Решение б/н Решение № 211-ж/2017 по жалобе на действия заказчика при про... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 211-ж/2017

26 апреля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции помещения инженерного корпуса по адресу: г. Златоуст, пл. III Интернационала под городской архив" (извещение № 0169300003317000074) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя МБУ «Капитальное строительство» (далее – Заказчик), действующего на основании доверенности № 88 от 25.04.2017;

- представителя Отдела материальных ресурсов Администрации Златоустовского городского округа (далее — Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности б/н от 25.04.2017;

- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 18.04.2017 поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия Заказчик при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции помещения инженерного корпуса по адресу: г. Златоуст, пл. III Интернационала под городской архив" (извещение № 0169300003317000074), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 03.04.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 524 370 рублей 40 копеек.

По состоянию на 25.04.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что Заказчиком при объявлении закупки нарушены положения законодательства о контрактной системе.

В обоснование своих доводом Общество указывает, Заказчик в документации об аукционе установил требование к участникам закупки о предоставлении в составе вторых частей заявок свидетельства СРО на генподряд без указания конкретного подвида работ. Не указав конкретный подвид работ, заказчик установил требование ко всем пунктам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Более того, Заявитель указывает, что Заказчиком нарушена часть 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик не установил в проекте контракта условие о поэтапной оплате выполненных работ.

Представитель Заявителя на заседание комиссии не явился, ходатайств не заявлял, доказательств обоснованности жалобы не представил.

Представители Уполномоченного органа и Заказчика с доводами жалобы частично согласились и пояснили следующее.

При объявлении закупки, Заказчиком допущена ошибка, поскольку в документации не указан конкретный подвид работ, на который требуется свидетельство СРО. Также указано, что в проектной документации установлено, что объект реконструкции относится к объектом гражданского строительства, следовательно, необходимо устанавливать требование о наличии свидетельства СРО по виду работ 33.3 - Жилищно-гражданское строительство.

С доводом жалобы, согласно которому в проекте контракта не установлено условие о поэтапной оплате, по мнению Заказчика и Уполномоченного органа, не обоснован, поскольку работы согласно документации и проекту контракта выполняются Подрядчиком в один этап, следовательно, приемка и оплата выполненных работ будет произведена Заказчиком также в один этап.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В подпункте 1.2. пункта 24 Информационной карты документации об аукциона установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство (далее – свидетельство СРО) о допуске к работам по организации строительства.

В указанный перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определенный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства» (далее — Перечень) включен пункт 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)»:

33.1. Промышленное строительство

33.1.1. Предприятия и объекты топливной промышленности

33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности

33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии

33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии

33.1.5. Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности

33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки

33.1.7. Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности

33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности

33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности

33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства

33.1.11. Тепловые электростанции

33.1.12. Объекты использования атомной энергии

33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ

33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса

33.2. Транспортное строительство

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта

33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта

33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры

33.2.4. Тоннели автомобильные и железнодорожные

33.2.5. Метрополитены

33.2.6. Мосты (большие и средние)

33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта

33.3. Жилищно-гражданское строительство

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации

33.8. Здания и сооружения объектов связи

33.9. Объекты морского транспорта

33.10. Объекты речного транспорта

33.11. Объекты гидроэнергетики

33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)

33.13. Гидромелиоративные объекты.

Исходя из содержания подпункта 1.2. пункта 24 Информационной карты документации об аукционе следует, что участники аукциона должны иметь выданное свидетельство СРО о допуске к работам, указанным в пункте 33 Перечня без указания конкретного вида работ.

Вместе с тем, виды работ, указанные в Перечне, затрагивают разные сферы жизнедеятельности, отличаются по функциональному назначению, предполагают различные требования к квалификации работников в части наличия образования определенных уровня и профиля, требования о наличии материально-технической базы, необходимой для выполнения различных видов работ СРО. Поэтому заказчику необходимо конкретизировать требования по виду работ, которым должен соответствовать участник закупки.

Как следует из материалов дела, предметом закупки являются строительные работы по реконструкции помещения инженерного корпуса по адресу: г. Златоуст, пл. III Интернационала под городской архив.

Следовательно, заказчику в аукционной документации в качестве требования о соответствии участника условиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, следовало установить наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): жилищно-гражданское строительство.

Более того, представитель Заказчика на заседании комиссии подтвердил, что в проектной документации установлено, что объект реконструкции относится к объектом гражданского строительства, следовательно, необходимо устанавливать требование о наличии свидетельства СРО по виду работ 33.3 - Жилищно-гражданское строительство.

Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Информационной карте аукционной документации заказчиком не указан, исходя из объекта закупки, конкретный вид работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, что свидетельствует о неопределенности установленных заказчиком требований к участникам закупки, исходя из положений действующего законодательства и может привести к неправомерному отказу или допуску участника закупки, имеющего свидетельство саморегулируемой организации на иной вид работ, отличающийся по содержанию от объекта закупки, к признанию победителем Аукциона лица, не обладающего необходимыми навыками и опытом в указанной сфере работ, но имеющего свидетельство СРО на один из видов работ, указанных в Перечне.

2. Частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

При этом, частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе определено, что объем таких работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Также следует обратить внимание на то, что методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, методика составления указанных графиков на момент объявления закупки не разработана, в связи с чем, применение Заказчиком частей 5 и 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе невозможно.

Более того, исходя из содержания проекта контракта (пункты 1.4, 1.5, 2.1.1, 2.1.15, 3.1) следует, что работы будут выполнятся Заказчиком в один этап, следовательно, оплата может быть произведена Заказчиком только при условии выполнения всего комплекса работ.

Также в пункте 4.5. проекта контракта указано, что оплата производится Заказчиком по факту выполнения всех работ, после подписания актов выполненных работ, унифицированной формы № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат, унифицированной формы № КС-3 и акта приемки законченного реконструкцией объекта, в срок до 31 декабря 2017 года, что также говорит, о том, что контрактом не предусмотрена этапность выполнения работ.

Учитывая указанные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что у Заказчика отсутствует объективная возможность установления графика выполнения работ и графика оплаты в проекте контракта ввиду отсутствия Методики составления таких графиков.

Таким образом, довод Заявителя, согласно которому Заказчик в нарушение законодательства о контрактной системе не установил в проекте контракта условие о поэтапной оплате выполненных работ, не обоснован.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Перспектива» заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции помещения инженерного корпуса по адресу: г. Златоуст, пл. III Интернационала под городской архив" (извещение № 0169300003317000074) частично обоснованными:

- обоснованными в части отсутствия в документации конкретного вида работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624;

- необоснованным в части отсутствия в проекте контракта условия о поэтапной оплате выполненных работ.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны