Определение б/н Определение № 21-07/16 по заявлению ООО «Юридическое агентст... от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 21-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

11 ноября 2016 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

У С Т А Н О В И Л :

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Юридическое агентство «Развитие» о неправомерных действиях Администрации Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ», выразившихся в заключении муниципального контракта № 9/2016 от 28.06.2016 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Газоснабжение жилого фонда в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» без проведения торгов.

В ходе рассмотрения заявления и материалов установлено следующее.

Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Октябрьского муниципального района Челябинской области протоколом № 5-2016 от 20.06.2016 (далее – протокол Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016) принято решение на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) признать выполнение проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» как неотложные и чрезвычайные.

На основании протокола Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 между Администрацией Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт № 9/2016 от 28.06.2016, предметом которого является разработка проектной документации по объекту: «Газоснабжение жилого фонда в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)», сроком выполнения работ 6 месяцев с момента получения предоплаты и исходных данных (далее – Контракт 9/2016).

Согласно пункту 8 Контракта 9/2016 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Стоимость работ по Контракту 9/2016 составляет 5 662 088,00 рублей.

На основании протокола Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 между Администрацией Маякского сельского поселения Октябрьского муниципального района и ООО «СиТиПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт № 10/2016 от 28.06.2016, предметом которого является разработка проектной документации по объекту: «Газоснабжение жилого фонда в д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», сроком выполнения работ 6 месяцев с момента получения предоплаты и исходных данных (далее – Контракт 10/2016).

Согласно пункту 8 Контракта 10/2016 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Стоимость работ по Контракту 10/2016 составляет 1 237 912,00 рублей.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 27.06.2016 № 345-рп Октябрьскому муниципальному району выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в размере 6 930 000,00 рублей. Согласно письменных пояснений Администрации Октябрьского муниципального района указанная дотация направлена на объекты «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области».

Таким образом, Контракты 9/2016, 10/2016 заключены на основании решения   Комиссии   №  5-2016   от  20.06.2016   без   проведения  конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе  заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.

Следовательно, закупка на выполнение работ по разработке проектной документации по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» должна быть осуществлена путем проведения торгов.

            В части 1 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрена процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить выполнение необходимых работ. По результатам предварительного отбора составляется перечень подрядчиков в целях последующего осуществления закупок у них работ путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Закона о контрактной системе.

            Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.

            В части 3 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

            Так, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Действия Администрации Октябрьского сельского поселения по заключению Контракта 9-2016 с конкретным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о заинтересованности Администрации Октябрьского сельского поселения в привлечении на длительный период времени к выполнению работ, предусмотренных указанным контрактом, именно Общества. Также и действия Администрации Маякского сельского поселения по заключению Контракта 10-2016 с Обществом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о заинтересованности Администрации Маякского сельского поселения в привлечении к выполнению соответствующих работ именно Общества.

            В свою очередь, Обществом не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения контрактов, заключаемых без проведения конкурентных процедур, ввиду их противоправности.

            При заключении Контрактов без проведения конкурентных процедур Общество должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение торгов на право заключения Контрактов.

            Несмотря на указанное, Обществом заключены Контракты на разработку проектной документации по объектам газоснабжения, в результате чего Обществом получена исключительная возможность выполнить работы, предусмотренные Контрактами, с получением дохода от их выполнения за счет средств бюджета муниципальных образований. Указанные разработки Обществом по Контрактам 9-2016, 10/2016 в полном объеме не выполнены.

            Администрацией Октябрьского сельского поселения в качестве предоплаты за разработку проектной документации по Контракту 9/2016 в размере 30% внесено 1 698 626,40 рублей.

            Администрацией Маякского сельского поселения в качестве предоплаты за разработку проектной документации по Контракту № 10/2016 от 28.06.2016 в размере 30% внесено 371 373,60 рублей.

            Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

            Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

            Из положений указанной статьи следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

            В рассматриваемом случае между Администрацией Октябрьского сельского поселения и Обществом заключен Контракт 9/2016, между Администрацией Маякского сельского поселения и Обществом заключен Контракт 10/2016 на разработку проектной документации по объектам газоснабжения. Данные контракты заключены без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

            В результате заключения данных соглашений без проведения торгов была устранена предусмотренная Законом о контрактной системе конкуренция хозяйствующих субъектов за право выполнения указанных работ, в результате чего хозяйствующие субъекты, способные выполнять предусмотренные Контрактами 9/2016, 10/2016 работы по разработке проектных документаций, были лишены возможности получить доступ к выполнению таких работ.

            Кроме того, в соответствии с заключенными Контрактами 9/2016, 10/2016 Общество получило в приоритетном порядке возможность выполнения работ с получением от такой деятельности дохода, что создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления деятельности.

Таким образом, между органом местного самоуправления (Администрацией Октябрьского сельского поселения) и хозяйствующим субъектом (Обществом) имеется соглашение, выраженное в Контракте 9/2016. Между органом местного самоуправления (Администрацией Маякского сельского поселения) и хозяйствующим субъектом (Обществом) имеется соглашение, выраженное в Контракте 10-2016. Данные соглашения оказывают влияние на конкуренцию, поскольку создают хозяйствующему субъекту (Обществу) преимущественные условия осуществления деятельности с получением дохода от осуществления работ по Контрактам 9/2016, 10/2016 и в нарушение Закона о контрактной системе препятствуют доступу к выполнению данных работ для муниципальных нужд иным хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного издан Приказ Челябинского УФАС России от 26 октября 2016 года № 186 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Администрация Октябрьского сельского поселения (ул. Комсомольская, д. 18, с. Октябрьское, Октябрьский район, 457170), Администрация Маякского сельского поселения (ул. Центральная, д. 12, с. Маячное, Октябрьский район, 457182 ) и ООО «СиТиПРОЕКТ» (ул. Комарова, д. 125, кв. 135, г. Челябинск, 454071) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

  1. О П Р Е Д Е Л И Л :

1. Назначить дело № 21-07/16 к рассмотрению на 12 декабря 2016 года на 15 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 324.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 21-07/16 в качестве:

- ответчиков: Администрация Октябрьского сельского поселения (ул. Комсомольская, д. 18, с. Октябрьское, Октябрьский район, 457170), Администрация Маякского сельского поселения (ул. Центральная, д. 12, с. Маячное, Октябрьский район, 457182) и ООО «СиТиПРОЕКТ» (ул. Комарова, д. 125, кв. 135, г. Челябинск, 454071);

- заявителя: ООО «Юридическое агентство «Развитие».

 

3. Администрации Октябрьского сельского поселения необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 05 декабря 2016 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

3.1) письменные пояснения об основаниях заключения муниципального контракта № 9/2016 от 28.06.2016 на выполнение проектных работ по объекту «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» с единственным исполнителем без проведения торгов при условии, что признание работ неотложными и чрезвычайными не свидетельствует о наличии обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3.2) переписку с органами власти и организациями по вопросу выполнения проектных работ по объекту «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)», заключения муниципального контракта на выполнение указанных работ, в том числе с ООО «СиТиПРОЕКТ» и иными лицами;

3.3) документы, послужившие основанием для определения ООО «СиТиПРОЕКТ» генеральным подрядчиком по муниципальному контракту № 9/2016 от 28.06.2016 на выполнение проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)»;

3.4) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих в 2015 - 2016 годахдеятельность по выполнению проектных работ по объектам газификации жилых фондов на территории Октябрьского сельского поселения (при наличии);

3.5) документы, подтверждающие возникновение обстоятельств вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;

3.6) документы, подтверждающие уведомление контрольного органа об осуществлении закупки, предусмотренное частью 2 статьи 93 Закон о контрактной системе;

3.7) документы, подтверждающие принятие выполненных, в рамках муниципального контракта № 9/2016 работ, а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты работ;

3.8) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

4. Администрации Маякского сельского поселения необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 05 декабря 2016 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

4.1) письменные пояснения об основаниях заключения муниципального контракта № 10/2016 от 28.06.2016 на выполнение проектных работ по объекту «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» с единственным исполнителем без проведения торгов при условии, что признание работ неотложными и чрезвычайными не свидетельствует о наличии обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

4.2) переписку с органами власти и организациями по вопросу выполнения проектных работ по объекту «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», заключения муниципального контракта на выполнение указанных работ, в том числе с ООО «СиТиПРОЕКТ» и иными лицами;

4.3) документы, послужившие основанием для определения ООО «СиТиПРОЕКТ» генеральным подрядчиком по муниципальному контракту № 10/2016 от 28.06.2016 на выполнение проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области»;

4.4) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих в 2015 - 2016 годах деятельность по выполнению проектных работ по объектам газификации жилых фондов на территории Маякского сельского поселения (при наличии);

4.5) документы, подтверждающие возникновение обстоятельств вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;

4.6) документы, подтверждающие уведомление контрольного органа об осуществлении закупки, предусмотренные частью 2 статьи 93 Закон о контрактной системе;

4.7) документы, подтверждающие принятие выполненных, в рамках муниципального контракта № 10/2016 от 28.06.2016 работ, а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты работ;

4.8) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

5. ООО «СиТиПРОЕКТ» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 05 декабря 2016 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

5.1) письменные пояснения об основаниях заключения муниципальных контрактов № 9/2016 от 28.06.2016 и № 10/2016 от 28.06.2016 на выполнение проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» без участия в конкурентных процедурах по их заключению при условии, что работы, предусмотренные контрактами, должны осуществляться по результатам проведения торгов, и общество должно было отказаться от заключения контрактов ввиду их несоответствия законодательству о контрактной системе;

5.2) письменные сведения о перечне документов и информации, позволивших ООО «СиТи ПРОЕКТ» при заключении муниципальных контрактов № 09/2016 от 28.06.2016 и № 10/2016 от 28.06.2016 сделать вывод о возможности заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе свидетельствующих о необходимости ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы (с приложением указанных документов);

5.3) переписку, в том числе посредством электронной почты с Администрацией Октябрьского сельского поселения, Администрацией Маякского сельского поселения, Администрацией Октябрьского муниципального района по вопросу выполнения проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», а также заключения муниципальных контрактов № 9/2016 от 28.06.2016 и № 10/2016 от 28.06.2016;

5.4) совокупную сумму выручки, полученную ООО «СиТиПРОЕКТ» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

5.5) надлежаще заверенные копии бухгалтерской отчетности ООО «СиТиПРОЕКТ» за 2015 год с отметкой налогового органа: форму № 1 по ОКУД «Бухгалтерский баланс», форму № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (при наличии). В случае, если организацией применяется специальный налоговый режим необходимо представить налоговую отчетность с отметкой налогового органа, заполняемые в связи с применением специального налогового режима: налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 № 58н, или налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденную Приказом ФНС России от 23.01.2012 № ММВ-7-3/13@;

5.6) сумму выручки, полученную ООО «СиТиПРОЕКТ» от выполнения проектных работ по объектам газификация жилых фондов на территории Челябинской области, полученную за 2015 год, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

5.7)  сумму выручки, полученную ООО «СиТиПРОЕКТ» от выполнения проектных работ по объектам газификация жилых фондов на территории Октябрьского муниципального района, полученную за 2015 год, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

5.8) сумму выручки, полученную ООО «СиТиПРОЕКТ» от выполнения проектных работ по объекту «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)», определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

5.9) сумму выручки, полученную ООО «СиТиПРОЕКТ» от выполнения проектных работ по объекту «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

5.10) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих в 2014 - 2016 годах деятельность по выполнению проектных работ по объектам газификации жилых фондов на территории Челябинской области (при наличии);

5.11) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину).

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны