Решение б/н Решение по делу № 231-ВП/2014 по обращению ООО «Навигатор СИ... от 30 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 231-ВП/2014

по результатам проведения внеплановой проверки

 

29 декабря 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

--

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.


 

-

специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России;

 

Воронковой Д.А.

--

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения ООО «Навигатор СИЗ» провела внеплановую проверку действий заказчика при проведении запроса котировок на поставку средств индивидуальной защиты (противогазов, индивидуальных перевязочных пакетов, индивидуальных противохимических пакетов) для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (извещение № 0169100001414000103), в присутствии:

  • представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, действующего на основании доверенности от 16.07.2014 года № 398;

  • представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, действующего на основании доверенности от 09.12.2014 года № 666;

в отсутствие представителя ООО «Навигатор СИЗ», надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 22 декабря 2014 года поступила жалоба ООО «Навигатор СИЗ» на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку средств индивидуальной защиты (противогазов, индивидуальных перевязочных пакетов, индивидуальных противохимических пакетов) для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (извещение № 0169100001414000103) (далее – закупка).

Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений» приняла Решение № 819-ж/2014 от 22.12.2014 года, согласно которому жалоба ООО «Навигатор СИЗ» возвращена заявителю, как не соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе. Однако на основании обращения назначена дата и время проведения внеплановой проверки определения поставщика.

Согласно представленным документам Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области 11.12.2014 года объявило о проведении запроса котировок на поставку средств индивидуальной защиты (противогазов, индивидуальных перевязочных пакетов, индивидуальных противохимических пакетов) для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0169100001414000103 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 45 680 рублей 00 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 17.12.2014 в 11 часов 40 минут.

Контракт № 0169100001414000103 по итогам проведения закупки заключен 25.12.2014 года с победителем запроса котировок ООО «СИЗ-Центр», по цене предложенной участником в размере 37 400 рублей 00 копеек.

Согласно доводам, изложенным в обращении, заявитель считает, что в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование о сопровождении партии противогазов сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации «Военный регистр», поскольку данные требования носят добровольный характер.

Также заявитель указывает, что в извещении об осуществлении закупки не учтены обязательные требования сертификации средств индивидуальной защиты, содержащиеся в пункте 5.4 Технического регламента Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Представители заказчика на заседание Комиссии с доводами, изложенными в обращении, не согласились, представили письменные пояснения.

Согласно данным пояснениям требование к предоставлению сертификата добровольной системы сертификации «Военный регистр» установлено в связи с необходимостью подтверждения качества закупаемых товаров. Закон о контрактной системе не устанавливает требований, ограничивающих заказчика в выборе документов, подтверждающих качество поставляемого товара.

В части доводов заявителя, касательно сертификата соответствия Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 019/2011 представители заказчика указали, что действие технического регламента не распростаняется на специально разработанные средства индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны для подразделений обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с чем, по мнению представителей заказчика, закупаемые противогазы не подпадают под действия данного регламента. Следовательно, данный товар не подлежит обязательной сертификации.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, информация о которых указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом данные требования должны быть конкретизированы в соответствии с объектом закупки.

Вместе с тем, пункт 10 извещения об осуществлении закупки не конкретизирует требование к участникам закупки, установленное в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, относительно объекта закупки, а фактически цитирует положения законодательства о контрактной системе.

Так, объектом закупки является поставка средств индивидуальной защиты. Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных требований (наличие разрешений, допусков, лицензии и т.д.) к организациям, осуществляющим поставку указанного товара. Следовательно, требование к участникам закупки о их соответствии положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено в извещении об осуществлении закупки безосновательно.

Также извещение об осуществлении закупки не содержит обязательного в силу пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

При этом, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе укакзывает, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, извещение об осуществлении закупки содержит требования к участникам закупки, не в соответствии с положениями действующего законодательства о контрактной системе, а также объекта закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 73, пункты 1, 9 части 1, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. В силу части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявки на участие в запросе котировок подаются заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает подачу заявок в форме электронного документа на участие в запросе котировок только посредствам единой информационной системы.

Вместе с тем, согласно извещению об осуществлении закупки котировочные заявки в форме электронных документов принимаются по адресу электронной почты tu74@rosim.ru.

Более того, данное нарушение повлекло за собой неправомерный допуск участников – ООО «СИЗ-ЦЕНТР», ООО «Паритет» - заявки которых поданы на электронную почту заказчика. А следовательно, не могут отвечать требованиям законодательства о контрактной системе, так как поступили данные заявки в форме электронного документа не через функционал официального сайта www.zakupki.gov.ru.

3. В силу пункта 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.

Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

При этом, часть 3 статьи 73 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий и обязательный перечень сведений и документов, которые необходимо представить участнику в составе заявки.

К таким сведениям относится, в том числе характеристики поставляемого товара, информация об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Вместе с тем, форма котировочной заявки, размещенная в составе извещения об осуществлении закупке, не предполагает указание в котировочной заявке данной информации.

При этом, форма котировочной заявки предполагает указание на наименование заказчика, реквизиты, фирменный бланк участника закупки, номер <...> дату извещения о проведении запроса котировок, что не соответствует части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком при проведении закупки нарушены требования частей 3,4 статьи 73 Закона о контрактной системе.

4. В силу части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

Как следует из части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом пункты 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе указывают, что такая ответственность предусматривается в виде уплаты неустойки (штрафов, пени).

В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен быть предусмотрен размер штрафа, как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), который начисляется за ненадлежащее исполнение заказчиком (поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Постановление Правительства).

Однако проект контракта, размещенный в составе извещения об осуществлении закупки, не содержит ответственности в виде уплаты штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта обязательные в силу законодательства о контрактной системе санкции, что привело к заключению контракта не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.

5. Исходя из требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пункт 4 проекта контракта поименован как порядок и приемка товара. Так, согласно пункту 4.2 проекта контракта заказчик обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или возврата товара. Товар считается принятым с момента подписания товарной накладной.

При этом срок приемки товара, а также оформления результатов приемки проект контракта не содержит, что несоответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Отсутствие данной информации в контракте может привести к возникновению споров в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.

6. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация указанная в пунктах 1-6 статьи 42 указанного Федерального закона.

Пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Объектом закупки, согласно извещению об осуществлению закупки, является поставка средств индивидуальной защиты (противогазов, индивидуальных перевязочных пакетов, индивидуальных противохимических пакетов) для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области.

В техническом задании (приложение №1) установлено, что к поставке требуются, в том числе противогазы гражданские фильтрующие.

Таким образом, к поставке требуются гражданские противогазы.

Вместе с тем, согласно техническому заданию индивидуальный противохимический пакет должен соответствовать требованиям ТУ, согласованным с ГВМУ МО РФ.

Кроме того, технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Следовательно, указывая требование о соответствии товара ТУ, заказчик ограничивает иных производителей, осуществляющих производство своей продукции по своим ТУ несогласованным с ГВМУ МО РФ, либо без данных условий.

Также следует отметить, что заказчиком неправомерно в техническом задании установлено требование о сопровождении товара при поставке сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации «Военный регистр», поскольку Военный регистр — это система добровольной сертификации в сфере оборонно-промышленного комплекса. Система добровольной сертификации «Военный регистр» направлена на повышение качества военной продукции, изготавливаемой российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса, и обеспечения ее признания как в России, так и за пределами страны. При этом, как уже отмечалось ранее, объектом закупки является поставка гражданских противогазов.

Кроме того, согласно пояснениям заказчика данный товар не подлежит обязательной сертификации, поскольку закупаемые противогазы не подпадают под действия Технического регламента Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – технический регламент).

В качестве обоснования своего довода на заседание Комиссии представили письма ОАО «Всероссийской научно-исследовательский институт сертификации» от 18.04.2013 года и от 10.09.2012 года, согласно которым на средства индивидуальной защиты органов дыхания для защиты человека во время чрезвычайных ситуациях, а также для защиты личного состава формирований, обеспечивающий ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера действия технического регламента не распространяются.

В силу пункта 1.4 технического регламента средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие указанного технического регламента, приведены в приложении № 1.

Так, средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие (в том числе противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской, противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, противогазовые средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, противогазоаэрозольные (комбинированные) средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, фильтрующие самоспасатели), а также средства индивидуальной защиты органов дыхания (в том числе фильтрующие) от радиоактивных веществ включены в перечень товаров, указанных в приложении №1 к техническому регламенту.

Согласно подпункту 2 пункта 1.7 технического регламента разработанные средства индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны и для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не подпадают под действие технического регламента.

Однако заказчиком является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, деятельность которого не связана с пожарной охраной населения, или/и обеспечением ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной Управлением муниципального заказа Администрации города Челябинска, Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения Городская клиническая больница №9 Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 8, 13 статьи 34, пункта 1 части 1, частей 3,4 статьи 73, части 1 статьи 5, части 2 статьи 77, пунктов 1,9 части 1, частей 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  2. Предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны