Решение (комиссия) №ВЛ/16277/23 решение от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

решение

 

ООО «НИЭС»

195269, г. Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 23, литер А, пом. 439

zgold33@gmail.com

zgold33@mail.ru

info@nies.su

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21

zakup@zakup74.ru g.sapeshko@zakup74.ru

 

ОГКУ «Центр обработки вызовов Системы 112- Безопасный регион»

454113, г. Челябинск, пл. Революции, 4 оф. 714

Safecitychel@mail.ru

 

АО «Тэк-Торг»

119034, город Москва, улица Тимура Фрунзе, 24, комн.31 эт.3

help@tektorg.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0869200000223009458)

 

 

РЕШЕНИЕ

074/06/105-2678/2023 (№ 489-ж/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «21» ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «НИЭС» на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области (извещение № 0869200000223009458), в присутствии:

- представителя ОГКУ «Центр обработки вызовов Системы 112- Безопасный регион» (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 11.05.2023;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее — уполномоченное учреждение)<...>, действующих на основании доверенностей от 09.10.2023 № 17, от 04.07.2023 № 14,

- представителя ООО «НИЭС» (далее – заявитель) <...>, действующего на основании доверенности от 20.10.2023 № 14/23-а,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 14.11.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области (извещение № 0869200000223009458) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 07.11.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта 82 160 000,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Согласно доводам жалобы заявитель указывает на следующее.

1. Заказчиком в извещении об электронном аукционе неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).

2. Заказчиком не установлены ограничения согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Представители заказчика, уполномоченного учреждения представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

1. Заказчик не закупает отдельно программное обеспечение, он согласно постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 просит оказать услуги (выполнение работ) с использованием программного обеспечения в составе специальных технических средств.

В обязанности исполнителя по контракту входит обязанность разработать проектную документацию на систему фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения согласно ГОСТ 34.201-2020, предоставить комплект рабочей документации, комплект эксплуатационной документации, а также сопроводительную документацию на программное обеспечение и технические средства.

Заказчик отмечает, что запрет на допуск иностранного программного обеспечения применяется в отношении всех классов программного обеспечения, предусмотренных классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Минцифры России от 22.09.2020 № 486. Исключений для случаев приобретения заказчиком техники со встроенным программным обеспечением не установлено.

2. Приобретение оборудования необходимо для выполнения работ по созданию информационной системы, однако самостоятельным объектом закупки не является, не передается по товарной накладной или акту передачи и не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Приобретение только оборудования фото-видеофиксации без его монтажа и проведения пусконаладочных работ для заказчика не имеет смысла.

Закупка объявлена по коду позиции: 62.01.12.000 Услуги по проектированию и разработке информационных процедура технологий для сетей и систем - работы по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области согласно описанию объекта закупки.

Данный код не включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, в связи с чем извещение не содержит ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

1. В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Наименованием объекта закупки является «Выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области».

При осуществлении закупки выбран код ОКПД2 62.01.12.000 - Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем.

Заказчиком при проведении аукциона установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Представитель заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа пояснил, что в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Минцифры России) от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных», в классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных входит код ОКПД2 62 (62.01.12.000).

Согласно письменным пояснениям заказчика (от 20.11.2023 № 934) в извещении на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области предусмотрена необходимость установки программного обеспечения на специальные технические средства, проведение приемо-сдаточных испытаний в соответствии с требованиями паспорта и руководства по эксплуатации на оборудование и программное обеспечение, используемые в комплексе аппаратно-программных средств автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД); паспорта и руководства по эксплуатации на специальные технические средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, используемые в комплексе аппаратно-программных средств автоматизированной системы фото- видеофиксации нарушений ПДД. Разделом 6 технического задания «Порядок контроля и приемки системы», а также разделом 8 технического задания «Требования к документированию» предусмотрено, что программное обеспечение и технические средства сторонних производителей должны быть снабжены сопроводительной документацией. К сопроводительной документации относятся и описание типа средств измерений, в котором указывается наименование и версия программного обеспечения, данные о метрологически значимой части. Метрологически значимая часть указана также в паспорте на специальное техническое средство. Также с документами на комплекс предоставляется лицензионный договор о предоставлении права использования программного обеспечения на условиях простой неисключительной лицензии.

В ходе выполнения работ исполнитель должен обеспечить совместимость (взаимодействие) поставляемых изделий (специальных технических средств) со смежными системами: программные комплексы СПО «Паутина» (принадлежит МВД РФ), «Поток Плюс» (реестровый номер 1413) и системой мониторинга Digital Patrol Central (реестровый номер 8731).

Таким образом, заказчик поясняет, что в обязанности исполнителя по контракту входит обязанность разработать проектную документацию на систему фото-видеофиксации нарушений ПДД согласно ГОСТ 34.201-2020, предоставить комплект рабочей документации, комплект эксплуатационной документации, а также сопроводительную документацию на программное обеспечение и технические средства.

Представитель заказчика отметил, что запрет на допуск иностранного программного обеспечения применяется в отношении всех классов программного обеспечения, предусмотренных классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Минцифры России от 22.09.2020 486. Исключений для случаев приобретения заказчиком техники со встроенным программным обеспечением не установлено. Свои пояснения заказчик подтверждает письмом Минцифры России от 28.04.2023 № П11-01-04-200-32064.

Заказчик на заседании Комиссии Челябинского УФАС России указал, что запрет на допуск иностранного программного обеспечения в извещении установлен в соответствии с подпунктами «б», «г» пункта 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, указанное следует и из письменных пояснений уполномоченного учреждения (от 20.11.2023 № 251).

Представитель заявителя доводы жалобы поддержал и отметил, что в извещении об осуществлении закупки отсутствует условие о необходимости установки программного обеспечения в ходе исполнения контракта.

Представитель заказчика возразил заявителю и пояснил, что заказчик имеет программное обеспечение и закупает комплексы со встроенным специальным программным обеспечением, указанным в пункте 25 Таблицы 1 Приложения № 1 к Техническому заданию, на условиях простой неисключительной лицензии, которая передается заказчику в соответствии с пунктом 8.4 Технического задания.

Одновременно заказчик пояснил, что приобретаемые комплексы являются закрытой системой, никаких действий со встроенным программным обеспечением данных комплексов заказчик не совершает.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения извещения и приложений к нему, доводы жалобы, пояснения заказчика, обращает внимание на следующее.

В соответствии с Техническим заданием:

1.1.1 Полное наименование системы: Автоматизированная система фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области;

4.1.1.1 Система включает в себя следующие компоненты:

4.1.1.1.1 Посты видеонаблюдения по линии ГИБДД, состоящие из:

- передвижных специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - технические средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, СТС);

- сетевого оборудования;

- электрооборудования (антивандальные шкафы для установки аккумуляторов);

4.1.1.3 Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информации.

Существующие смежные системы:

программный комплекс СПО «Паутина» (производитель ООО «Стандарт Проект») находится по адресу г. Челябинск, пр. Ленина 38, пользователь и владелец системы – ГУ МВД России по Челябинской области, местонахождение – помещение Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области.

программный комплекс «Поток Плюс» (версия 2.0.5, производитель ООО «Ангелы АйТи», г. Воронеж), находится по адресу г. Челябинск, пл. Революции, д. 4, в помещении Челябинского регионального центра обработки данных электронного правительства Челябинской области (цокольный этаж), на серверном оборудовании сегмента Единого центра коммутации, пользователь системы – УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области.

система мониторинга специальных технических средств DigitalPatrol Central (версия 1.0, производитель ООО «Диджитал Патрол», г. Челябинск), находится по адресу г. Челябинск, пл. Революции, д. 4, в помещении Челябинского регионального центра обработки данных электронного правительства Челябинской области (цокольный этаж), на серверах сегмента Единого центра коммутации, пользователь системы – Заказчик и УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области.

4.1.1.4. Существующий программный комплекс «Поток Плюс» Заказчика совместим (взаимодействует) со следующими специальными техническими средствами (таблица).

4.1.1.3.5. Исполнитель должен обеспечить совместимость (взаимодействие) поставляемых изделий (специальных технических средств) со смежными системами: программные комплексы СПО «Паутина», «Поток Плюс» и системой мониторинга Digital Patrol Central.

4.3.9 Требования к общему программному обеспечению.

4.3.9.1 Развитие системы производится без изменения или дополнения существующего общего программного обеспечения.

4.3.9.2 Интеграция поставляемых СТС в программные комплексы СПО «Паутина», «Поток плюс» и систему мониторинга Digital patrol central проводится Исполнителем.

Интеграция поставляемых технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД со стороны программного комплекса «СПО Паутина» производится Владельцем комплекса «СПО Паутина».

Расчет по выполненным работам по интеграции со стороны программного комплекса ПК «Поток плюс» и системы мониторинга Digital patrol central производится Заказчиком в рамках имеющегося контракта на техническую поддержку, заключенного с правообладателем программного комплекса ПК «Поток плюс» и системы мониторинга Digital patrol central.

5.1 Состав работ по созданию системы:

Исполнитель выполняет проектирование системы и готовит проектную документацию.

Исполнитель устанавливает в 20 точках опоры и передвижные специальные технические средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД с антивандальными шкафами для установки аккумуляторов.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Техническому заданию специальное техническое средство автоматической фото-видеофиксации (ФВФ, специальное техническое средство, СТС) нарушений ПДД должно включать в себя:

оборудование фотовидеофиксации (одна или несколько видеокамер для формирования изображения);

измерительное оборудование (измерители параметров транспортных средств и участников дорожного движения) - данное оборудование конструктивно может являться оборудованием фотовидеофиксации: его комплектация зависит от числа измеряемых параметров;

аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль, модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU), устройства обеспечения работоспособности: устройства подсветки и диагностики.

Пунктом 25 Таблицы 1 Приложения № 1 к Техническому заданию в качестве методологической и технической характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД предусмотрено наличие встроенного программного обеспечения, которое должно быть построено на основе операционной системы, свободно распространяемой с открытым исходным кодом на базе ядра Linux.

Согласно пункту 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

В подпункте 2 пункта 6 статьи 1235 ГК РФ лицензионный договор должен предусматривать способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

К сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре (пункт 5 статьи 1238 ГК РФ).

При этом по сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Согласно подпунктам «б», «г» пункта 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 запрет на допуск иностранного программного обеспечения устанавливается при осуществлении закупки услуг (работ) только в случае, если такие услуги (работы) сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В соответствии с позицией Минцифры России, изложенной в письме от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501, если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением 1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением 1236, необходимо подготовить обоснование.

При этом Минцифры России отмечает, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Аналогичным образом Минцифры России поясняет позицию относительно встроенного программного обеспечения в письме от 28.04.2023 № П11-01-04-200-32064, а именно:

«если в извещении или документации о закупке камер видеонаблюдения предусмотрена необходимость установки программного обеспечения на камеры видеонаблюдения и передачи прав на такое встроенное программное обеспечение вследствие выполнения контрактных обязательств, то запрет на допуск иностранного ПО распространяется на такую закупку».

Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона, в проекте контракта, в Техническом задании отсутствует условие о необходимости установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств, более того, при осуществлении закупки заказчиком не определен объем передаваемых прав, а также способы использования программного обеспечения, что не позволяет сделать вывод о том, что закупаемые услуги (работы) сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Пункт 8.4 Технического задания, на который ссылается заказчик в качестве доказательства того, что в составе сопроводительной документации исполнителем предоставляется лицензионный договор о предоставлении права использования программного обеспечения на условиях простой неисключительной лицензии, буквально не содержит указанного заказчиком обязательства. В связи с чем Комиссия антимонопольного органа критически относится к данным пояснениям заказчика.

Пояснения заказчика относительно того, что «у заказчика прямая обязанность установить запрет в силу закона», поскольку выбранный при опубликовании закупки код ОКПД2 62.01.12.000 входит в код 62, включенный в классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный приказом Минцифры России от 22.09.2020 № 486, не соответствуют положениям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Установление запрета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, обусловлено зафиксированным в извещении условием о необходимости установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

С учетом изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в связи с установлением в извещении запрета согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

2. В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу части 1 статьи 12, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки с учетом требований законодательства о контрактной системе.

Формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами законодательства о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным участникам закупки и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

Таким образом, определение предмета контракта, включая описание объекта закупки, является правом заказчика.

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Частью 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с частью 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Согласно пункту 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Необходимо отметить, что в соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» товар является используемым при выполнении работ, а не поставляемым, если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

В рассматриваемом случае предметом контракта является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области.

Проект контракт содержит такие признаки подрядного договора, как единство работы и ее результата, где определяющим элементом является работа, которой стороны по контракту придают основную правовую и фактическую нагрузку. Кроме того, проект контракта содержит существенные условия договора подряда: сроки начала и окончания работ, порядок сдачи и приемки результата выполненных работ. Условия контракта затрагивают не только результат работ, но и процесс их выполнения.

При этом проект контракта не содержит условий о сроке и порядке поставки товара, цене за единицу товара, о порядке приемки товара по количеству и качеству.

С учетом изложенного, контракт, заключаемый по итогам осуществления закупки, является подрядным договором, не включает в себя элементы договора поставки, не носит смешанного характера, регулируется положениями главы 37 ГК РФ «Подряд».

В связи с чем требования к функциональным и качественным характеристикам передвижных специальных технических средств автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД (Приложение № 1 к Техническому заданию), установлены заказчиком как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества материалов и надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Относительно примененного при осуществлении закупки кода ОКПД2 62.01.12.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем» Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями, связанными с определением правомерности установления заказчиком кода ОКПД2 при осуществлении закупки, поскольку согласно пункту 10 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677, предоставление информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система (ИС) - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что система состоит из совокупности аппаратных и программных средств, которые в ходе исполнения государственного контракта (развития системы) должны быть объединены в единую автоматизированную информационную систему.

Стадии создания и развития автоматизированной системы перечислены в пункте 2.1 ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания», в том числе:

5-я стадия создания предусматривает создание Технического проекта на систему и ее части (пункт 8.1 Технического задания);

6-я стадия создания предусматривает разработку рабочей документации на систему и ее части (пункт 8.2 Технического задания);

7-я стадия создания «Ввод системы в действие»:

1.1. подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие;

7.2. подготовка персонала;

7.3. комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);

7.4. строительно-монтажные работы;

7.5. пусконаладочные работы;

7.6. проведение предварительных испытаний;

7.7. проведение опытной эксплуатации;

7.8. проведение приемочных испытаний,

8. сопровождение АС:

8.1. выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.

8.2. послегарантийное обслуживание.

На основании указанных положений ГОСТ 34.601-90, по мнению заказчика, в единую закупку можно объединить разработку технического проекта, рабочей документации, приобретение, монтаж, пусконаладку оборудования, программного обеспечения, входящего в состав автоматизированной системы, послегарантийное обслуживание, как неотъемлемые этапы их создания, которые технологически и функционально связаны между собой.

Согласно пункту 17 Приложения 1 (справочное) Содержание работ к ГОСТ 34.601-90 на этапе «Комплектация АС поставляемыми изделиями» обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

Приобретение, монтаж, пусконаладка комплексов фото-видеофиксации, видеокамер и коммутационного оборудования, входящего в состав автоматизированных информационных систем, является неотъемлемым этапом их создания или развития.

Представитель заказчика отметил, что приобретение оборудования необходимо для выполнения работ по созданию информационной системы, однако самостоятельным объектом закупки не является, не передается по товарной накладной или акту передачи и не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Приобретение только оборудования фото-видеофиксации без его монтажа и проведения пусконаладочных работ для заказчика не имеет смысла.

В качестве подтверждения пояснений заказчик в материалы дела представил решение о признании объектов нефинансовых активов, из содержания которого следует, что к бухгалтерскому учету заказчиком принимается пост видеонаблюдения, а не отдельно оборудование фото-видеофиксации.

В соответствии с пунктом 3 постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Из указанного следует, что ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, применимы в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся предметом поставки по контракту.

С учетом изложенного, заказчиком правомерно не установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, поскольку предметом обжалуемой закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса, тогда как указанный нормативный правовой акт применяется в случае, если предметом контракта является поставка оборудования.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «НИЭС» на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области (извещение № 0869200000223009458) обоснованной в части неправомерно установленного запрета на допуск иностранного программного обеспечения, в остальной части — необоснованной.

2. Признать нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-18491

 

 

Связанные организации

АО "Тэк-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ОГКУ «Центр обработки вызовов Системы 112- Безопасный регион»
ИНН 7453261437, ОГРН 1137453011365
ООО "НИЭС"
ИНН 7804631979, ОГРН 1187847345795
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888