Решение б/н Решение № 229-ж/2018 по жалобе ООО «САНАС» на действия котир... от 19 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 229-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «САНАС» (далее – ООО «САНАС», Заявитель) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация, дезинсекция и акарицидная обработка) на территории Ашинского городского поселения (извещение №0169300038718000134) в отсутствие представителей Управления инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района (далее - Заказчик) и Заявителя, представители Администрации Ашинского муниципального района (далее – Уполномоченный орган) ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие,

- в присутствии слушателей.,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 09.04.2018 поступила жалоба ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация, дезинсекция и акарицидная обработка) на территории Ашинского городского поселения (извещение № 0169300038718000134) (далее – закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано Заказчиком и Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 03.04.2018.

Начальная (максимальная) цена контракта на проведение профилактической дезинфекции 82 464,00 рубля.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 10.04.2018 № П1.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

В доводах жалобы ООО «САНАС» указано следующее.

Заказчик не установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (по дезинфектологии). Поскольку деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность (определения Верховного суда РФ № 310-КГ17-14344 от 12.01.2018; № 309-КГ17-12073 от 15.01.2018), на осуществление указанной деятельности необходимо наличие лицензии.

Управление инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района в письменных пояснениях, представленных на заседание комиссии Челябинского УФАС России, с доводами Заявителя не согласилось, указало, что лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ не предусмотрено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Вместе с тем, в извещении о проведении запроса котировок отсутствует указанное требование, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Заказчик указал в письменных пояснениях, что лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ не предусмотрено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", в соответствии с которым медицинская деятельность включает в себя работы (услуги) в том числе по дезинфектологии, в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

В соответствии с пунктом 3.1. СЭП СП (3.5 Дезинфектология), утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131 (далее Правила) дезинфекционная деятельность включает: хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Минздрав России в письме от 04.10.2014 № 24-1/3060814-2592 указал, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие медицинская деятельность.

Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понимании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понимании Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее Закон об основах охраны здоровья граждан) как профилактика инфекционных заболеваний.

Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, рассматривается как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понимании Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ в терминологии ОКВЭД и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемой, что также подтверждается судебной практикой (А33-9869/2014).

Требования к организации и выполнению лицензируемых видов работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н “Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях” (далее - Требования).

Требованиями установлено, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензировании, в случае, если они выполняются:

- при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;

- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;

- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара;

- при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневного стационара, в стационарных условиях;

- при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в стационарных условиях;

- при оказании медицинской помощи при санитарно-курортном лечении.

Заказчик проводит закупку в форме запроса котировок для определения исполнителя по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация, дезинсекция и акарицидная обработка), который окажет исключительно услуги по противоклещевой обработке, не связанной с указанными в Требованиях работами (услугами). Таким образом, для участия в рассматриваемой закупке, по мнению Заказчика, не требуется лицензия.

Более того, Заказчик в письменных пояснениях отметил, что победителем закупки представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-74-01-004288 от 17.10.2017.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, заслушав пояснения представителей Заказчика, принимая во внимание отсутствие единой позиции по вопросу предъявления требований о необходимости предоставления копии лицензии на осуществление деятельности по дезинфектологии, сообщает следующее.

В соответствии с Определением Верховного суда РФ № 310-КГ17-14344 от 12.01.2018 деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности подлежит лицензированию.

Необходимо обратить внимание, что Закон об основах охраны здоровья граждан является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1. СП 3.5.1378-03).

В соответствии с пунктом 3.9.1 СП 3.5.1378-03 дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность по проведению профилактической дезинфекции (дезинсекции и дератизации) подлежит лицензированию.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России признает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, установлено, что единственный участник закупки АНО «Центр дезинфекции, дератизации и дезинсекции», заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, представил Заказчику Лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-74-01-004288 от 17.10.2017, что свидетельствует о его соответствии требованиям законодательства о контрактной системе.

Таким образом, установленное нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе не повлияло на итоги закупки.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

 

1. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.1. Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 1042) предусмотрены штрафные санкции За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления № 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, которые не имеют стоимостного выражения.

1.2. Пунктом 5 Постановления № 1042 предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления № 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика в случае заключения контракта с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация, дезинсекция и акарицидная обработка) на территории Ашинского городского поселения (извещение №0169300038718000134) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, части 1, части 5 статьи 31, части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Постановления № 1042.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику и котировочной комиссии.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны