Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22-07/16 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СО... от 19 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF«11» мая 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление физического лица о неправомерных действиях Администрация города Магнитогорска, выразившихся в утверждении муниципальных заданий для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2016 год, а также на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, с нарушением требований антимонопольного законодательства.
Муниципальное бюджетное учреждение «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» (далее – МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска») является правопреемником муниципального автономного учреждения «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», созданного в соответствии с постановлением Главы города Магнитогорска от 27.02.2009 № 1706-11.
Учредителем МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» является муниципальное образование город Магнитогорск.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая не распределяет полученную прибыль между участниками (Учредителями), а направляет ее на уставные цели.
Функции и полномочия учредителя МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» выполняет Администрация города Магнитогорска.
Предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по текущему содержанию, текущему ремонту объектов внешнего благоустройства, а именно автомобильных дорог местного значения, дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, сетей наружной ливневой канализации, объектов культурного наследия, фонтанов, городских лесов, скверов, парков, зеленых насаждений улиц города Магнитогорска, городских пляжей, а также оказание услуг (выполнение работ) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту внешнего благоустройства, а также по организационному обеспечению проведения культурно-массовых мероприятий.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Муниципальные задания для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 11 Устава МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска»). При этом учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Начальником Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска 28.12.2015 утверждено муниципальное задание для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – муниципальное задание на 2015 год), 31.12.2015 - муниципальное задание для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2016 год (далее – муниципальное задание на 2016 год).
Содержание муниципальных работ по муниципальным заданиям на 2015 и 2016 годы:
- мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения;
- текущее содержание автомобильных муниципальных дорог;
- текущий ямочный ремонт;
- текущее содержание городских мостов и путепроводов;
- содержание ливневой канализации;
- отсыпка поселковых работ;
- содержание зеленых насаждений
- содержание скверов;
- текущее содержание городских лесов;
- устройство и содержание цветочных клумб;
- текущее содержание городских фонтанов;
- подготовка мест проведения общегородских мероприятий;
- текущее содержание городских пляжей;
- текущее содержание памятников истории и культуры г. Магнитогорска;
- работы по текущему содержанию игровых площадок (за исключением муниципального задания на 2015 год; далее – работы в сфере благоустройства).
Источником финансирования выполнения указанных работ являются средства бюджета городского округа.
В соответствии с муниципальным заданием на 2015 год объем бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения работ, составляет 313 761 547,12 рублей, на 2016 год - 96 149 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать в том числе определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.
Согласно муниципальному заданию на 2015 год потребителем муниципальных услуг является население г. Магнитогорска. Однако указанное муниципальное задание не содержит конкретное определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, что не соответствует статье 69.2 БК РФ.
Муниципальное задание на 2016 год не содержит сведений о потребителях соответствующих услуг, что также не соответствует статье 69.2 БК РФ.
Согласно пунктам 5, 17, 20, 25, 32 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения городского округа относится:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- организация благоустройства территории поселения (включая озеленение);
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.
Применительно к рассматриваемому случаю деятельность МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» по выполнению на основании муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы работ в сфере благоустройства по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования «Магнитогорский городской округ» в работах, необходимых для решения администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.
Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ в сфере благоустройства является муниципальной нуждой, а не муниципальной работой, поскольку потребность в выполнении указанных работ возникает у муниципального образования, а не отдельных заявителей.
Выдача Администрацией города Магнитогорска в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Челябинска МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Работы в сфере благоустройства являются конкурентными видами деятельности и могут осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.
Установив безальтернативный порядок выполнения работ в сфере благоустройства посредством выдачи муниципальных заданий без проведения конкурентных процедур, Администрация города Магнитогорска в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы – МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Таким образом, действия Администрации города Магнитогорска в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска по утверждению для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы могли привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ в сфере благоустройства, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию города Магнитогорска о необходимости прекращения указанных действий путем совершения действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
1) с даты получения предупреждения использовать бюджетные средства, выделенные в целях реализации полномочий по организации благоустройства территории городского округа, в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;
2) в срок до 20 июня 2016 года информировать структурные подразделения Администрации города Магнитогорска, в том числе Управление капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска, о недопустимости включения в муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами;
3) в срок до 20 июля 2016 года обеспечить организацию закупок работ в сфере благоустройства на 2016 и 2017 годы в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, в том числе: определить заказчика работ и информировать его о необходимости внесения изменений в план-график закупок на 2016 год, а также включения работ в план-график закупок на 2017 год;
4) в срок до 31 декабря 2016 года при внесении изменений в муниципальное задание на 2016 год и утверждении новых муниципальных заданий для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» не включать в них выполнение работ в сфере благоустройства, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (по каждому пункту отдельно), с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копий:
- документов, подтверждающих выделение в 2016 году бюджетных средств в целях реализации полномочий по организации благоустройства территории городского округа, а также использование указанных средств в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;
- документов, подтверждающих информирование структурных подразделений Администрации города Магнитогорска, в том числе Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска, о недопустимости включения в муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (например: писем, распоряжений и т.п.), с приложением доказательств направления таких документов адресатам их получения;
- документов, подтверждающих обеспечение организации закупок работ в сфере благоустройства на 2016 и 2017 годы в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, в том числе: определение заказчика работ и информирование его о необходимости внесения изменений в план-график закупок на 2016 год, а также включения работ в план-график закупок на 2017 год (например, распоряжения и т.п.), с приложением доказательств доведения указанной информации до заказчика работ;
- всех изменений в муниципальное задание на 2016 год, а также муниципального задания для МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2017 год.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
Дополнительно информируем, что при осуществлении закупок работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог необходимо учитывать положения частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно формировать лоты путем включения в их состав работ, технологически и функционально связанных между собой, например, в зависимости от внутригородского деления муниципального образования, категорий дорог, объекта закупки (содержание, либо ремонт дорог). При этом при осуществлении закупки работ по ремонту дорог в документации по торгам также надлежит указывать место выполнения работ (адресные ориентиры), перечень и объем подлежащих выполнению работ и иные сведения, позволяющие сделать вывод о потребностях заказчика.
Руководитель <…>
<…>
(351) 265-93-79
10.05.2016