Решение б/н Решение № 23-08/2016 от 6 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

29 июня 2016 года                                                                                               г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
  председатель Комиссии:

  члены Комиссии:    <…> – руководитель Челябинского УФАС России;
<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело 23-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в подъезде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, Краснопольский проспект, д. 13А рекламного буклета «М.Видео» в виде газеты-каталога формата А5 со сведениями о рассрочке,

УСТАНОВИЛА:

специалистами Челябинского УФАС России 14 марта 2016 года зафиксировано распространение в подъезде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, Краснопольский проспект, д. 13А рекламного буклета «М.Видео» в виде газеты-каталога формата А5 со сведениями о рассрочке.
Так, в рекламном буклете «М.Видео» присутствуют сведения: «Умная Рассрочка 0%, 0р., 12 месяцев», «Умная рассрочка» – рекламная акция, в рамках которой организатором акции предоставляются скидки на товары при приобретении товара в кредит, в результате чего переплаты за товар не возникает при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются… Кредит предоставляется КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)… Акция действует с 15.03.2016 по 04.04.2016 во всех магазинах «М.Видео»… Организатор акции и продавец ООО «М.Видео Менеджмент»…».
Материалами дела установлено, что реклама распространялась ООО «М.Видео Менеджмент», осуществляющим деятельность по розничной торговле бытовой техникой с использованием коммерческого обозначения «М.Видео», в интересах данного юридического лица.
ООО «М.Видео Менеджмент» письменно пояснило, что во всех обособленных подразделениях общества в период с 15 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года проходила рекламная акция «Умная рассрочка», реклама которой распространялась в виде газеты-каталога непосредственно в сети магазинов «М.Видео», расположенных по адресам:
- г. Челябинск, ул. Молдавская, дом 16 (ТЦ «Фокус»);
- г. Челябинск, ул. Степана Разина, дом  4;
- г. Челябинск, ул. Черкасская, дом 15 (ТЦ «КС»);
- г. Челябинск, ул. Каслинская, дом 64 («Торговый центр»);
- г. Челябинск, Копейское шоссе, дом 64 (ТРЦ «Алмаз»);
- г. Челябинск, ул. Труда, дом 203 (ТРК «Родник»).
Также распространение указанного рекламного материала со сведениями о рассрочке осуществлялось в подъездах жилых домов города.
Данная акция проводилась на основании Приказа о проведении рекламной акции № 01-156/143 от 15.03.2016  и в рамках договора № 3/Б-МВ/М от 01.12.2009, заключенного между ООО «М.Видео Менеджмент» и банком КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) (далее - КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) на основании выписки из ЕГРЮЛ), согласно которому предметом договора выступает возможность банком осуществлять на территории торговых точек ООО «М.Видео Менеджмент» деятельность, направленную на предоставление физическим лицам кредитов для приобретения товаров/услуг.
 То обстоятельство, что использованный в рекламе термин «рассрочка» не соотносится с положениями статьи 489 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о том, что данная реклама является недостоверной, так как в рекламном предложении речь идет об оформлении потребительского кредита в банке, а к таким правоотношениям указанная норма не применима, поскольку регулирует оплату товара в рассрочку исключительно между покупателем и продавцом без участия третьих лиц.
ООО «М.Видео Менеджмент» в материалы дела представлены печатные рекламные материалы (газета-каталог, листовки). Указанные рекламные материалы содержат, в том числе сведения: «Умная Рассрочка 0%, 0р., 12 месяцев».
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В городе Челябинске под коммерческим обозначением «М.Видео» осуществляют деятельность шесть магазинов по розничной продаже бытовой техники.
В соответствии с приказом генерального директора ООО «М.Видео Менеджмент» о проведении рекламной акции № 01-156/143 от 15.03.2016 в период с 15 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года во всех обособленных подразделениях (магазинах) введена в действие акция «Умная рассрочка».
В силу договора № 3/Б-МВ/М от 01.12.2009, заключенного между ООО «М.Видео Менеджмент» и банком КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), банк предоставляет  покупателям потребительские кредиты на приобретение товаров в торговой организации, ООО «М.Видео Менеджмент». В соответствии с письменными пояснниями  ООО «М.Видео Менеджмент», а также согласно правилам проведения акции «Умная рассрочка» между  ООО «М.Видео Менеджмент» и банком КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) установлена следующая схема работы. В рамках акции «Умная рассрочка» потребители имели возможность приобрести товар в кредит, предоставляемый банками-партнерами, в частности КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), за ту же стоимость, что и при покупке данного товара без привлечения заемных средств. Отсутствие переплаты достигалось за счет предоставления потребителю скидки в размере 15 %.
Факт распространения рекламы подтверждается рекламным буклетом «М.Видео» в виде газеты-каталога формата А5, договором на оказание услуг № 01-2743/11-2014 от 08.12.2014, заключенным между ООО «М.Видео Менеджмент» и ЗАО «ПК «Экстра М», и не оспаривается ООО «М.Видео Менеджмент».  
В рекламе присутствуют сведения: «Умная Рассрочка 0%, 0р., 12 месяцев». Указанная информация выполнена крупным размером шрифта и ярким контрастным цветом, которая является наиболее привлекательной для потребителей.  При этом в рекламе присутствуют и  иные сведения, выполненные в нижней части рекламного поля гораздо более мелким размером шрифта, в частности «Умная рассрочка» – рекламная акция, в рамках которой организатором акции предоставляются скидки на товары при приобретении товара в кредит, в результате чего переплаты за товар не возникает при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются… Кредит предоставляется КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)… Акция действует с 15.03.2016 по 04.04.2016 во всех магазинах «М.Видео»… Организатор акции и продавец ООО «М.Видео Менеджмент»…».
Из материалов дела следует, что ООО «М.Видео Менеджмент» самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, а заключило договор о предоставлении кредитов частным лицам - своим клиентам с КБ «Ренессанс Кредит» (ООО).
Таким образом, покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазинах с коммерческим обозначением «М.Видео» товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком КБ «Ренессанс Кредит» (ООО).
Правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.
Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что  по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).             
Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.  К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.
В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производиться в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что со стороны ООО «М.Видео Менеджмент» потребителям предоставлялся кредит в виде рассрочки.
В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.
Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении  отношений между организацией – продавцом и физическим  лицом.
К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией  данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.
Материалами дела установлено, что в момент проведения акции «Умная рассрочка» с потребителями были заключены кредитные договоры, одной из сторон по которым выступал банк КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), что следует из письменных пояснений ООО «М.Видео Менеджмент», а также из предмета договора № 3/Б-МВ/М от 01.12.2009, заключенного между ООО «М.Видео Менеджмент» и банком КБ «Ренессанс Кредит» (ООО).
Таким образом, фактически потребителям были предоставлены именно кредиты и кредитные обязательства возникали перед третьим лицом – кредитной организацией.
Присутствующие в рекламе сведения «Рассрочка» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит и договорные отношения   по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с указанной нормой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе.
Природа договоров купли-продажи, включающая продажу с предоставлением кредита в виде рассрочки,  и кредитных договоров, заключаемых с финансовой организацией, различна.
Указанная в рекламе информация «рассрочка» не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке бытовой техники у ООО «М.Видео Менеджмент» в магазине с коммерческим обозначением «М.Видео», то есть содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги, в частности о ее природе.
При условии, что фактически при покупке бытовой техники у ООО «М.Видео Менеджмент» в магазине с коммерческим обозначением «М.Видео» потребителям предоставляется кредит третьим лицом (банком) для оплаты купленного товара, в рекламе должны быть указаны сведения о фактически предоставляемой услуге (кредит).
Предоставление кредита финансовой организацией – банком подтверждают и изложенные в рекламе дополнительные сведения «Кредит предоставляется КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)».
Таким образом, при предоставлении финансовой организацией физическому лицу денежных средств для оплаты приобретаемого им товара по договору купли-продажи заключается кредитный договор. Предоставление кредита в виде рассрочки при покупке товаров в магазине с коммерческим обозначением «М.Видео», как продавцом бытовой техники, так и кредитной организацией не осуществляется.
Присутствующие в рекламе  сведения «рассрочка»  рассматриваются Комиссией как не соответствующие действительности, а реклама является недостоверной, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Указание в рекламе дополнительных сведений об оформлении потребительского кредита не свидетельствует, что информация о рассрочке соответствует природе заключаемого договора с кредитной организацией при покупке товаров в магазине с коммерческим обозначением «М.Видео» и содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике предоставляемой услуги.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - это по сути, заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее
Рекламодателем рекламы следует признать ООО «М.Видео Менеджмент», как продавца товаров в магазине с коммерческим обозначением «М.Видео», в частности в городе Челябинске по адресам: ул. Молдавская, дом 16 (ТЦ «Фокус»), ул. Степана Разина, дом  4, ул. Черкасская, дом 15 (ТЦ «КС»), ул. Каслинская, дом 64 («Торговый центр»), Копейское шоссе, дом 64 (ТРЦ «Алмаз»), ул. Труда, дом 203 (ТРК «Родник»), в том числе реализующего его с условием предоставления банком кредита для оплаты покупателем приобретаемого им товара.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку срок акции истек 04 апреля 2016 года, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «М.Видео Менеджмент», распространенную в период с 15 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года в городе Челябинске, в частности в подъезде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, Краснопольский проспект, д. 13А, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «М.Видео Менеджмент» и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 


Председатель Комиссии                                                                     <…>
Члены комиссии                                                                                  <…>
                                                                                                               <…>

 

 

 

 

 


Исп. <…>
(351) 266-68-85
01.07.2016

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны