Решение б/н Решение по делу № 219-ВП/2014 от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 219-ВП/2014

по результатам проведения внеплановой проверки

 

15 декабря 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

--

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Воронковой Д.А.

--

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения гражданина на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку Бухгалтерской Справочной Системы «Система Главбух для бюджетных организаций» (Интернет-версия) для МБУ «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области (изв. № 0169300023214000612), в присутствии:

- представителя администрации Увельского муниципального района Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.12.2014 года №3352;

- представителя Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области, действующего на основании распоряжения главы Увельского муниципального района от 01.07.2008 года №103,

в отсутствие представителя гражданина, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии.

После перерыва в отсутствие:

- представителя Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;

- в отсутствие представителя администрации Увельского муниципального района Челябинской области, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 26 ноября 2014 года поступило обращение гражданина на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку Бухгалтерской Справочной Системы «Система Главбух для бюджетных организаций» (Интернет-версия) для МБУ «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области (изв. № 0169300023214000612) (далее – закупка)

Согласно представленным документам администрация Увельского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области объявили о проведении запроса котировок на поставку Бухгалтерской Справочной Системы «Система Главбух для бюджетных организаций» (Интернет-версия) для МБУ «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области путем опубликования 17.11.2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0169300023214000612 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 60 395 рублей 00 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 25.11.2014 в 10 часов 00 минут.

По итогам проведения закупки 05.12.2014 заказчиком заключен договор № 101 с победителем закупки ООО «Альтернатива».

Согласно доводам, изложенным в обращении, заявитель считает, что заказчиком при проведении закупки допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно в техническом задании при указании товарных знаков не была указана возможность поставки эквивалентного товара.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в обращении, не согласились и пояснили следующее.

Преимуществами Бухгалтерской Справочной Системы «Система Главбух для бюджетных организаций» для МБУ «Комплексный центр» являются: многолетний период работы (с данной справочной системой учреждение работает с 2010 года), а также индивидуальные особенности указанной программы, в частности:

- предоставление готовых решений от авторитетных специалистов из государственных структур,

- имеет легкий поиск рекомендаций и документов, а также удобные тематические каталоги,

- ежедневное обновление, все рекомендации соответствуют действующему законодательству,

- оказание индивидуальной поддержки – помощь экспертов «Горячей линии» в подборке оптимальных материалов для конкретной ситуации в режиме «онлайн»,

- представлена свежая периодика,

- все материалы имеют четкую ориентацию на бухгалтерию.

Кроме того, представитель заказчика пояснил, что при изучении рынка данного программного продукта было установлено 7 организаций, которые являются поставщиками указанной справочной системы, что указывает на наличие конкуренции на данном рынке.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 указанного Федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

1.1. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Таким образом, исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе, следует, что при определении поставщика на поставку товара в документацию о закупке не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из сведений, содержащихся в форме котировочной заявки, в проекте контракта заказчику необходимо поставить Бухгалтерскую Справочную Систему «Система Главбух для бюджетных организаций».

Таким образом, описание объекта закупки содержит указание на товарный знак, что прямо запрещено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что к поставке требуется только указанный программный продукт, поскольку данная программа уже использовалась учреждением и полностью устраивает пользователей заказчика. При этом, представителями заказчика указано, что только Бухгалтерская Справочная Система «Система Главбух для бюджетных организаций» обладает исключительными функциями, например, по оказанию индивидуальной поддержки – помощь экспертов «Горячей линии» в подборке оптимальных материалов для конкретной ситуации в режиме «онлайн».

Вместе с тем, данный довод не принимается Комиссией во внимание, поскольку опыт работы с программным продуктом Бухгалтерская Справочная Система «Система Главбух для бюджетных организаций» сотрудников заказчика не является основанием для приобретения только указанного товара.

Относительно наличия функциональных возможностей Бухгалтерской Справочной Системы «Система Главбух для бюджетных организаций» Комиссия отмечает следующее. Представителями заказчика не подтвержден документально факт отсутствия на рынке программного продукта, соответствующего потребности заказчика, в том числе по требованию помощь экспертов «Горячей линии» в подборке оптимальных материалов для конкретной ситуации в режиме «онлайн». Исходя из представленных заказчиком запросов о предоставлении цен, заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта изучался только рынок Бухгалтерской Справочной Системы «Система Главбух для бюджетных организаций».

Кроме того, законодательством о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика устанавливать требования к товару, соответствующие его потребности. В свою очередь участниками закупки может быть предложен только товар, соответствующий требованиям документации о закупке, в противном случае первая часть заявки должна быть отклонена аукционной комиссией.

При этом возможность предоставления доступа к иной программе, соответствующей требованиям заказчика, документацией о закупке не предусмотрена, что противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

1.2. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Пунктом 4.13.4 технического задания в части характеристик товара предусмотрена возможность прохождения обучения, повышения квалификации с получением свидетельств или сертификатов. Однако, техническое задание не указывает сроки, периоды прохождения обучения. Кроме того, в извещении об осуществлении закупке, не содержится информация об объеме услуг (количестве часов), а также о направлениях подготовки, специальностях, профессиях.

Более того, образовательная деятельность в зависимости от вида услуг является лицензированным видом деятельности. Следовательно, в случае если на необходимые к оказанию услуги законодательством Российской Федерации предусмотрено наличие лицензии у исполнителя в извещении необходимо установить соответствующее требование к участникам закупки с указанием вида образовательной деятельности.

Также пункт 4.16 технического задания указывает, что поставляемый продукт должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации или договором. При этом конкретизированных требований к товару в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации техническое задание не содержит.

Кроме того, согласно пункту 4.13.3 технического задания база данных должна обладать возможностью сдачи электронной отчетности в ФНС России, Росстат без дополнительной оплаты. Вместе с тем, объектом закупки является поставка товара, а не оказание услуг.

На заседание Комиссии представителем заказчика даны пояснения, согласно которым под функцией «возможность сдачи электронной отчетности в ФНС России, Росстат без дополнительной оплаты» необходимо понимать наличие в базе данных предусмотренных форм для сдачи отчетности. Однако из буквального прочтения пункта 4.13.3 технического задания следует, что сама программа должна подготовить отчетность и сдать ее в контролирующий орган.

Таким образом, исходя из сведений, указанных в извещении об осуществлении закупке, невозможно определить требования к объекту закупки, что является нарушением положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.

При этом, часть 3 статьи 73 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень сведений и документов, которые необходимо представить участнику в составе заявки.

Исходя из требований части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

К таким сведениям относится, в том числе информация об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Вместе с тем, форма котировочной заявки, размещенная в составе извещения об осуществлении закупке, не предполагает указание в котировочной заявке данной информации.

При этом, форма котировочной заявки предполагает указание на место, срок поставки товара, формы и условия оплаты, что не соответствует части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком при проведении закупки нарушены требования частей 3,4 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной администрацией Увельского муниципального района Челябинской области, Муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Увельского муниципального района Челябинской области нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 3, 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.

2. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам проведения закупки заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны