Решение б/н Решение по делу № 22-03/14 в отношении ООО «Теплоэнергетика»... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  30 сентября 2014 года.                                       

           

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя  Челябинского УФАС России;

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…>  – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей сторон, действующих по доверенности,                      

            рассмотрев материалы дела № 22-03/14, возбужденного по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неверном расчете платы за услуги горячего водоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление гр. <…> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в начислении платы за горячее водоснабжение не по показаниям общедомового прибора учета.

Как следует из материалов по заявлению ООО «Теплоэнергетика»  является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче  тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме <…>

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в указанном доме, является гр. <…>

           В соответствии с актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в многоквартирном <…> установлен и с 02.09.2013 введен в эксплуатацию прибор учета горячей воды «Zenner MTK».

           Из материалов по заявлению следует, что расчет платы за горячее водоснабжение производится ООО «Теплоэнергетика» как произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Представитель ООО «Теплоэнергетика» на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил следующее.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:<…>, не подключен к системе централизованного горячего водоснабжения.

Горячее водоснабжение осуществляется путем нагрева холодной воды посредством оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в указанных многоквартирных домах.

Расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в отношении указанного многоквартирного дома, производится ООО «Теплоэнергетика» следующим образом:

- объем потребленной потребителем горячей воды (согласно показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды и нормативов потребления в отношении потребителей, у которых не установлены приборы учета) умножается на тариф на холодную воду;

- полученная сумма складывается со стоимостью тепловой энергии, использованной для подогрева холодной воды, что соответствует расчету платы за данную услугу, регламентированному формулой 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  06.05.2011 № 354.

При этом, такой показатель как показания общедомового прибора учета горячей воды формулой 20 не предусмотрен. ООО «Теплоэнергетика» предполагает о неправильности показаний узла учета на горячее водоснабжение ввиду наличия разногласий между показаниями общего объема воды (холодной и горячей) и показаниями счетчика только горячей воды.

Кроме того, согласно акту распломбировки приборов учета прибор учета горячей воды распломбирован и с 19.09.2013 показания прибора учета горячей воды не могут быть использованы при расчете.

Представитель гр. <…> на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы заявления поддержал, указав что ООО «Теплоэнергетика» допустило к эксплуатации общедомовой прибор учета горячей воды в период с 02.09.2013 по 02.09.2014, и следовательно обязано производить начисление платы в соответствии с показаниями прибора учета.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. В соответствий с частью 1 статьи 544 ГК РФ, части 1 статьи 157 ЖК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовой основой расчета платы за горячее водоснабжение многоквартирных домов, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение и приготовление горячей воды производится с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (бойлерной установки), путем нагрева холодной питьевой воды, являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с пунктом 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.

Согласно материалам дела многоквартирный дом, расположенный по адресу:<…>, не подключен к системе централизованного горячего водоснабжения.

Горячее водоснабжение осуществляется путем нагрева холодной воды посредством оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в указанных многоквартирных домах.

В указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета горячей воды.

ООО «Теплоэнергетика» допустило к эксплуатации общедомовой прибор учета горячей воды в период с 02.09.2013 по 02.09.2014, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что срок поверки прибора учета горячей воды истек 19.09.2013.

Челябинское УФАС России направило запрос в ФБУ «Челябинский ЦСМ» с целью разъяснения возможности применения показаний общедомового прибора учета горячей воды, срок поверки которого истек.

В письме от 27.08.2014 № 59/01-02021/2259 ФБУ «Челябинский ЦСМ» пояснило, что в случае эксплуатации прибора учета с истекшим сроком поверки его показания к расчету не принимаются.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки.

В соответствии с пунктом 9.11 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936, после истечения срока действия Государственной проверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя.

Таким образом, ООО «Теплоэнергетика» не может производить  расчет платы за горячее водоснабжение с учетом показаний прибора учета, фиксирующего объем потребленного коммунального ресурса ввиду того, что истек срок поверки указанного прибора учета. Потребитель в свою очередь не обеспечил проведение поверки прибора учета горячей воды с целью представления достоверных сведений  об объеме потребленного ресурса в ресурсоснабжающую организацию.

            Имеющаяся в деле информация позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах Комиссия Челябинского УФАС России  считает необходимым прекратить производство по делу № 22-03/14 о нарушении ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктами 1, 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Дело № 22-03/14 о нарушении ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                                        <…>

                                                                                                                     <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны