Решение б/н Решение по делу № 21-04/15 в отношении ОАО «МРСК Урала» от 21 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «11» августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «14» августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>.– руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в отсутствие представителей ОАО «Межрегиональная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала») и <…>, рассмотрев дело № 21-04/15 по признакам нарушения ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) — далее Правила Присоединения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Между <…> и ОАО «МРСК Урала» 22.10.2014 заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям № 6100027118 жилого дома (строительство) по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находится примерно в 1140 метрах от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 метрах от д. Бухарино по направлению на юго-запад (кад. № 74:19:0801002:1021).

Согласно пункту 1.8 договора на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора. Подписанный экземпляр договора возвращен <…> в ОАО «МРСК Урала» 27.10.2014.

Таким образом, предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов <…>– 27.04.2015.

27.04.2015 письмом вх. № 6420 <…>обратился в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков исполнения мероприятий по договору на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118.

Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы <…> направлены запросы заявителю и в ОАО «МРСК Урала».

Письмом от 06.07.2015 исх. № ЧЭ/07/224 ОАО «МРСК Урала» сообщило в Челябинское УФАС России, что в настоящее время осуществлены проектно-сметные работы и закуп электросетевого оборудования. Технологическое присоединение объектов <…> не завершено по причине неизвещения <…> о выполнении своих мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора, а договор на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 предполагает двухсторонние обязательства сторон.

08.07.2015 приказом № 192 Челябинским УФАС России было возбуждено дело № 21-04/15 в отношении ОАО «МРСК Урала» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившегося в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

В подпункте «б» пункта 16 Правил присоединения одним из существенных условий договора на технологическое присоединение указан срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Данная норма является императивной, следовательно, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению не может быть продлен по соглашению сторон.

Также, в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

<…> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению также является существенным условием договора на технологическое присоединение согласно пункту 16 Правил присоединения.

ОАО «МРСК Урала» пояснило в письме от 09.09.2014 вх. № 13939, что Заявитель не уведомил сетевую компанию об исполнении принятых на себя обязательств.

Комиссия Челябинского УФАС России не может принять указанный довод ОАО «МРСК Урала» как основания для неисполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организацией в установленный срок, поскольку мероприятия по технологическому присоединению объектов <…> не исполнены ОАО «МРСК Урала» в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил присоединения и договором на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 (подписанный экземпляр договора на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 возвращен в ОАО «МРСК Урала» 27.10.2014), то есть до 27.04.2015.

В пункте 10.4 технических условий к договору на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 указано, что ОАО «МРСК Урала» осуществляет монтаж пластикового герметичного шкафа на опоре 0,4 кВ, в котором должны быть установлены: автоматический выключатель до счетчика (вводной ВА), позволяющий безопасно производить замену счетчика; автоматический выключатель на отходящую линию к потребителю (после электросчетчика); электронный счетчик активной электроэнергии прямого включения с ЖК-дисплеем, класса точности не менее 1.

В пункте 11.1.1. технических условий к договору на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 указано, что потребитель осуществляет ответвление от шкафа учета до объекта изолированным проводом или кабелем расчетного сечения. Наличие скруток и паек не допускается.

Изучив технические условия к договору на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118, Комиссия приходит к выводу, что потребитель не имеет возможности самостоятельного выполнения возложенных на него мероприятий до полного осуществления мероприятий, возложенных на сетевую организацию.

ОАО «МРСК Урала» допущено злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в нарушении сроков выполнения со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению, что повлекло ущемление интересов заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.

Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации пунктом 16 Правил присоединения определен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может быть увеличен, а ОАО «МРСК Урала» совершило действия по существенному увеличению срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Письмом от 06.07.2015 вх. № 10064 ОАО «МРСК Урала» сообщило, что в рамках договора на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 сетевой организацией осуществлены проектно-сметные работы и закуп электросетевого оборудования.

Доказательств осуществления всех мероприятий, предусмотренных пунктом 10 технических условий к договору от 22.10.2014 № 6100027118 со стороны ОАО «МРСК Урала» не представлено.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо не поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить и доказать наличие или угрозу наступления последствий от действий хозяйствующего субъекта.

Предельный срок исполнения мероприятий ОАО «МРСК Урала» по технологическому присоединению объектов <…> 27.04.2015, фактическое технологическое присоединение на момент принятия Комиссией решения, не осуществлено.

Челябинское УФАС России приходит к выводу, что действиями ОАО «МРСК Урала» по нарушению сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118 существенно ущемлены законные права и интересы <…>

У ОАО «МРСК Урала» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> в установленный законом 6 месячный срок, однако ОАО «МРСК Урала» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Комиссия расценивает действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов <…> в рамках договора на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.

Учитывая, что на дату вынесения решения по заявлению <…> ОАО «МРСК Урала» не устранило нарушение антимонопольного законодательства путем осуществления фактического присоединения объектов <…> к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала», поэтому у Комиссии имеются основания выдавать ОАО «МРСК Урала» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 2 — 3 статьи 41, статьей, 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:
 

  1. Признать действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.

  2. Выдать ОАО «МРСК Урала» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

11 августа  2015 года                                                                                         г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

- <…> – руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 11 августа 2015 года по делу № 21-04/15 о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «МРСК Урала» с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 22.10.2014 № 6100027118, путем совершения действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.
  2. Осуществить мероприятия по технологическому присоединению в рамках договора от 22.10.2014 № 6100027118 согласно техническим условиям от 20.10.2014 № 6100027118-ЦС-7946-ТУ, в срок до 01 октября 2015 года.
  3. О выполнении указанного предписания ОАО «МРСК Урала» сообщить в Челябинское УФАС России в течение 5 дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны