Решение б/н РЕШЕНИЕ и Предписание по жалобе № 23-07/18.1/16 от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 23-07/18.1/16

 

31 мая 2016 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалобы ООО «СпецТрансАвто» (далее – Заявитель)  на неправомерные действия Администрации Аргаяшского муниципального района (далее – Администрация, организатор торгов)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СпецТрансАвто» на неправомерные действия Администрации при организации и проведении конкурса на право получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам для осуществления регулярных перевозок, извещение № 01/2016 от 27.04.2016 (далее – Конкурс, торги).

 

 В качестве доводов Заявитель в жалобе указал, что организатором торгов неправомерно объединены в один лот все муниципальные маршруты.  Кроме того,  ООО «СпецТрансАвто» указывает, что в конкурсной  документации отсутствуют  сведения о виде тарифа (регулируемый или нерегулируемый), сроке, на который будет выдано свидетельство об осуществлении перевозок, а также в извещении о проведении торгов не указан полный адрес места предоставления конкурсной документации и проведения торгов.

В связи с этим Заявитель просит провести проверку соблюдения Администрацией порядка проведения торгов, признать жалобу обоснованной и принять решение о выдаче организатору торгов предписания о внесении изменений в конкурсную документацию.

 

Администрацией представлены письменные пояснения, а также на заседании Комиссии  указано следующее.

Органом местного самоуправления принято решение об объединении в один лот нескольких маршрутов в связи с тем, что только 4 из 11 маршрутов являются рентабельными.

Сведения о виде тарифа, по которому необходимо осуществлять муниципальные пассажирские перевозки, включены в реестр маршрутов регулярных перевозок – по нерегулируемому тарифу,  который размещен на официальном сайте Администрации  в сети «Интернет», о чем указано в конкурсной документации.

Срок, на который выдается свидетельство об осуществлении перевозок и карт маршрута по результатам проведения торгов, указан в проекте такого свидетельства – с 2016 по 2021 годы.

Полные сведения о  место нахождении и почтовом адресе Администрации указаны в пункте 1 извещения о проведении торгов, в связи с чем неуказание названия улицы в пунктах 5, 7, 9, 10, 11 конкурсной документации не является умышленным сокрытием информации.

На основании изложенного Администрация полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) наряду с маршрутами регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).

Требования к извещению о проведении открытого конкурса, к участникам торгов, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в торгах определены статьями 22, 23, 24 Закона № 220-ФЗ.

 Кроме того, Постановлением Администрации от 05.02.2016 № 85 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок маршрутным автомобильным транспортом на территории Аргаяшского муниципального образования  (далее – Положение о перевозках), Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутной сети Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее – Порядок проведения конкурса).

Приложением 1 к Порядку проведения конкурса являются Требования к перевозчику и предъявляемые документы для участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутной сети Аргаяшского муниципального района (далее – Требования и документы).

Приложением 2 к Порядку проведения конкурса являются Критерии оценки для определения победителей конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутной сети Аргаяшского муниципального района (далее – Критерии оценки).

 

Распоряжением Главы  Аргаяшского муниципального района № 312-р от 22.04.2016 утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Даты начала и окончания приема заявок 27.04.2016 и 30.05.2016 соответственно.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе назначено на 30.05.2016, рассмотрение заявок – 07.06.2016, подведение итогов – 15.06.2016.

В соответствии с Протоколом от 30.05.2016 вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе поступила заявка индивидуального предпринимателя.

 

1. Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

1.1. Согласно части 1 статьи 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Предметом Конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по 11 муниципальным маршрутам регулярных перевозок:

- № 202 с.Аргаяш-д.Левашево ч/з п.Кировский;

- № 203 с.Аргаяш-с.Кулуево;

- № 204 с.Аргаяш-п.Калининский;

- № 205 с.Аргаяш-п.Горный;

- № 205/1 с.Аргаяш-д.Курманова;

- № 205/2 с.Аргаяш-д.Малая Ультракова;

- № 206 с.Аргаяш-д.Селяева;

- № 210 с.Аргаяш-д.Илимбетова;

- № 211 с.Аргаяш-д.Большая Куйсарина;

- № 215 с.Аргаяш-д.Старая Соболева;

- № 499 с.Аргаяш-д.Куянбаева ч/з Яраткулова.

 

Указанные маршруты в соответствии с Постановлением Администрации от 18.02.2016 № 129 включены в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - Реестр). При этом Реестр не содержит иных муниципальных маршрутов помимо тех маршрутов, которые являются объектом торгов.

 Из указанного следует, что организатором торгов в один лот объединены все муниципальные маршруты регулярных перевозок на территории Аргаяшского муниципального района.

Доводы Администрации о том, что при формировании лота был сделан анализ рентабельности осуществляемых перевозок по соответствующим маршрутам, не подтвержден документально. Указанное не может свидетельствовать об объективности формирования лота.

При этом Администрацией при рассмотрении настоящей жалобы представлены сведения  о выручке, убытке, пассажиропотоке на указанных маршрутах по состоянию на май 2016 года на основании данных индивидуального предпринимателя, осуществляющего в настоящее время перевозку пассажиров на территории муниципального района. Из указанных сведений следует, что 4 муниципальных маршрута являются рентабельными, 7 – нерентабельными.

Указанная информация свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления возможности  применить объективные критерии при формировании лотов, например путем выделения 2, 4 (или иного количества лотов), включающих в себя одновременно как рентабельные маршруты, так и  нерентабельные, с учётом соответствующего документального обоснования подхода к такому порядку формирования лотов.

Необходимо отметить, что в соответствии с Реестром максимальное количество транспортных средств по каждому маршруту составляет 1 транспортное средство, следовательно, для осуществления пассажирских перевозок по 11 маршрутам перевозчику необходимо 11 транспортных средств.

Возможность потенциального победителя Конкурса выполнять перевозку пассажиров на территории всего муниципального образования свидетельствует о наличии у него значительных технических, кадровых и финансовых ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию преимущественных условий участия в торгах.

Действия Администрации по включению  в один лот всех муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Аргаяшского муниципального района могут привести к ограничению количества участников торгов посредством невозможности заявиться на участие в Конкурсе на обслуживание 11 маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством транспортных средств, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким муниципальным маршрутам. Указанные действия Администрации могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий   участия в торгах, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

1.2. Довод Заявителя о том, что организатором торгов в конкурсной документации не указаны сведения о виде тарифа (регулируемый или нерегулируемый), не может быть принят Комиссией во внимание по следующим основаниям.

Законом № 220-ФЗ не предусмотрено указание в конкурсной  документации сведений о виде регулярных перевозок (по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам). Требований к указанию данной информации также не содержит Порядок проведения конкурса.

При этом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ  информация о виде регулярных перевозок должна быть включена  в  реестр маршрутов регулярных перевозок.

В пункте 4 конкурсной документации указано, что  Реестр размещен на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» www.argayash.ru, в котором в графе «вид регулярных перевозок» указано «по нерегулируемым тарифам».

Более того,  из системного толкования положений Закона № 220-ФЗ следует, что рассматриваемый Конкурс может быть проведен только на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 17, частью 2 статьи 19, частью 1 статьи 21  Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса.

При этом осуществление регулярных перевозок по муниципальному маршруту по регулируемым тарифам осуществляется на основании муниципального контракта, заключаемого в порядке, установленном законодательством о контрактной системе (часть 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, в действиях организатора торгов  не установлены нарушения порядка организации и проведения Конкурса ввиду неуказания в конкурсной документации сведений о виде тарифа.

 

1.3. Законом № 220-ФЗ не предусмотрено указание в конкурсной  документации сведений о сроке, на который будет выдано свидетельство об осуществлении перевозок.

Вместе с тем подпунктом 2 пункта 6 раздела «Организация конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту» Положения о перевозках указано, что конкурсная документация должна содержать даты начала и окончания осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа  (период осуществления регулярных перевозок не  может быть менее  пяти лет).

В соответствии с пунктом 3 конкурсной документации начало осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок: не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса. Днем проведения открытого конкурса считается дата подведения итогов открытого конкурса или дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, в случае если открытый конкурс признается не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в открытом конкурсе признана соответствующей требованиям конкурсной документации. 

К конкурсной документации также приложен проект свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, которым предусмотрен срок действия свидетельства с 2016 года по 2021 год (даты не указаны).

Таким образом, организатором торгов в нарушение подпункта 2 пункта 6 раздела «Организация конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту» Положения о перевозках в конкурсной документации не определены  даты начала и окончания осуществления регулярных перевозок.

 

1.4.  В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 5  части 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:

- место нахождения, почтовый адрес организатора открытого конкурса;

- место предоставления конкурсной документации;

- место вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

В пункте 1 извещения о проведении торгов, размещенного на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» www.argayash.ru, указано место нахождения и почтовый адрес организатора торгов: 456880, Челябинская область, Аргаяшский район, с.   Аргаяш, ул. 8 Марта, дом 38.

В пунктах 5, 7, 9, 10, 11 извещения о проведении торгов, размещенного на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» www.argayash.ru, указана следующая информация «456880, Челябинская область, с. Аргаяш, дом 38, кабинет № 301». 

Из указанного следует, что организатором торгов в нарушение пунктов 1, 3, 4, 5  части 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ в извещении о проведении торгов, размещенном на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» www.argayash.ru, указаны неполные сведения о месте предоставления конкурсной документации, вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса, ввиду неуказания наименования улицы.

 

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, в связи с чем Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 220-ФЗ  отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом № 220-ФЗ, другими федеральными законами, регулирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные вышеназванными нормативными правовыми актами, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Челябинской области регулируются  Законом Челябинской области от 30.12.2015 № 293-ЗО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в Челябинской области» (далее - Закон № 293-ЗО).

При этом Законом № 293-ЗО определен порядок проведения конкурса предметом, которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Из указанного следует, что порядок проведения конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, должен быть установлен муниципальными нормативными правовыми актами.

Администрацией утверждена конкурная документация   с учетом Закона № 293-ЗО, что не соответствует части 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ.

При организации и проведении Конкурса организатору торгов надлежало руководствоваться Положением о перевозках, Порядком проведения конкурса, Требованиями и документами, Критериями оценки.

Так, утвержденная Администрацией конкурсная документация   не соответствует муниципальным правовым актам, действующим на территорий Аргаяшского муниципального района, в частности:

- предмет торгов, определенный пунктом 2 конкурсной документации, не соответствует пункту 2.3 Порядка проведения конкурса, пунктам 2, 2.1 раздела «Организация конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту» Положения о перевозках;

- условия допуска к участию в открытом конкурсе, установленные пунктом 5 конкурсной документации, не соответствуют пунктам 3.3, 3.4 Порядка проведения конкурса;

- требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе, определенные пунктом 6 конкурсной документации, не соответствуют  требованиям  к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, определенным   Требованиями и документами;

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, установленные пунктом 8 конкурсной документации, приложением 1 к конкурсной документации не соответствуют Критериям оценки, пункту 8 раздела «Организация конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту» Положения о перевозках;

- в нарушение пункта 7 раздела «Организация конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту» Положения о перевозках, пункта 7.2 Порядка проведения конкурса к конкурсной документации не приложен  проект договора об осуществлении перевозок.

 

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СпецТрансАвто» обоснованной.
  2. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Администрации по включению  в один лот при проведении конкурса на право получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам для осуществления регулярных перевозок всех муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Аргаяшского муниципального района, что привело  или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе к ограничению количества участников торгов и созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий   участия в торгах
  3. Признать в действиях Администрации при организации и проведении конкурса на право получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам для осуществления регулярных перевозок нарушения части 3 статьи 2, пунктов 1, 3, 4, 5  части 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ,  пунктов 2.3,  3.3, 3.4, 7.2 Порядка проведения конкурса, Требований и документов, Критериев оценки, пунктов 2, 2.1, 7, 8, подпункта 2 пункта 6  раздела «Организация конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту» Положения о перевозках.
  4. Выдать организатору торгов в лице Администрации в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об аннулировании торгов.
  5. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

   <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 23-07/18.1/16

об аннулировании торгов

 

31 мая 2016 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения № 23-07/18.1/16 от 31.05.2016 по жалобе ООО «СпецТрансАвто» на неправомерные действия Администрации Аргаяшского муниципального района (далее – Администрация)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 17 июня 2016 года совершить действия по аннулированию конкурса на право получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам для осуществления регулярных перевозок, извещение № 01/2016 от 27.04.2016 (далее – Конкурс, торги), а именно:

- принять решение об аннулировании Конкурса и отмене протоколов, составленных в ходе его проведения;

- разместить на официальном сайте Администрации  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решение об аннулировании Конкурса, в том числе  отмене протоколов, составленных в ходе его проведения;

- направить заявителям, подавшим заявки на участие в торгах, уведомления о принятом решении об аннулировании торгов и отмене протоколов, составленных в ходе их проведения.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 30 июня 2016 года, с приложением подтверждающих документов (копии решения об аннулировании торгов и отмене протоколов, составленных в ходе их проведения, сведения о дате размещения указанной информации на сайте, копии уведомлений организациям, подавшим заявки на участие в торгах, об аннулировании торгов и протоколов с  документами, подтверждающими их направление участникам торгов).

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                      <…>

 

 

   <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны