие в конкурсе, противоречащими части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Выдать ОАО «Сигнал» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, об отмене открытого конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760).

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Н.С. Лупанова

А.И. Елкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 19

по делу № 21-03-18.1/2013

 

4 сентября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Лупанова Наталья Сергеевна – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 04.09.2013 № 21-03-18.1/2013 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Сигнал», выразившиеся в нарушении порядка проведения конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Сигнал» прекратить нарушение порядка проведения конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760), выразившиеся в нарушении порядка формирования конкурсной документации, а именно: в неуказании в конкурсной документации информации об уровне безопасности опасных объектов, указании неоднозначной информации о способе подачи заявок, способе внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

2. ОАО «Сигнал» в срок до 17 сентября 2013 года отменить конкурс по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение № 31300475760), отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного конкурса.

3. ОАО «Сигнал» в случае проведения конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

  1. указать в конкурсной документации информацию об уровне безопасности опасных объектов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

  2. установить в конкурсной документации порядок приема заявок, который не будет вводить в заблуждение участников закупки относительно формы заявки на участие в конкурсе;

  3. установить в конкурсной документации порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, который не будет вводить в заблуждение участников закупки относительно способа внесения обеспечения заявки.

4. ОАО «Сигнал» в срок до 1 октября 2013 года в качестве доказательства исполнения настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, а именно надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного конкурса, а также скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения об отмене конкурса. В случае проведения конкурса по отбору страховой компании для оказания услуг по страхованию риска гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты в течение 5 дней после опубликования информации по конкурсу представить в Челябинское УФАС России копии: извещение о проведении открытого конкурса, утвержденную документацию со всеми приложениями, доказательства размещения конкурса на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Н.С. Лупанова

А.И. Елкина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны