Решение б/н Решение № 22-08/2015 в отношении ОАО «АльфаСтрахование» от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г.Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 22-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

заведующий сектором правового обеспечения банковской деятельности и деятельности финансовых организаций юридического отдела Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации

 

<…>

-

эксперт 1 категории сектора организационно-аналитического обеспечения и внутреннего контроля отдела безопасности и защиты информации Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

рассмотрев дело № 22-08/2015 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «АльфаСтрахование» (далее – ОАО «АльфаСтрахование») части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании представителя ОАО «АльфаСтрахование», действовавшего на основании доверенности № 6624/15 от 21.09.2015 – <…>;

представителя Страхового акционерного общества «ВСК», в лице Магнитогорского филиала (далее – САО «ВСК», Заявитель), действовавшего на основании доверенности № 0188-Д от 16.01.2016 – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление САО «ВСК» о недобросовестных конкурентных действиях ОАО «АльфаСтрахование», выразившихся в необоснованном получении преимущества при участии в аукционе, проведенном Администрацией города Магнитогорска (далее – Заказчик 1) на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в соответствии со спецификацией, извещение № 0169300000315001065 (далее – Аукцион 1) и аукционе, проведенном МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Магнитогорска (далее – Заказчик 2) на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (ОСАГО),  61 единица, извещение № 0169300000315001136 (далее – Аукцион 2) (вместе – Аукционы).

Из заявления следует, что ОАО «АльфаСтрахование» при участии в Аукционах неправомерно представило предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта по Аукциону 1 до 181 740,32 рублей, по Аукциону 2 – до 424 287,18 рублей, что не соответствует Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиям к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

По мнению САО «ВСК» указанные действия ОАО «АльфаСтрахование» являются нарушением действующего законодательства и содержат признаки недобросовестной конкуренции.

 

ОАО «АльфаСтрахование» с доводами САО «ВСК» не согласно, считает, что общество при участии в Аукционах не допускало нарушение положений действующего законодательства, поскольку руководствовалось данными о наличии или отсутствии страховых выплат по транспортным средствам, указанным в технических задания Аукционов, содержащимися в Автоматизированной информационной системе обязательного страхования Российского союза автостраховщиков (далее – АИС РСА), как того требуют положения Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) (пункт 10.1 статья 15).

Также ОАО «АльфаСтрахование» в своих письменных пояснения ссылается на положения части 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), которыми установлено, что контракт заключается по цене предложенной победителем электронного аукциона. Поскольку технические задания, составленные Заказчиком 1 и Заказчиком 2, содержат недостоверные данные в части коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ) по некоторым его позициям, ОАО «АльфаСтрахование» во избежание дальнейшей выдачи полисов ОСАГО с нарушением требований соответствующего законодательства ввиду невозможности изменения сумм страховых премий после заключения контрактов, применило коэффициенты, содержащиеся в АИС РСА, а не установленные муниципальными заказчиками. Указанные обстоятельства, по мнению общества, исключают недобросовестность поведения общества при участии в конкурсных процедурах, проводимых Заказчиком 1 и Заказчиком 2.

 

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

САО «ВСК» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.1992 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, при этом, согласно данным размещенным в едином государственном реестре юридических лиц, опубликованном на официальном сайте в сети «Интернет» Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.egrul.nalog.ru, общество осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 0621-03 от 11.09.2015, выданной Центральным Банком Российской Федерации, также в материалах дела имеется лицензия С № 0621 77, выданная Федеральной службой страхового надзора 19.01.2011 на аналогичный вид страхования. Общество осуществляет свою деятельность в том числе через свои филиалы, расположенные в г.Челябинске и г.Магнитогорске Челябинской области. Вместе с тем, САО «ВСК» является действительным членом Российского Союза Автостраховщиков, что подтверждается свидетельством с рег. № 0005 от 14.10.2002.

ОАО «АльфаСтрахование» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.02.2002 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, одним из видов деятельности общества является страхование. Свою деятельность общество осуществляет, в том числе, через филиалы, расположенные в г.Магнитогорске Челябинской области и г.Челябинске. При этом ОАО «АльфаСтрахования» выдана Центральным Банком Российской Федерации лицензия ОС № 2239-03 от 13.01.2016 на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Федеральной службой страхового надзора лицензия С № 2239 77 от 13.12.2006 на осуществление аналогичного вида деятельности. Также общество является действительным членом Российского Союза Автостраховщиков, что подтверждается свидетельством с рег. № 0011 от 14.10.2002.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект –  индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» САО «ВСК» и ОАО «АльфаСтрахование» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) в пределах одних географических границ (Челябинская обл.), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

 

1. 29 мая 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) был объявлен Аукцион 1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом контракта является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (ОСАГО) в соответствии со спецификацией.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 232 756,53 рублей.

На участие в Аукционе 1 было подано 5 заявок, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе САО «ВСК», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 1 победителем признано ОАО «АльфаСтрахование» с предложенной ценой контракта 181 740,32 рублей, заявке САО «ВСК» с предложенной ценой контракта 183 074,16 рублей присвоен третий номер <...> ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» присвоен второй номер с предложенной ценой контракта 183 074, 14 рублей.

Между Заказчиком 1 и ОАО «АльфаСтрахование», признанным победителем Аукциона, заключен муниципальный контракт № 436 от 30.06.2015.

Согласно извещению о проведении Аукциона 1, аукционной документации услуги должны быть осуществлены в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Положением Банка России от 19.09.2014 № 341-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельце транспортных средств» (далее – Положение Банка России № 431-П»).

Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление Правительства № 739).

Согласно Постановлению Правительства № 739 при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, установленные законом страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСАГО) обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения банка России № 431-П, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Согласно статье 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсных процедурах, должны руководствоваться как действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по страхованию, так и требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, в связи с чем у таких организаций отсутствует возможность при расчете цены контракта применять иные, отличные от указанных государственными и муниципальными заказчиками коэффициенты.

Анализ примененных коэффициентов, указанных в приложении к Контракту 1, заполненному на основании заявки ОАО «АльфаСтрахование», и Спецификации, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении ОАО «АльфаСтрахование» коэффициента КБМ по позиции 10 Спецификации отличного от установленного Заказчиком 1. Так в спецификации по позиции 10 (Ниссан Теара О 734 ОО 74) указан КБМ 0,95, а в приложении к Контракту 1 – 0,85.

В силу положений Закона о контрактной системе участники электронного аукциона, подавая заявку на участие в нем, и непосредственно в процессе его проведения не представляют муниципальному заказчику расчет цены предложенной на аукционе или ее обоснование, а муниципальный заказчик не имеет возможности потребовать обоснования предложенной цены или отклонить заявку участника электронного аукциона ввиду снижения цены контракта в нарушение действующего законодательства, в том числе законодательства об ОСАГО.

Таким образом, ОАО «АльфаСтрахование» получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона 1, поскольку нарушило порядок расчета страховой премии ввиду применения коэффициента КБМ отличного от коэффициента, установленного Заказчиком 1, ввиду чего общество получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона 1 и было признано победителем.

 

2. 08 июня 2015 года на официальном сайте был объявлен Аукцион 2. Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом контракта является оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (ОСАГО) в соответствии с техническим заданием.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 512 546,34 рублей.

На участие в Аукционе 2 было подано 5 заявок, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе САО «ВСК» и ОАО «АльфаСтрахование».

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 2 победителем признано ОАО «Альфастрахование» с предложенной ценой контракта 424 287,18 рублей, заявке САО «ВСК» с предложенной ценой контракта 427 204,98 рублей присвоен второй номер.

Между Заказчиком и ОАО «АльфаСтрахование», признанным победителем Аукциона, заключен муниципальный контракт № 2015.255369 от 13.07.2015.

Согласно извещению о проведении Аукциона 2, аукционной документации услуги должны быть осуществлены в полном объеме в соответствии с Законом об ОСАГО, Положением Банка России от № 431-П.

Анализ расчетов, произведенных ОАО «АльфаСтрахование», и Технического задания, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении ОАО «АльфаСтрахование» коэффициентов КБМ по некоторым позициям Технического задания отличных от установленных Заказчиком 2, а именно:

№ п/п

Гос. знак

КБМ, указанное в Техническом задании

КБМ, примененное ОАО «Альфастрахование»

9

М 378 СЕ 174

1,8

1,95

29

Н 069 АР 174

1,8

1,6

35

Т 809 АС 174

1,8

1,85

59

А 945 КУ 174

1,8

1,5

Таким образом, ОАО «АльфаСтрахование» получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона 2, поскольку нарушило порядок расчета страховой премии ввиду применения коэффициента КБМ отличного от коэффициентов, установленных Заказчиком 2, ввиду чего общество получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона 2 и было признано победителем.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

В действиях ОАО «АльфаСтрахование» присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ОАО «АльфаСтрахование» по получению необоснованного преимущества при проведении Аукционов ввиду применения коэффициентов КБМ отличных от коэффициентов, установленных муниципальными заказчиками, способствовали признанию ОАО «АльфаСтрахование» победителем Аукционов.

2. Действия ОАО «АльфаСтрахование» противоречат действующему законодательству, в том числе законодательству об ОСАГО, Закону о контрактной системе, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия ОАО «АльфаСтрахование» причинили убытки САО «ВСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ОАО «АльфаСтрахование» от указанных действий, поскольку при обычных условиях гражданского оборота в случае применения ОАО «АльфаСтрахвание» коэффициентов КБМ, установленных муниципальными заказчиками, ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и САО «ВСК» имели бы возможность участвовать в Аукционе на равных условиях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция  не допускается.

Действия ОАО «АльфаСтрахование» по получению необоснованного преимущества при проведении Аукционов ввиду применения коэффициентов КБМ отличных от коэффициентов, установленных муниципальными заказчиками, указывают на признаки нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, указанное положение антимонопольного законодательства Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признано утратившем силу, наряду с чем, указанным нормативным правовым актом Федеральный закон «О защите конкуренции» дополнен главой 2.1 «Недобросовестная конкуренция» (статьи 14.1-14.8).

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

 

Довод ОАО «АльфаСтрахование» о необходимости использования сведений о коэффициентах КБМ, размещенных в АИС РСА, поскольку установленные заказчиками коэффициенты являются не верными, что в противном случае способно привести к нарушению законодательства об ОСАГО при исполнении заключенного контракта и выдаче страховых полисов со страховой премией не соответствующей требованиям действующего законодательства, противоречит нормам Закона об ОСАГО, Закона о контрактной системе.

В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и  определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указывается формула цены и максимальное значение цены контракта» установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, в том числе, в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования. Поскольку страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, на него распространяются приведенные выше нормы, в связи с чем довод ОАО «АльфаСтрахование» о необходимости применения коэффициентов, содержащихся в АИС РСА, и отличных от установленных заказчиками, во избежание дальнейшей выдачи полисов ОСАГО с нарушением требований законодательства об ОСАГО, противоречит положениям действующего законодательства.

 

Вина ОАО «АльфаСтрахование» выразилась в несоблюдении норм действующего законодательства при расчете предлагаемых цен контрактов при участии в конкурсных процедурах на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ввиду чего общество получило необоснованное преимущество перед другими участниками.

 

Заключение об обстоятельствах дела в порядке статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» принято Комиссией 18 февраля 2016 года, получено САО «ВСК» 25.03.2016, ОАО «АльфаСтрахование» 21.03.2016, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «АльфаСтрахование», выразившиеся в необоснованном получении преимущества при участии в аукционе, проведенном Администрацией города Магнитогорска на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со спецификацией, извещение № 0169300000315001065 и аукционе, проведенном МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Магнитогорска на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств,  61 единица, извещение № 0169300000315001136 нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ОАО «АльфаСтрахование» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «АльфаСтрахование» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны