Решение б/н Решение и предписание № 22-08/2016 от 8 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

21 июля 2016 года                                                                                               г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

        председатель Комиссии:

 

        члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 22-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: город Магнитогорск, ул. Советская, д. 145/1 рекламы продукции под маркой «Рецепты Сибири»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо с заявлением по факту распространения по почтовым ящикам в городе Магнитогорске рекламы продукции под маркой «Рецепты Сибири», которая, по мнению заявителя, нарушает требования рекламного законодательства.

Из представленных заявителем материалов следует, что информация о препаратах с наименованием «Сибирский целебник», «Эректовит», «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В», масло «Сибирское плюс», «Кардиплюс», бальзам «Сибирский плюс», «Медисил», «Остенол» распространяется в виде газеты, которая содержит информацию о профилактике и оздоровлении при различных заболеваниях, отзывы физических лиц, которые использовали указанные препараты, ссылки на исследования, номер телефона <…>, по которому можно получить бесплатную консультацию, сведения о выставке-продаже в период с 02 марта по 09 марта, а также информацию о том, что под торговой маркой «Рецепты Сибири» объединены три крупнейших производителя оздоровительной продукции ООО «НПК «Апифитогрупп», ООО «Амулет Здоровья», ООО «МНПХ «Созвездие мечты». При этом последняя страница газеты содержит сведения: «Остерегайтесь подделок! Не является лекарственным средством».

Вместе с тем, препараты с наименованием «Сибирский целебник», «Эректовит», «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В», масло «Сибирское плюс», «Кардиплюс», бальзам «Сибирский плюс», «Медисил», «Остенол» не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, поскольку в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru, сведения об этом отсутствуют, что отражено в акте осмотра № 40-2016 от 14.03.2016. Следовательно,  эликсир «Сибирский целебник», «Эректовит», «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В», масло «Сибирское плюс», «Кардиплюс», бальзам «Сибирский плюс», «Медисил», «Остенол» не являются лекарственными средствами.

Таким образом, в силу положений Федерального закона «О рекламе» реклама таких средств не должна содержать сведений, указывающих на их лечебные свойства.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <…>, указанный в рекламе и по которому можно получить бесплатную консультацию, входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Ростелеком».

На запрос Челябинского УФАС России ПАО «Ростелеком» представлены письменные пояснения, согласно которым телефонный номер <…> предоставлен абоненту ИП <…> в рамках договора № 11Ю-00015/14-124Д на оказание Услуги интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением интеллектуального номера в КДУ «800» от 31.01.2014.

Реклама препаратов под маркой «Рецепты Сибири», распространяемая в виде газеты, содержит информацию о проведении выставки-продажи в г. Магнитогорске 02 марта и 09 марта 2016 года по адресам:

1) театр кукол и актера «Буратино», ул. Бориса Ручьева, д. 7А (с 09:00 до 10:00);

2) кафе «Султан», ул. Труда, д. 43А (с 11:00 до 12:00);

3) кинотеатр «Современник», ул. Грязнова, д. 28 (с 13:00 до 14:00);

4) театр оперы и балета, ул. Ленина, д. 16 (с 15:00 до 16:00);

5) ДК «Орджоникидзе», ул. Набережная 1 (с 17:00 до 18:00).

В связи с чем антимонопольным органом запрошены сведения о проведении выставки-продажи продукции под маркой «Рецепты Сибири» по указанным адресам в городе Магнитогорске.

В материалы дела поступили письменные пояснения Муниципального бюджетного учреждения культуры «Магнитогорский театр оперы и балета» (далее – МБУК «МТОиБ») о том, что 02 марта 2016 года между муниципальным учреждением культуры и ИП <…> заключен договор оказания услуг от 02.03.2016, предметом договора которого выступает проведение мероприятия «Выставка-продажа», не связанного с культурной деятельностью. Оплата услуг по указанному договору подтверждается платежной накладной № 428 от 22.03.2016.

Материалы дела также содержат пояснения Муниципального бюджетного учреждения культуры Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» (далее – МБУК «МТК и А «Буратино»), в соответствии с которыми муниципальное учреждение предоставило ИП <…> во временное пользование часть нежилого помещения для целей не связанных с культурной деятельностью на основании договора оказания услуг от 02.03.2016. Оказание услуг, предусмотренных указанным договором, в полном объеме подтверждается актом № 00000039 от 02.03.2016.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В городе Магнитогорске распространялась реклама продукции под маркой «Рецепты Сибири» «Сибирский целебник», «Эректовит», «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В», масло «Сибирское плюс», «Кардиплюс», бальзам «Сибирский плюс», «Медисил», «Остенол») в виде газеты посредством почтовых ящиков.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Так, информация о препаратах марки «Рецепты Сибири», распространяемая в городе Магнитогорске в виде газеты, отвечает признакам рекламы, следовательно, на нее распространяются требования рекламного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается  указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

По смыслу указанной нормы указание на лечебные свойства рекламируемых препаратов допустимо, в частности в рекламе лекарственных средств.

Челябинским УФАС России установлено, что препараты с наименованием «Сибирский целебник», «Эректовит», «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В», масло «Сибирское плюс», «Кардиплюс», бальзам «Сибирский плюс», «Медисил», «Остенол» не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru, сведения об этом отсутствуют, что подтверждается актом осмотра № 40-2016 от 14.03.2016.

На лечебные свойства препаратов под маркой «Рецепты Сибири» указывают, присутствующие в рекламе сведения такие как: «…быстро и эффективно способствуют…», «…полезное действие … разнообразно…», «…список заболеваний, при которых применяют…», «…помогает нормализовать процессы в организме…» и т.д.

Данная информации, размещенная в рекламе под видом газеты направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц именно к препаратам не являющимя лекарственным средствам. Следовательно, такая реклама препаратов под маркой «Рецепты Сибири», содержащая указание на их лечебные свойства нарушает требование пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Реклама в виде печатного издания содержит сведения о контактном номере       <…>, ссылку на сайт www.рецепты-сибири.com. Материалы дела содержат копию договора № 11Ю-00015/14-124Д на оказание Услуги интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением интеллектуального номера в КДУ «800» от 31.01.2014, заключенного между ПАО «Ростелеком» и ИП <…>, согласно которому ПАО «Ростелеком» оказывает  ИП <…> услугу с предоставлением интеллектуального номера <…>.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) основным видом деятельности ИП <…> является розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (52.6 по ОКВЭД), дополнительно индивидуальный предприниматель осуществляет, в частности розничную торговлю вне магазинов (52.1 по ОКВЭД).

В материалах дела также имеется доказательство проведения выставки-продажи ИП <…> в городе Магнитогорске на основании договоров оказания услуг от 02.03.2016, заключенных между индивидуальным предпринимателем и МБУК «МТОиБ», МБУК «МТК и А «Буратино».

Таким образом, принимая во внимание принадлежность абонентского номера  <…>, который указан в рекламе в виде печатного издания, проведение выставки-продажи продукции под маркой «Рецепты Сибири» ИП <…> и осуществление предпринимателем деятельности по розничной торговле, Комиссия приходит в выводу о том, что данная реклама распространена в интересах ИП <…>.

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем является ИП <…>, как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что следует из анализа материалов дела.

Поскольку по состоянию на 21 июля 2016 года ИП <…> не представлено документов, материалов с указанием на прекращение распространения рекламы продукции под маркой «Рецепты Сибири», не соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», Комиссия считает возможным выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу продукции под маркой «Рецепты Сибири», распространенную в виде газеты ИП <…> в городе Магнитогорске посредством почтовых ящиков, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны