Предупреждение б/н Предупреждение № 22-07/17 Комитету по делам образования горо... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22-07/17

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«11» мая 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление индивидуального предпринимателя о нарушении порядка заключения договоров на оказание услуг обслуживания, эксплуатации, ремонта инженерных, электрических сетей и установок (далее – Услуги) образовательных учреждений на территории города Челябинска (далее - Образовательные организации).

Из заявления и представленных Челябинскому УФАС России сведений следует, что в результате устных указаний Комитета по делам образования города Челябинска и МКУ «Центр обеспечения деятельности о необходимости заключения договора на оказание Услуг с конкретными хозяйствующими субъектами создаются дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке оказания Услуг на территории города Челябинска.

Челябинским УФАС России установлено, что финансирование обслуживания, эксплуатации, ремонта инженерных, электрических сетей и установок Образовательных организаций осуществляется за счет предоставленных субсидий на выполнение муниципального задания на основании соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Так, например, МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска», МАОУ «Лицей № 82 г. Челябинска» осуществляют заключение договоров на оказание Услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на основании Положений о закупке, предусматривающих способ закупки в виде закупки у единственного поставщика. Тогда как МБОУ «СОШ № 71 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 24 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 57 г. Челябинска», МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 103 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 140 г. Челябинска» осуществляют заключение договоров на оказание Услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Стоимость Услуг не регулируется государством и устанавливается хозяйствующими субъектами самостоятельно исходя из экономически обоснованных затрат.

Решением Челябинской городской Думы от 25.09.2007 № 25/23 «О нормативной системе финансирования содержания муниципальных общеобразовательных учреждений города Челябинска» утвержден норматив, установленный в целях расчета затрат Образовательных учреждений на услуги по обслуживанию инженерных сетей и услуги по эксплуатации электрических установок.

Утвержденный Решением Челябинской городской Думы от 25.09.2007 № 25/23 норматив для хозяйствующих субъектов, оказывающих Услуги, не является основанием для формирования цены услуг.

Отдельными Образовательными организациями проводятся конкурентные процедуры на право оказания Услуг, по результатам которых договоры заключаются по наименьшей цене и ниже утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 25.09.2007 № 25/23 нормативов.

Большинство Образовательных организаций заключают договоры на оказание Услуг с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. При этом одни Образовательные организации заключают договоры на оказание Услуг по стоимости ниже установленного Решением Челябинской городской Думы от 25.09.2007 № 25/23 норматива, другие – по цене равной нормативу, установленному Решением Челябинской городской Думы от 25.09.2007 № 25/23.

Кроме того, при определении поставщика отдельные Образовательные организации без обоснования принимают решения о заключении договоров с ООО «Мастер-Сервис» при наличии коммерческих предложений по меньшей цене предлагаемых Услуг, либо безмотивно расторгают ранее заключенные договоры или отказываются от заключения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами при условии, что коммерческие предложения по цене на предлагаемые услуги ниже более чем на 30%.

Согласно представленным индивидуальными предпринимателями пояснениям Образовательными организациями в большинстве случаях заключаются договоры на оказание Услуг с ООО «Мастер-Сервис», при этом расторгаются и (или) не заключаются на новый срок договоры на оказание Услуг с иными хозяйствующими субъектами, в том числе на основании устных указаний Комитета по делам образования города Челябинска и МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» о необходимости заключения таких договоров с ООО «Мастер-Сервис».

Из представленных иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание Услуг, сведений также следует, что Образовательные организации не проводят конкурентные процедуры и не принимают коммерческие предложения иных хозяйствующих субъектов по более низкой цене.

Так, например, МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска» представлены пояснения, согласно которым негативный опыт работы с компаниями, предлагающими по сути демпинговые (чрезмерно заниженные) цены на услуги по обслуживанию инженерных и электрических сетей показал, что при такой низкой стоимости контрактов страдает оперативность выполнения заявок но устранению аварий, недопустимо низким является и качество предоставленных услуг. Поэтому указанным образовательным учреждением было принято решение отдавать предпочтение компаниям, обладающим развитой материально-технической базой, имеющим полностью укомплектованный штат специалистов, располагающим собственными аварийными и диспетчерскими службами.

Согласно представленным МБОУ «СОШ № 71 г. Челябинска» письменным пояснениям спецификой оказания вышеназванных слуг является ограниченность территории, а именно привязка к местонахождению помещения учреждения. Учреждению важны оперативность и своевременность оказания Услуг, особенно в моменты возникновения чрезвычайных ситуаций на электрических установках и инженерных системах. А в случае расположения Исполнителя в удаленных районах и за пределами г. Челябинска существует большая вероятность некачественного оказания Услуг, в первую очередь это касается сроков оказания Услуг. Также необходимо отметить, что цена является существенным фактором при выборе Исполнителя Услуг, но не единственным. Огромное значение при этом имеют: успешный опыт оказания Услуг; технические, финансовые, кадровые, ресурсные возможности, деловая репутация исполнителя и т.п.

Вместе с тем, документов, подтверждающих отсутствие или недостаточность технической, финансовой, кадровой, ресурсной возможности и (или) невозможности предоставления надлежащего качества Услуг по предлагаемой индивидуальными предпринимателями цене, Образовательными учреждениями не представлено.

Из пояснений индивидуальных предпринимателей следует, что замечаний, претензий по исполнению ими договоров на оказание Услуг от Образовательных учреждений не поступало, вместе с тем Образовательными учреждениями расторгаются и (или) не заключаются на новый срок договоры на оказание Услуг при условии представления коммерческих предложений о цене договора ниже более чем на 30%.

В результате стоимость оказываемых по обслуживанию инженерных сетей составляет от 11 до 47 тыс. руб. в месяц, стоимость оказываемых по обслуживанию электрических установок – от 3 до 19 тыс. руб. в месяц.

При этом Образовательные учреждения в целях заключения договоров на оказание Услуг для рационального и эффективного расходования бюджетных средств мер, в том числе посредством направления запроса о представлении коммерческих предложений о стоимости Услуг в адрес хозяйствующих субъектов, не принимают.

 

На территории города Челябинска оказание Услуг осуществляют более 20 хозяйствующих субъектов, в том числе ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «ЭлСер», ООО «МирЧел», ООО «НТ-Сервис», ООО «Бриз-Сервис», ООО «СтройРесурс», ООО «Техслужба», ООО «Компания Меридиан», ООО «ЭлектроКонтакт», АО Офис Центр «Свобода», ООО «АльтерТ».

Кроме того, рынок оказания Услуг являлся открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как города Челябинска, Челябинской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов и является конкурентным.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 

Согласно уставам Образовательных учреждений их учредителем является Администрация города Челябинска в лице Комитета по делам образования города Челябинска (454080, г. Челябинск, ул. Володарского, 14).

Комитетом по делам образования города Челябинска Приказом от 10.09.2015 №1179-д утвержден устав Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» (454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 4а), согласно которому:

- учредителем МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» является Администрация города Челябинска в лице Комитета по делам образования города Челябинска (пункт 4);

- МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях обеспечения функционирования образовательной системы города Челябинска, путем обеспечения и сопровождения деятельности муниципальных образовательных и иных организаций города Челябинска, подведомственных Комитету по делам образования города Челябинска (Образовательные организации) (пункт 12);

- предметом деятельности МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» является информационно-аналитическое и организационно-методическое сопровождение деятельности, в том числе в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг, и материально-техническое обеспечение Образовательных организаций (пункт 14);

- для достижения указанных целей деятельности Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации заключение соглашений с Образовательными организациями о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и иные цели; оказание методического сопровождения и консультирование по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и постановке бухгалтерского учета в образовательных организациях; осуществление правового сопровождения деятельности образовательных организаций (пункт 15).

 

Таким образом, действия Комитета по делам образования города Челябинска и МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» по даче устных указаний о необходимости заключения договоров на оказание Услуг с определенными хозяйствующими субъектами (ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Гарант»), не соответствует требованиям действующего законодательства и могут привести к созданию дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по оказанию Услуг на территории города Челябинска.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Комитета по делам образования города Челябинска и МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Комитет по делам образования города Челябинска о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), для чего необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: в срок до 01.06.2017 направить в адрес Образовательных организаций информацию о необходимости самостоятельного отбора хозяйствующих субъектов для заключения договоров на оказание Услуг, в том числе посредством проведения торгов, в целях рационального и эффективного расходования бюджетных средств.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих направление и получение Образовательными организациями указанной выше информации).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны