Решение б/н 1. Признать жалобу ИП <…> на действия аукционной комиссии пр... от 13 мая 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» города Магнитогорска

455047, Челябинская область,

г. Магнитогорск, ул Труда 57/1

 

Заказчикам совместных торгов по списку

Индивидуальный предприниматель

<…>

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Аукционной комиссии по аукциону (извещение № 0369600053021000001)

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1170/2021

по делу № 466-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку антисептика согласно спецификации (извещение № 0369600053021000001), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14» города Магнитогорска (далее – Организатор торгов, Учреждение) и Заказчиков совместных торгов: <…>., действующей на основании доверенностей от 11.05.2021;

- представителя заявителя <…>., действующей на основании доверенности № 11 от 11.05.2021,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 29.04.2021 поступила жалоба ИП <…> на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку антисептика согласно спецификации (извещение № 0369600053021000001) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 19.04.2021 в 21:02.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку дезинфицирующих средств составляет 150 035,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 27.04.2021 08:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369600053021000001 от 28.04.2021 на участие в закупке поступило десять заявок, три заявки признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0369600053021000001 от 30.04.2021 победителем признано ООО Сокол», с предложением о цене контракта 111 775,73 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы ИП <…> заключаются в следующем.

Заявитель подал заявку на участие в аукционе, которая аукционной комиссией протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369600053021000001 от 28.04.2021 отклонена по следующим основаниям: «ОТКАЗАТЬ В ДОПУСКЕ. В предложении участника закупки в столбце «3» предоставлен показатель и значение показателя товара, а именно «Изопропиловый спирт 70%», что не соответствует спецификации (Приложения №1 к документации), в котором в столбце № 3 «Постоянные показатели (которые не могут изменяться)», установлено требование к постоянным значениям показателя, которые не подлежат изменению участником закупки, но подлежат отражению в заявке на участие в аукционе: «Изопропиловый спирт не менее 70%».

Заявитель считает, что конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, указаны в заявке в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, и отказ в допуске к участию ИП <…> на указанном основании является неправомерным.

Заказчики, организатор торгов по доводам жалобы представили письменные пояснения, пояснили следующее.

В соответствии с п. 16.1 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации.

Предложение участника закупки (сведения о предлагаемом для поставки товаре) должно соответствовать требованиям, установленным спецификацией (приложение №1 к документации об электронном аукционе) и должно содержать все показатели товара, содержащиеся в столбцах №№ 3,4 спецификации (приложение №1 к документации об электронном аукционе), по всем позициям, при этом столбец № 3 «Функциональные, технические характеристики объекта закупки (постоянные показатели (которые не могут изменяться))» содержит постоянные значения, которые не подлежат изменению участником закупки, но подлежат отражению в заявке на участие в аукционе.

В соответствии с вышеперечисленными требованиями к составу первой части заявки и инструкции по заполнению заявки участника аукциона (п. 32.7 документации об электронном аукционе) следует, что конкретные показатели товара в столбце № 3 спецификации «постоянные показатели (которые не могут изменяться)» по позиции 1 «Средство дезинцифирующее» содержит показатель и значение показателя «Изопропиловый спирт не менее 70%».

В приложение № 1 к проекту контракта «Спецификация» позиция 1 «Средство дезинфицирующее» также содержит показатель и значение показателя «Изопропиловый спирт не менее 70%», при заключении контракта данный показатель и его значение не подлежат изменению, так как контракт заключается на условиях документации об электронном аукционе в силу ч.10 ст.83.2 Закона о контрактной системе.

По мнению Заказчиков, аукционной комиссии участник закупки с идентификационным номером заявки № 109694557 (ИП <…>) предоставил в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно конкретные показатели товара, не соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе – спецификации (Приложение №1 к документации).

Так, в предложении участника закупки в столбце «3» предоставлен показатель и значение показателя товара, а именно «Изопропиловый спирт 70%», что не соответствует спецификации (Приложения №1 к документации), в котором в столбце № 3 «Постоянные показатели (которые не могут изменяться)», установлено требование к постоянным значениям показателя, которые не подлежат изменению участником закупки, но подлежат отражению в заявке на участие в аукционе: «Изопропиловый спирт не менее 70%».

Следовательно, по мнению заказчиков, организатора торгов и членов аукционной комиссии, в первой части заявки участника предоставлен конкретный показатель товара, не соответствующий значениям, установленным в документации о таком аукционе, что не соответствует подпункту «б» пункта 16.1.2., подпункту «б» пункта 32.7.2. документации об аукционе, Приложению №1 к документации, подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этой связи участнику закупки с идентификационным номером заявки № 109694557 отказано в допуске к участию в аукционе.

Доводы жалобы Заявителя Заказчики считают необоснованными.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 указанной нормы отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 данной статьи, не допускается.

Пунктом 16.1.2 аукционной документации предусмотрено: «Предложение участника закупки (сведения о предлагаемом для поставки товаре) должно соответствовать требованиям, установленным документацией об аукционе - спецификацией (Приложение №1 документации) и должно содержать все показатели товара, содержащиеся в столбцах №№ 3,4 спецификации, по всем позициям, при этом:

- столбец №3 «Постоянные показатели» содержит постоянные значения, которые не подлежат изменению участником закупки, но подлежат отражению в заявке на участие в аукционе;

- столбец №4 «Переменные показатели» содержит переменные значения, подлежащие конкретизации, т.е. участник закупки в составе заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели характеристик товара, которые не должны содержать диапазонов значений, двойных предложений, неоднозначных предложений, слова (союзы, предлоги) «не менее», и т.п».

Данное требование также предусмотрено пунктом 32.7.2 Инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе.

Согласно Техническому заданию размещена потребность в товаре со следующими характеристиками:

№ п/п

Наименование товара

Функциональные, технические характеристики объекта закупки

Кол-во

Постоянные показатели (которые не могут изменяться)

Переменные показатели (с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей)

1

2

3

4

5

1

Средство дезинфицирующее

Форма выпуска: жидкость

Не вызывает аллергических кожных реакций

Период экспозиции 1-5 минут (время, за которое средство уничтожает болезнетворные микроорганизмы)

Безопасно для применения

Средство предназначено для гигиенической обработки рук, обеззараживания инъекционного поля и в качестве дезинфицирующего средства для обеззараживания поверхностей

Обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (в том числе микобактерий туберкулеза) бактерий, грибов рода Кандида

Изопропиловый спирт не менее 70%

Средство дезинфицирующее соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 (в ред. от 09.09.2019)

Средство дезинфицирующее зарегистрировано в установленном порядке и иметь все необходимые разрешительные документы (Свидетельство о государственной регистрации, декларацию соответствия), а также инструкцию по применению с подробными указаниями области и режимов применения, времени экспозиции, способов и кратности обработки.

Емкость объемом - не менее 5 литров

500

Из содержания Технического задания и пунктов 16.1.2, 32.7.2 аукционной документации следует, что значение показателя «Изопропиловый спирт не менее 70%» должен быть указан участником закупки в неизменном виде, с указанием словосочетания «не менее».

Первая часть заявки на участие в аукционе Заявителя содержит следующее значение показателя о составе действующего вещества: «Изопропиловый спирт 70%», без указания словосочетания «не менее», что не соответствует положениям пунктов 16.1.2, 32.7.2 аукционной документации.

В этой связи отказ аукционной комиссии в допуске к участию в аукционе участника, заявка которого не соответствует информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, не противоречит законодательству о контрактной системе.

Доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с информацией, содержащейся на Национальном справочно-аналитическом портале о дезсредствах, зарегистрированных на территории РФ, размещенном в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://www.dezreestr.ru/, на территории Российской Федерации зарегистрировано не менее 26 торговых наименований различных производителей, соответствующих критерию «Изопропиловый спирт не менее 70%».

В соответствии с инструкциями по применению дезсредств, являющихся объектом закупки, всех производителей, значение показателя «Изопропиловый спирт не менее 70%» указывается в конкретных цифрах: 70%; 71,5; 76 % и т.д.

Так:

- Дезинфицирующее жидкое средство GRASS DESO C9 (Грасс Десо С9): состав: изопропиловый спирт 70%, вода, алкилдиметилбензиламмоний, функциональные добавки;

- Антисептик для рук и обеззараживания поверхностей Shelter P23: в состав универсального антисептического средства входит: спирт изопропиловый 71,5%, вода подготовленная 25%, глицерин 3%, реологический модификатор 0,5%;

- Средство дезинфицирующее «DGM Дезигард Дуо»: содержание изопропилового спирта 63 (70) об; и т.д.

Следовательно, требование аукционной документации к постоянным значениям показателя, которые не подлежат изменению участником закупки, но подлежат отражению в заявке на участие в аукционе: «Изопропиловый спирт не менее 70%», не соответствуют конкретных показателей товара, имеющего обращение на рынке дезсредств, и не обеспечивает возможность определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика.

В этой связи, описание объекта закупки не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение описания объекта закупки привело к тому, что аукционной комиссией отказано в допуске к участию в аукционе семи участникам закупки, указавшим значение данного критерия в конкретных значениях содержания спирта, без сопровождения словосочетанием «не менее».

2. В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 27.03.2020 г. № 02/5225-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий»: «для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, одноразовые влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов».

Таким образом, из содержания Письма Ропотребнадзора невозможность использования дезсредств, действующее вещество которых составляет пропиловый спирт, или изопропиловый спирт, или этиловый спирт, или смесь спиртов также не следует.

В соответствии с пунктом 1.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее – ООМД).

Исходя из пункта 1.9 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости.

Таким образом, заказчик вправе при описании дезинфицирующего средства указать на его химическую группу, в том числе посредством указания на действующие вещества дезинфицирующего средства с учетом потребности заказчика в целях ротации дезинфектантов.

При этом, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», Методические указания МУ 3.5.1. 3674-20 «Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи», на которые указывает Заказчик в обоснование своей позиции, также не содержат требования о возможности использования дезсредств, в составе действующих веществ которых содержится исключительно изопропиловый спирт, или только смесь спиртов, предоставляя возможность использования дезсредства с любым из разрешенных компонентов в составе.

Представленные Заказчиком документы и пояснения не подтверждают обоснованность требований Заказчика к составу действующих веществ дезсредств, являющихся объектом закупки, в виде исключительно изопропилового спирта, без возможности предложения эквивалентного состава действующих веществ.

Нормативное обоснование данной характеристики Заказчиком также не представлено.

При этом, Заказчиком не представлено доказательств невозможности использования дезсредств, отличающихся по составу, режимам дезинфекции, сроку годности рабочих растворов от требований к данным характеристикам, указанным в Техническом задании, не следует наличие объективных оснований для исключения возможности использования дезсредств с иным составом действующих веществ.

Из материалов дела и пояснений Заказчика следует, что при формировании объекта закупки им не осуществлялся анализ дезсредств, представленных на товарном рынке Российской Федерации, что противоречит принципам эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

3. Из пояснений Заказчика следует, что требования к фасовке дезсредства «не менее 5 литров» обусловлено удобством применения и возможностями хранения дезсредства на складе ЛПУ.

Из пояснений Заказчика, в том числе, подтвержденных представителями Заказчика на заседании Комиссии, следует, что иное объяснение требуемых характеристик фасовки, указанных в Техническом задании, кроме удобства применения дезсредства в флаконах объемом не менее, чем 5 литров, у заказчика отсутствует.

На основании изложенного, при отсутствии нормативно закрепленных требований, в том числе: к количественному и качественному составу дезинфицирующих средств, исключающих возможность использование дезсредств, содержащих в составе действующих веществ, при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие потребности заказчика в необходимости установления требований к объему наполнения емкостей дезсредства, описание объекта закупки носит избыточный, необъективный характер, включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующего средства, и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

С учетом мнения Заказчика, организатора торгов Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмены аукциона.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП <…> на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку антисептика согласно спецификации (извещение № 0369600053021000001) необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  1. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны