Решение б/н 1. Признать жалобу ООО «Контакт+» на действия заказчика необ... от 14 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Черкаскульский психоневрологический интернат»

456844, Челябинская область, Каслинский район, п. Черкаскуль, ул. Ленина, д. 23

ООО «Контакт+»

454085, Челябинская область, г. Челябинск,

ул. Марченко, д 24, офис 419

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2899/2020 (№ 1286-ж/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 11 декабря 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Контакт+» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по «Капитальному ремонту инженерных сетей здания главного корпуса Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский район, п. Черкаскуль, ул. Ленина, д.23, Силовое электрооборудование и электроосвещение» (извещение № 0369200023020000042), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Черкаскульский психоневрологический интернат» (далее – заказчик) <…>, действующих на основании доверенностей от 08.12.2020;

- представителя ООО «Контакт+» (далее – заявитель) <…>, действующего на основании доверенности от 24.07.2020 № 7,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 03.12.2020 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по «Капитальному ремонту инженерных сетей здания главного корпуса Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский район, п. Черкаскуль, ул. Ленина, д.23, Силовое электрооборудование и электроосвещение» (извещение № 0369200023020000042) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.11.2020.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 111 010,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

1. Заказчиком не определены промежуточные сроки выполнения работ, в том числе отсутствует условие о согласование указанных сроков сторонами, что свидетельствует о неопределенности данного условия выполнения работ, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Заказчик установил несоответствующее дополнительное требование, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99), поскольку существующие инженерные сети не являются объектом капитального строительства.

В соответствии с ГрК РФ и рабочей документацией работы, включенные в объект закупки, относятся к реконструкции существующей системы электроснабжения, в связи с чем необходимо установить дополнительные требования по пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

Пункты проекта контракта 1.2, 2.1.1, 3.3., на которые ссылается заявитель, действительно предусматривают выполнение работ и их оплату в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение № 4 к государственному контракту).

Однако в аукционной документации в Приложении № 1 «Техническое задание» устанавливается обязанность Подрядчика разработать график выполнения работ с указанием конкретных сроков.

2. Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ установлено определение объекта капитального строительства, пунктом 14.2. статьи 1 ГрК РФ дается исчерпывающее определение капитального ремонта объектов капитального строительства.

Имеющаяся у заказчика проектно-сметная документация разработана на выполнение работ по «Капитальному ремонту инженерных сетей здания главного корпуса Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область. Каслинский район, п. Черкаскуль, ул. Ленина, д.23, Силовое электрооборудование и электроосвещение», на которую получено положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» от «25» декабря 2019 года №74-1-1449-19, Приложением №2, утвержденного приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 22.10.2020 № 517 «О внесении изменений в приказ от 21.02.2020г. №100 в редакции приказа от 15.09.2020 № 465», объемы целевых субсидий предусмотрены именно на проведение капитального ремонта имущества закрепленного за учреждением. В связи с чем заказчик считает, что в аукционной документации применены верные дополнительные требования к участникам закупки.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Как следует из доводов жалобы, аукционная документация содержит в своем составе незаполненный график выполнения работ, при этом положениями проекта контракта не предусмотрено условие о согласовании промежуточных сроков выполнения работ.

Вместе с тем, Приложение № 1 к государственному контракту (Техническое задание) в пункте 12.1.1 содержит условие о необходимости подрядчику до начала выполнения монтажных, электромонтажных, строительных, отделочных работ представить заказчику график выполнения работ (с указанием продолжительности и порядка выполнения работ).

При этом пункт 12.2 указанного приложения включает в себя порядок согласования, в том числе графика выполнения работ, а именно: подрядчик письменно направляет заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента заключения контракта документы, указанные в п. 12 настоящего технического задания (пункт 12.2.1); заказчик рассматривает представленные документы в течение 2-х рабочих дней. При наличии замечаний к представленным документам подрядчик должен устранить их в течение 3 рабочих дней или письменно обосновать отсутствие необходимости предоставления указанной документации (пункт 12.2.3).

С учетом изложенного, довод заявителя не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.

2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Так, заказчик в пункте 15 информационной карты аукционной документации установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.4 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99.

По мнению заявителя, дополнительные требования к участникам закупки должны быть установлены согласно пункту 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, поскольку работы, входящие в объект закупки, относятся к работам по реконструкции существующей системы электроснабжения.

В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ).

В составе аукционной документации в единой информационной системе размещено положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» от 25.12.2019 №74-1-1449-19, которое подтверждает, что закупаемые в рамках электронного аукциона работы относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Так, пунктом 15 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не нашли отражения требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов и информации, которые участнику закупки необходимо представить в составе второй части заявки.

При этом с соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Согласно части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Между тем, заказчиком в нарушение частей 6, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 17 аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов о соответствии участника закупки дополнительным требованиям.

3. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок) устанавливает общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками (далее - заказчики) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении:

1) подрядных работ по:

инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;

реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;

2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.

Из пункта 7 раздела I Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, следует, что результат определения начальной (максимальной) цены контракта оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в Приложении № 1 к Порядку.

В пункте 24 раздела IV Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец такого расчета приведен в Приложении № 4 к Порядку.

Так, заказчиком во исполнение пункта 7 раздела I Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, пункта 24 раздела IV Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, в составе аукционной документации размещены протокол начальной (максимальной) цены контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта.

Однако, помимо указанного, разделом VI Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, предусмотрено также составление проекта сметы контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений.

Пунктом 29 раздела VI Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, предусмотрено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Согласно пункту 34 раздела VI Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении № 6 к Порядку.

Между тем, в составе аукционной документации не размещен проект сметы контракта в нарушение пунктов 29, 34 раздела VI Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Контакт+» на действия заказчика необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 6, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктов 29, 34 раздела VI Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Черкаскульский психоневрологический интернат»

456844, Челябинская область, Каслинский район, п. Черкаскуль, ул. Ленина, д. 23

ООО «Контакт+»

454085, Челябинская область, г. Челябинск,

ул. Марченко, д 24, офис 419

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 074/06/105-2899/2020 (№ 1286-ж/2020)

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

«10» декабря 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 10.12.2020, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контакт+» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по «Капитальному ремонту инженерных сетей здания главного корпуса Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский район, п. Черкаскуль, ул. Ленина, д.23, Силовое электрооборудование и электроосвещение» (извещение № 0369200023020000042) (далее – аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Черкаскульский психоневрологический интернат» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок или получения* заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения электронного аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Черкаскульский психоневрологический интернат» при направлении победителю закупки привести проект контракта в соответствие с действующим законодательством с учетом решения Челябинского УФАС России № 074/06/105-2899/2020 (№ 1286-ж/2020) от 10.12.2020, а именно:

- включить в проект контракта в качестве приложения проект сметы контракта, сформированный в соответствии с разделом VI Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Продолжить процедуру определения подрядчика.

3. Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Черкаскульский психоневрологический интернат» в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.12.2020 в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно заключенный контракт со всеми приложениями (на диске с сопроводительным письмом).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии: <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны