Решение б/н Решение и предписание по делу № 23-08/2015 в отношении ООО Т... от 19 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

г.Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 09 февраля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 23-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной и недобросовестной Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

рассмотрев дело № 23-08/2015, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Транспортная компания «МАЗсервис» (далее – ООО ТК «МАЗсервис», Ответчик) пунктов 2 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

представителя ООО ТК «МАЗсервси», действующего по доверенности от 14.12.2015 б/н,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Публичного акционерного общества «КАМАЗ» (далее – ПАО «КАМАЗ», Заявитель) о недобросовестных конкурентных действиях ООО ТК «МАЗсервис», выразившихся в использовании изображения, схожего до степени смешения с зарегистрированными Заявителем товарными знаками, и введении потребителей в заблуждение относительно причастности ООО ТК «МАЗсервис» к дилерской сети ПАО «КАМАЗ», наличия партнерских отношений с Заявителем.

Из заявления следует, что в издании «Автомобильная газета» № 45 (835) от 10.11.2014 в интересах ООО ТК «МАЗсервис» размещена рекламная информация с использованием зарегистрированного товарного знака, исключительные права на который принадлежат Заявителю, и указанием ООО ТК «МАЗсервис» в качестве официального дилера и сервис партнера ПАО «КАМАЗ», в подтверждение чего представлен протокол осмотра доказательств от 16.12.2014. При этом между ООО ТК «МАЗсервис» и ПАО «КАМАЗ» отсутствуют договорные и иных отношения.

По мнению ПАО «КАМАЗ» в указанных действия ООО ТК «МАЗсервис» присутствуют признаки недобросовестной конкуренции.

 

ООО ТК «МАЗсервис» с доводами Заявителя не согласно, считает, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку ООО ТК «МАзсервис» не реализовало ни одного автомобиля марки «КАМАЗ», не продало ни одной запасной части к нему, не произвело ни одного сервисного обслуживания такого автомобиля. Вместе с тем, ООО ТК «МАЗсервис» при размещении спорной рекламной информации в издании «Автомобильная газета» не ставило перед собой цели реализации контрафактной продукции под видом продукции, выпускаемой ПАО «КАМАЗ», общество предполагало приобретение оригинальных товаров (автомобилей и запасных частей к ним), изготовленных непосредственно ПАО «КАМАЗ».

В своих письменных пояснениях ООО ТК «МАЗсервис» указало, что не имело умысла причинить ПАО «КАМАЗ» материальных убытков и нанести вред его деловой репутации. Вместе с тем, в настоящее время ООО ТК «МАЗсервис» не использует в своей хозяйственной деятельности товарные знаки, и обозначения, сходные с ними до степени смешения, исключительные права на которые принадлежат Заявителю.

Дополнительно ООО ТК «МАЗсервис» отметило, что правовая охрана товарного знака, исключительные права на который принадлежат ПАО «КАМАЗ», изображенного в рекламном объявлении общества, размещенном в издании «Автомобильная газета» № 45 (835), в настоящее время прекращена.

 

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ПАО «КАМАЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица23.08.1990 Исполнительным комитетом Набережночелнинского городского совета народных депутатов ТАССР. Согласно уставу, общество осуществляет деятельность по реализации автотранспортных средств, автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, а также иную деятельность, не запрещенную действующим законодательством. Указанные виды деятельности ПАО «КАМАЗ» осуществляет в том числе на территории Челябинской области через своих дилеров.

ООО ТК «МАЗсервси» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.08.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Челябинска. Общество осуществляет оптово-розничную реализацию грузовой автотехники, автобусов, спецтехники на базе грузового транспорта, прицепов, полуприцепов, оптово-розничную реализацию запасных частей, агрегатов, двигателей, сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание грузового и специального транспорта, ремонт грузового транспорта на территории Челябинской области.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который  не  может  быть  заменен  другим  товаром,  или  взаимозаменяемых  товаров  (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу указанных положений ПАО «КАМАЗ» и ООО ТК «МАЗсервис» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одних товарных рынках (рынок реализации автотранспортных средств; рынок реализации запасных частей для автотранспортных средств; рынок оказания услуг по сервисному обслуживанию автомобильной техники) в пределах одних географических границ (Челябинская область), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

ПАО «КАМАЗ» является правообладателем зарегистрированных Федеральной службой по интеллектуальной собственности товарных знаков по свидетельствам №№ 348890, 348962, 348957 в отношении 35 и 37 классов МГТУ, в том числе в отношении ремонта и технического обслуживания автомобилей.

В соответствии с частью 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в законе.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

при выполнении работ, оказании услуг;

на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.

Действие исключительного права на товарный знак распространяется на всю территорию Российской Федерации (статья 1479 ГК РФ).

В статьях 1252, 1515 ГК РФ установлена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака.

По смыслу перечисленных правовых норм, подлежащим запрету незаконным использованием товарного знака является использование лицом обозначения:

сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком правообладателя;

в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров;

в отсутствие разрешения правообладателя.

В издании «Автомобильная газета» № 9 (799) от 12.03.2014, № 21 (811) от 04.06.2014, № 29 (819) от 30.07.2014, № 37 (827) от 24.09.2014, № 45 (835) от 19.11.2014, № 3 (843) от 28.01.2015, № 11 (851) от 25.03.2015, № 19 (859) от 20.05.2015 размещена рекламная информация в интересах ООО «МАЗсервис» из которой следует, что организация является официальным дилером и сервис-партнером ПАО «КАМАЗ». Указанная информация сопровождается изображением, схожим до степени смешения с зарегистрированными Заявителем товарными знаками.

У ООО ТК «МАЗсервис» отсутствуют договорные и иные отношения с ПАО «КАМАЗ», а также разрешение правообладателя на использование зарегистрированных Заявителем товарных знаков, или обозначения, схожего до степени смешения с такими товарными знаками. Указанное обстоятельство подтверждается отсутствием в материалах заключенных между Заявителем и ООО ТК «МАЗсервис» договора об отчуждении исключительного права на товарный знак (в порядке статьи 1488 ГК РФ) или лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака (в порядке статьи 1489 ГК РФ).

Использование ООО «МАЗсервис» изображения, сходного до степени смешения с зарегистрированными Заявителем товарными знаками, и позиционирование себя в качестве официального дилера и сервис партнера ПАО «КАМАЗ» при размещении рекламной информации в издании «Автомобильная газета» создает вероятность введения потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги под указанным обозначениям.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 10 bis «Парижской конвенции по охране промышленной собственности» от 20.03.1883 подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. СССР подписал Конвенцию 12.10.1967, Российская Федерации как правопреемник СССР является государством участником Конвенции (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Вместе с тем, указанное положение антимонопольного законодательства Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признано утратившем силу, наряду с чем, указанным нормативным правовым актом Федеральный закон «О защите конкуренции» дополнен главой 2.1 «Недобросовестная конкуренция» (статьи 14.1-14.8).

Пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товаром признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В действиях ООО «МАЗсервис» по введению потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги путем размещения рекламной информации в издании «Автомобильная газета» с использованием изображения, схожего до степени смешения с зарегистрированными ПАО «КАМАЗ» товарными знаками, и позиционировании себя в качестве официального дилера и сервис партнера Заявителя, присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ООО «МАЗсервис» способствуют получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности поскольку, не вкладывая материальных ресурсов в разработку собственных обозначений, фактически использует результаты интеллектуальной деятельности, которые были созданы другим хозяйствующим субъектом - Заявителем, тем самым имеет возможность не вкладывать материальных средств в разработку собственного обозначения, а также имеет возможность увеличить количество потенциальных потребителей, желающих получить ремонтное и техническое обслуживание автомобильной техники от сервис-партера ПАО «КАМАЗ».

2. Действия ООО «МАЗсервис» противоречат действующему законодательству, а именно статье 1229 ГК РФ, статье 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что у Заявителя в результате действий ООО «МАЗсервис» может снизиться размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ООО «МАЗсервис» от указанных действий (упущенная выгода), поскольку данные действия способствуют привлечению клиентов ПАО «КАМАЗ» и оттоку потребителей от услуг Заявителя.

Действия ООО «МАЗсервис» по введению потребителей в заблуждение относительно причастности ООО ТК «МАЗсервис» к дилерской сети ПАО «КАМАЗ», наличия партнерских отношений с Заявителем при размещении рекламной информации в издании «Автомобильная газета» с использованием обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками по свидетельствам №№ 348890, 348962, 348957 являются нарушением пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Довод Ответчика об отсутствии в его действиях недобросовестного конкурентного поведения ввиду того, что размещаемое в спорном рекламном объявлении изображение не является товарным знаком, исключительные права на который принадлежат ПАО «КАМАЗ», несостоятелен, поскольку спорное изображение является сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №№ 348890, 348962, 348957, так как ассоциируется с ними в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО ТК «МАЗсервис», выразившиеся во введении потребителей в заблуждение относительно причастности ООО ТК «МАЗсервис» к дилерской сети ПАО «КАМАЗ», наличия партнерских отношений с Заявителем при размещении рекламной информации в издании «Автомобильная газета», нарушением пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО ТК «МАЗсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ТК «МАЗсервис» и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 23-08/2015

 

20 января 2016 года                                                                                                 г.Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 23-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя – начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главный специалиста-эксперта отдела контроля за рекламной и недобросовестной Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20 января 2016 года по делу № 6-2015 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Транспортная компания «МАЗсервсис» (далее – ООО ТК «МАЗсервис») пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО ТК «МАЗсервсис» в срок до 29 февраля 2016 года представить в Челябинское УФАС России доказательства прекращения нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося во введении потребителей в заблуждение относительно причастности ООО ТК «МАЗсервис» к дилерской сети ПАО «КАМАЗ», наличия партнерских отношений с ПАО «КАМАЗ» при размещении рекламной информации в издании «Автомобильная газета»(материалы, указывающие на прекращение размещения информации о причастности ООО ТК «МАЗсервис» к дилерской сети ПАО «КАМАЗ», наличия партнерских отношений с ПАО «КАМАЗ» после мая 2015 года).

Связанные организации

Связанные организации не указаны