Решение б/н Решение и предписание по делу № 23-08/2018 в отношении АНО «... от 7 июня 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
10 мая 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
<…>– заместителя руководителя- начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <…>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 23-08/2018, возбужденное по факту превышения нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире телеканала «Телевидение Усть-Катава» относительно общей продолжительности вещания указанного телеканала в час, с признаками нарушения требований части 3 статьи 14 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии директора Автономная некоммерческая организация «Городская телерадиокомпания» г. Усть-Катава (далее – АНО «ГТРК» г. Усть-Катава) – <…>,
УСТАНОВИЛА:
в Челябинское УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области) о превышении нормативов продолжительности вещания рекламы в телепрограмме, установленных законодательством Российской Федерации в сфере рекламной деятельности.
Из заявления следует, что за период с 12 часов 00 минут 19 января 2018 года по 13 часов 00 минут 19 января 2018 года в эфир телеканала «Телевидение Усть-Катава» вышел 1 рекламный ролик продолжительностью 27 секунд – 48,21 % от общей продолжительности вещания телеканала Телевидение Усть-Катава» в час, поскольку иных программ собственного вещания указанного радиоканала в обозначенный период не выходило.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ74-01313 от 30.03.2017, подтверждающее регистрацию телеканала «Телевидение Усть-Катава» в качестве средства массовой информации (далее – СМИ).
АНО «ГТРК» г. Усть-Катава представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснено, что Общество не отрицает факта совершения правонарушения, выразившегося в превышении с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут 19 января 2018 года объема рекламы над уровнем, установленным законодательством, вместе с тем указывает, что рекламный ролик об анонсе ежегодного культурного мероприятия «Праздник народного творчества «Крещенский вечерок» носит характер социальной рекламы и не должен был быть включен в расчет объема рекламы.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ телеканала «Телевидение Усть-Катава» выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности вещания телеканала в час.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области на файловом депозите в сети «Интернет» на странице «Яндекс.Диск» по адресу: https://yadi.sk/d/4zWeu7523S6u6J размещена запись вещания, транслируемая телеканалом «Телевидение Усть-Катава», продолжительность записи составляет 15 часов 12 минут 19 секунд, начиная с 00 часов 00 минут 19 января 2018 года. Совместно с заявлением Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена Справка о результатах анализа записей эфира на 25 ТВК в г. Усть-Катаве Челябинской области за период с 00 ч. 00 мин. 15.01.2018 по 23 ч. 59 мин. 21.01.2018.
Специалистами Челябинского УФАС России просмотрены представленные Управлением Роскомнадзора по Челябинской области записи эфира телеканала «Телевидение Усть-Катава», размещенные в сети «Интернет» по адресу: https://yadi.sk/d/4zWeu7523S6u6J, о чем составлен Акт осмотра № 25-2018 от 07 марта 2018 года.
По результатам осмотра установлено, что телеканал «Телевидение Усть-Катава» вещает на чистоте вещания СМИ «ТНТ».
За период с 12 часов 00 минут 19.01.2018 по 13 часов 00 минут 19.01.2018 в эфир телеканала «ТНТ», ретрансляцию которого осуществляет АНО «ВГТРК» г. Усть-Катава, вышло 33 рекламных ролика, общей продолжительностью 8 (восемь) минут 45 (сорок пять) секунд, общее время вещания телеканала «ТНТ» за указанный период составило 59 (пятьдесят девять) минут; общее время трансляции телеканала «Телевидение Усть-Катава» составило 1 (одна) минуту, время трансляции рекламы – 38 (тридцать восемь) секунд.
В целом продолжительность рекламы, транслируемой АНО «ВГТРК» г. Усть-Катава 19.01.2018 в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут составляет 563 (пятьсот шестьдесят три) секунды или 9 (девять) минут 23 (двадцать три) секунды в течение одного часа.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Из содержания данной нормы закона следует, что общая продолжительность распространяемой (в том числе наложением на кадр бегущей строки) рекламы, не может превышать 9 минут (15% от одного часа вещания в процентном соотношении) в течение одного астрономического часа.
Понятие телепрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), в соответствии с которой под телепрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Согласно той же статье под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления телевизионного вещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ Эл № ТУ74-01313 от 30.03.2017 учредителем СМИ «Телевидение Усть-Катава» является Автономная некоммерческая организация «Городская телерадиокомпания» г. Усть-Катава (далее – АНО «ГТРК» г. Усть-Катава).
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – Выписка из ЕГРЮЛ), основным видом деятельности АНО «ГТРК» г. Усть-Катава является деятельность в области радиовещания, дополнительными видами деятельности являются: издание газет; деятельность в области телевизионного вещания.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ, Телеканал «Телевидение Усть-Катава» имеет следующую примерную тематику (специализацию): информационно-аналитическая, развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Форма периодического распространения: телеканал. Язык распространения: русский. Территория распространения: город Усть-Катав (Челябинская область)
30 октября 2012 АНО «ГТРК» г. Усть-Катава выдана лицензия на осуществление телевизионного вещания телеканала № 22195 сроком до 21 ноября 2022 года. Наименование распространяемого СМИ «Телевидение Усть-Катава»; «ТНТ». Общий объем вещания составляет 168 часов в неделю.
01 февраля 2008 года между Открытым акционерным обществом «ТНТ-Телесеть» (далее – ОАО «ТНТ-Телесеть») и АНО «ГТРК» г. Усть-Катава заключен Лицензионный договор № РС/314/ПР (далее – Договор), предметом которого является предоставление Вещателю (АНО «ГТРК» г. Усть-Катава) права на прямое (в режиме реального времени) одноразовое сообщение в эфир (ретрансляцию) сообщения телепередач ОАО «ТНТ-Телесеть» на территории вещания, указанной в Лицензии АНО «ГТРК» г. Усть-Катава с учетом часовых поясов, с использованием технических средств эфирного телевещания, находящихся как в собственности Вещателя, так и в собственности других организаций (пункт 1.1. Договора).
Пункт 1.2. Договора устанавливает, что составляющие блоки аудиовизульные произведения, рекламные и иные материалы будут определяться в расписания передач и посекундных сетках ОАО «ТНТ-Телесеть».
В соответствии с Примечанием к пункту 1.8 Договора распространение АНО «ГТРК» г. Усть-Катава на территории вещания рекламы, размещаемой в Программных блоках ОАО «ТНТ-Телесеть» и третьими лицами по указанию (с разрешения) ОАО «ТНТ-Телесеть» и доставляемой Вещателю в составе телевизионного сигнала Программных блоков (сетевой рекламы), осуществляется на основании договора об оказании услуг по распространению рекламы между ОАО «ТНТ-Телесеть» и АНО «ГТРК» г. Усть-Катава.
Согласно пункту 3.2.8. Договора, АНО «ГТРК» г. Усть-Катава обязано размещать региональные рекламные блоки для регионального вещания общей продолжительностью в будние и выходные дни не более 9 (девяти) минут в течение часа, а в получасовом «окне» для регионального вещания – не более 4 (четырех) минут 30 (тридцати) секунд.
Таким образом, анализ норм Закона о СМИ и условий Договора показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется с учетом выходов всей рекламной информации в течение часа, включая федеральную и региональную.
Довод АНО «ГТРК» г. Усть-Катава о том, что в расчет объема рекламы не должна была быть включена реклама мероприятия «Крещенский вечерок» ввиду ее социальной направленности не принят Комиссией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимаются, в том числе мероприятия, включая концерт, конкурс, фестиваль. В данном случае информация о проведении культурного мероприятия «Крещенский вечерок» является рекламой в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку содержит сведения о цене билета на посещение данного мероприятия, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование и поддержание интереса к проведению указанного мероприятия.
Таким образом, рекламная информация о проведении развлекательного мероприятия «Крещенский вечерок» на возмездной основе учитывается при расчете объема рекламы в эфире телеканала в течение часа.
19 января 2018 года в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут (местного времени) эфире 25 ТВК СМИ Телеканал «Телевидение Усть-Катава» осуществлялось распространение следующей рекламы:
Общее время распространения рекламы в эфире 25 ТВК СМИ Телеканал «Телевидение Усть-Катава» 19.01.2018 с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, вещаемого в г. Усть-Катаве Челябинской области совместно с федеральной рекламной врезкой составляет 9 минут 23 секунды или 15, 64 % в процентном соотношении от времени часа; исключительно региональной рекламы – 38 секунд от 1 минуты (60 секунд) вещания телеканала «Телевидение Усть-Катава» в час, то есть 63, 3%.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленным частью 3 статьи 14 Закона о рекламе, как в совокупности с федеральной рекламой, так и исключительно в отношении региональных рекламных блоков.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рекламы в эфире телеканала «Телевидение Усть-Катава» является АНО «ГТРК» г. Усть-Катава как учредитель указанного СМИ.
Материалы, указывающие на принятие АНО «ГТРК» г. Усть-Катава мер по прекращению нарушения рекламного законодательства по состоянию на 10 мая 2018 года антимонопольным органом не получены, в связи с чем Комиссия считает возможным выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать АНО «ГТРК» г. Усть-Катава нарушившим часть 3 статьи 14 Закона о рекламе, при распространении 19 января 2018 года в период с 12-00 по 13-00 рекламы в г. Усть-Катав Челябинской области в эфире телеканала «Телевидение Усть-Катава», продолжительность которой превышает установленные нормативы относительно продолжительности вещания телеканала в час.
2. Выдать АНО «ГТРК» г. Усть-Катава предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО «ГТРК» г. Усть-Катава и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
10 мая 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<…> – заместителя руководителя- начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <…> – специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
на основании своего решения от 10.05.2018 по делу № 23-08/2018 о признании Автономной некоммерческой организации «Городская телерадиокомпания» г. Усть-Катава (далее – АНО «ГТРК» г. Усть-Катава) нарушившим часть 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при распространении 19 января 2018 года в период с 12-00 по 13-00 в г. Усть-Катаве Челябинской области рекламы в эфире телеканала «Телевидение Усть-Катава», продолжительность которой превышает установленные нормативы относительно продолжительности вещания телеканала в час,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АНО «ГТРК» г. Усть-Катава незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе, а именно при распространении рекламы на телеканале «Телевидение Усть-Катава» г. Усть-Катав Челябинской области соблюдать требования части 3 статьи 14 Закона о рекламе в части объема продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Телевидение Усть-Катава» относительно общей продолжительности о вещания указанного телеканала в час.
2. АНО «ГТРК» г. Усть-Катава представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22 июня 2018 года (утвержденную эфирную сетку вещания телеканала «Телевидение Усть-Катава» г. Усть-катав Челябинской области; запись трансляции телеканала «Телевидение Усть-Катава» г. Усть-Катав; дата записи трансляции телеканала «Телевидение Усть-Катава» г. Усть-Катав осуществляется по усмотрению АНО «ГТРК» г. Усть-Катава).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.