Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22-07/16 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СО... от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«11» мая 2016 года                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление                      физического лица о неправомерных действиях Администрация города Магнитогорска, выразившихся в утверждении муниципальных заданий для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2016 год, а также на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, с нарушением требований антимонопольного законодательства.
Муниципальное бюджетное учреждение «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» (далее – МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска») является правопреемником муниципального автономного учреждения «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», созданного в соответствии с постановлением Главы города Магнитогорска от 27.02.2009 № 1706-11.
Учредителем МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» является муниципальное образование город Магнитогорск.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая не распределяет полученную прибыль между участниками  (Учредителями), а направляет ее на уставные цели.
Функции и полномочия учредителя МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» выполняет Администрация города Магнитогорска.
Предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по текущему содержанию, текущему ремонту объектов внешнего благоустройства, а именно автомобильных дорог местного значения, дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, сетей наружной ливневой канализации, объектов культурного наследия, фонтанов, городских лесов, скверов, парков, зеленых насаждений улиц города Магнитогорска, городских пляжей, а также оказание услуг (выполнение работ) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту внешнего благоустройства, а также по организационному обеспечению проведения культурно-массовых мероприятий.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Муниципальные задания для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 11 Устава МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска»). При этом учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Начальником Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска 28.12.2015 утверждено муниципальное задание для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – муниципальное задание на 2015 год), 31.12.2015 - муниципальное задание для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2016 год (далее – муниципальное задание на 2016 год).
Содержание муниципальных работ по муниципальным заданиям на 2015 и 2016 годы:
- мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения;
- текущее содержание автомобильных муниципальных дорог;
- текущий ямочный ремонт;
- текущее содержание городских мостов и путепроводов;
- содержание ливневой канализации;
- отсыпка поселковых работ;
- содержание зеленых насаждений
- содержание скверов;
- текущее содержание городских лесов;
- устройство и содержание цветочных клумб;
- текущее содержание городских фонтанов;
- подготовка мест проведения общегородских мероприятий;
- текущее содержание городских пляжей;
- текущее содержание памятников истории и культуры г. Магнитогорска;
- работы по текущему содержанию игровых площадок (за исключением муниципального задания на 2015 год; далее – работы в сфере благоустройства).
Источником финансирования выполнения указанных работ являются средства бюджета городского округа.
В соответствии с муниципальным заданием на 2015 год объем бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения работ, составляет 313 761 547,12 рублей, на 2016 год - 96 149 000 рублей.    
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать в том числе определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.
Согласно муниципальному заданию на 2015 год потребителем муниципальных услуг является население г. Магнитогорска. Однако указанное муниципальное задание не содержит конкретное определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, что не соответствует статье 69.2 БК РФ.  
Муниципальное задание на 2016 год не содержит сведений о потребителях соответствующих услуг, что также не соответствует статье 69.2 БК РФ.  
Согласно пунктам 5, 17, 20, 25, 32 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения городского округа относится:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- организация благоустройства территории поселения (включая озеленение);
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.
Применительно к рассматриваемому случаю деятельность МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» по выполнению на основании муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы работ в сфере благоустройства по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования «Магнитогорский городской округ» в работах, необходимых для решения администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.
Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ в сфере благоустройства является муниципальной нуждой, а не муниципальной работой, поскольку потребность в выполнении указанных работ возникает у муниципального образования, а не отдельных заявителей.
Выдача Администрацией города Магнитогорска в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Челябинска МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Работы в сфере благоустройства являются конкурентными видами деятельности и могут осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.
Установив безальтернативный порядок выполнения работ в сфере благоустройства посредством выдачи муниципальных заданий без проведения конкурентных процедур, Администрация города Магнитогорска в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы – МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять  указанные  работы.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Таким образом, действия Администрации города Магнитогорска в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска по утверждению для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы могли привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ в сфере благоустройства, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию города Магнитогорска о необходимости прекращения указанных действий путем совершения действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
1) с даты получения предупреждения использовать бюджетные средства, выделенные в целях реализации полномочий по организации благоустройства территории городского округа, в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;
2) в срок до 20 июня 2016 года информировать структурные подразделения Администрации города Магнитогорска, в том числе Управление капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска, о недопустимости включения в муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами;
3) в срок до 20 июля 2016 года обеспечить организацию закупок работ в сфере благоустройства на 2016 и 2017 годы в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, в том числе: определить заказчика работ и информировать его о необходимости внесения изменений в план-график закупок на 2016 год, а также включения работ в план-график закупок на 2017 год;
4) в срок до 31 декабря 2016 года при внесении изменений в муниципальное задание на 2016 год и утверждении новых муниципальных заданий для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» не включать в них выполнение работ в сфере благоустройства, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (по каждому пункту отдельно), с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копий:
- документов, подтверждающих выделение в 2016 году бюджетных средств в целях реализации полномочий по организации благоустройства территории городского округа, а также использование указанных средств в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;
- документов, подтверждающих информирование структурных подразделений Администрации города Магнитогорска, в том числе Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска, о недопустимости включения в муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (например: писем, распоряжений и т.п.), с приложением доказательств направления таких документов адресатам их получения;
- документов, подтверждающих обеспечение организации закупок работ в сфере благоустройства на 2016 и 2017 годы в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, в том числе: определение заказчика работ и информирование его о необходимости внесения изменений в план-график закупок на 2016 год, а также включения работ в план-график закупок на 2017 год (например, распоряжения и т.п.), с приложением доказательств доведения указанной информации до заказчика работ;
- всех изменений в муниципальное задание на 2016 год, а также  муниципального задания для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2017 год.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
Дополнительно информируем, что при осуществлении закупок работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог необходимо учитывать положения частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно формировать лоты путем включения в их состав работ, технологически и функционально связанных между собой, например, в зависимости от внутригородского деления муниципального образования, категорий дорог, объекта закупки (содержание, либо ремонт дорог). При этом при осуществлении закупки работ по ремонту дорог в документации по торгам также надлежит указывать место выполнения работ (адресные ориентиры), перечень и объем подлежащих выполнению работ и иные сведения, позволяющие сделать вывод о потребностях заказчика.


Руководитель                                                              <…>
 
<…>
(351) 265-93-79
10.05.2016

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны