Решение б/н Решение № 227-ж/2018 по жалобе ООО «ИЗИДОЛГ» от 19 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 227-ж/2018

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16.04.2018

В полном объеме решение изготовлено 19.04.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

***

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

***

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

***

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «ИЗИДОЛГ», в присутствии:

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» **** действующего на основании доверенности № 123 от 26.12.2017,

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» **** действующего на основании доверенности № 121 от 26.07.2017,

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» **** действующего на основании доверенности № 130 от 26.12.2017,

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» *** действующего на основании доверенности № 30 от 11.04.2018,

в отсутствие ООО «ИЗИДОЛГ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 06.04.2018 поступила жалоба ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту водопропускных труб на км 15+511, км 51+329, км 57+306, км 58+660, км 59+054 автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск, подъезд к г. Тюмень, км 199+588, км 317+348, км 317+875, км 318+218, км 319+716, км 324+228 автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск, Курганская область (извещение №0369100028418000034) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 26.12.2018 Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта- 55 291 999, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.04.2018 08:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «ИЗИДОЛГ» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком сокращены сроки подачи заявок, а также установлен срок действия банковской гарантии в нарушение требований законодательства о контрактной системе.

В жалобе также указано, что в Приложении № 3 к документации о закупке определены показатели материалов, конкретизировать которые невозможно без проведения лабораторных испытаний контроля качества материалов, что свидетельствует о необоснованности их требования в составе первой части заявки участника закупки.

Представители заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что заказчиком установлены требования к материалам в соответствии с нормативно-технической документацией, а также с учетом того, что участник закупки по ряду показателей вправе как конкретизировать показатели до точных цифровых значений, так и путем указания диапазона значений, что прямо установлено в инструкции по заполнению заявки.

Срок подачи заявок на участие в закупке установлен исходя из срока направления извещения и документации о закупке на контроль по части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии установлен с учетом того, что в действующим законодательством установлен только минимально допустимый срок для банковской гарантии.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.

Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика.

Из извещения и документации о закупке следует, что объектом закупки является ремонт водопропускных труб с использованием материалов подрядчика.

В разделе 1 документации о закупке содержатся требования к содержанию и составу первой части заявки в соответствии с которыми указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Значения товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении № 3 к документации об аукционе. При этом, в инструкции по заполнению первой части заявки указано, что показатели материалов конкретизируются в виде точных цифровых значений только по ряду позиций Приложения № 3 к документации об аукционе и только в отношении отдельных характеристик материалов, а именно по позициям 1-4, 7, 8, 10, 12, 14-16,19. Следует отметить, что по данным позициям требуется конкретизировать характеристики материалов, а не их компоненты, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

В инструкции указано, что при формировании в первой части заявки информации о иных конкретных показателях используемого при выполнении работ товара (материала), согласно заданным заказчиком значениям товара (материала), участник закупки вправе использовать слова: «более», «не более», «менее», «не менее», «больше или равно», «не меньше», «не больше», «ниже», «не ниже», «выше», «свыше», «не выше», «максимум», «минимум», «в пределах», «должен», «необходима», «от…до», «превосходит», «превышает» и т.п. Участник закупки также вправе предоставить информацию в форме конкретного показателя (равного, не превышающего или соответственно превышающего заданные Заказчиком значения товаров (материалов). Данные показатели будут рассматриваться как конкретные и соответствующие требованиям аукционной документации.

Таким образом, в документации о закупке установлена возможность участника закупки предоставлять показатели материалов в виде диапазонного или точного значения за исключением ряда характеристик, в отношении которых должны быть предоставлены точные значения показателей, что свидетельствует о соблюдении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Вместе с тем, заявитель не предоставил нормативное обоснование доводов жалобы в части указания конкретных характеристик материалов, не соответствующих государственным стандартам либо другим нормативно-техническим документам, в том числе не указал какие конкретные характеристики материалов определяются только по результатам лабораторных испытаний, в связи с чем жалоба не может быть признана обоснованной в силу недоказанности с учетом конкретных обстоятельств дела.

 

2. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, при исчислении как начального, так и конечного сроков должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения срока подачи заявок на участие в закупке.

В извещении о закупке указано следующее:

- начало подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;

- окончание срока подачи заявок: 09.04.2018 в 08 часов 00 минут.

При этом, как следует из информации, размещенной в единой информационной системе, датой размещения извещения является 26.03.2018.

Принимая во внимание, что пятнадцатый день срока приходится на 10.04.2018, то минимальным сроком окончания подачи заявок является – 11.04.2018.

Таким образом, заказчик, в нарушение части 3 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе, установил срок подачи заявок менее 15 дней c момента размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Доводы заказчика, согласно которым извещение и документация о закупке направлены для прохождения контроля в рамках части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе 23.03.2018, что обеспечивает возможность подачи заявок в течение 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, являются несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Таким образом, размещение извещения и документации о закупке в единой информационной системе предоставляет собой опубликование данной информации, которая общедоступна для неопределенного круга лиц.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 утверждены правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно пункту 14 Правил в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона объекты контроля, подлежащие в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, за исключением объектов контроля, указанных в абзаце седьмом подпункта «в» пункта 13 настоящих Правил, размещаемых в информационной системе в срок, установленный для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

С учетом изложенного, действия заказчика по размещению в единой информационной системе информации о проведении закупки и действия заказчика по направлению заказчиком указанной информации для проведения контроля в рамках части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе не являются тождественными друг другу, так как осуществляются в хронологической последовательность, определенной Правилами.

 

3. В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность заказчика по установлению требований к обеспечению исполнения контракта, в том числе в части срока действий банковской гарантии. При этом, в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе указан минимальный срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц, что не исключает право заказчика установить срок банковской гарантии более того, который предусмотрен в данном положении Закона.

Так, согласно пункту 13.1 документации о закупке установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один год, что не противоречит части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Указанная позиция согласуется с Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 305-ЭС17-1132 (по делу № А40-8638/2016), в котором указано, что Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком действия контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку, по мнению судебной коллегии, такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов.

Кроме того, заказчик указал, что в проекте контракта предусмотрены гарантийные обязательства на объект капитального строительства, составляющий 6 лет, при этом как правило скрытые недостатки работ выявляются в первый год после приемки работ, в связи с чем срок банковской гарантии установлен не менее 1 года после окончания срока действия контракта.

С учетом изложенного, антимонопольный орган не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части установления срока действия банковской гарантии, в том числе в связи со спецификой гарантийных обязательств в отношении выполненных работ.

Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что заказчиком предоставлено письмо оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (исх. 1925-Д/18 от 13.04.2018), который обеспечивает проведение закупки, согласно которому заявитель ООО «Изидолг» (ИНН 2320248131) не аккредитован на указанной электронной площадке, что не позволяет сделать вывод о наличии материально-правовой заинтересованности подателя жалобы в части его намерения и фактической возможности участия в обжалуемой закупке.

Таким образом, учитывая, что по результатам аукциона подана одна заявка участника закупки, который согласился на все условия документации о закупке, в том числе предоставил в составе первой части заявки конкретные показатели материалов, предусмотренные документацией о закупке, запросы о разъяснении документации о закупке не поступали, а также с учетом того, что заявитель не является аккредитованным участником закупки, антимонопольный орган принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

 

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать доводы жалобы ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика обоснованными в части установления срока подачи заявок на участие в закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны