Определение №АК/8655/21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 074/01/15-1813/2021 о наруше... от 7 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 074/01/15-1813/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению
06 июля 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/15-1448/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) Козлова А. А.
У С Т А Н О В И Л:
Челябинским УФАС России рассмотрено заявление Общества с ограниченной ответственностью «Метчелсервис» (далее – ООО «Метчелсервис», Заявитель) по вопросу законности присвоения Обществу с ограниченной ответственностью «Технологический центр» (далее – ООО «Технологический центр») статуса гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
В ходе проверки установлено следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) (часть 1 статьи 1).
В силу положений статьи 2 Закона о водоснабжении:
- под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (подпункт 2);
- водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (подпункт 4);
- гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 6).
Статья 6 Закона о водоснабжении закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым, в соответствии с частью 1, в том числе относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (подпункт 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (подпункт 4) и иные полномочия.
Деятельность гарантирующей организации и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение регламентирована статьи 12 Закона о водоснабжении.
Согласно части 1 названной нормы органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Из части 2 приведенной статьи Закона о водоснабжении следует, что гарантирующая организация:
1) осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
2) эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети;
3) к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ под органами местного самоуправления понимаются органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14). Указанный вопрос вправе решать органы местного самоуправления сельского поселения вправе решать вопросы (часть 2 статьи 14.1).
Статья 20 Устава Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Совета депутатов Рощинского поселения от 08 апреля 2020 года № 30 (далее – Устав), устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления Рощинского сельского поселения входят Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Совет депутатов), представительный орган сельского поселения (подпункт 1), глава Рощинского сельского – высшее должностное лицо Рощинского сельского поселения (подпункт 2), Администрация – исполнительно-распорядительный орган Рощинского сельского поселения (подпункт 3).
Совет депутатов является коллегиальным органом сельского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 21 Устава).
Полномочия Совета депутатов определены в статье 22 Устава.
Статья 24 Устава определяет, что Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, решение об удалении Главы сельского поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 3 статьи 28 Устава Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия Главы сельского поселения определены в статье 29 Устава, к которым, в числе прочих относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятые Советом депутатов (подпункт 2); издание в пределах своих полномочий правовых актов (подпункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 33 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения федеральными законами и законами Челябинской области.
Администрацию возглавляет Глава сельского поселения (пункт 3 статьи 33 Устава).
В силу положений пункта 5 статьи 33 Устава Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов, постановлениями и распоряжениями Администрации сельского поселения.
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 28.05.2018 № 179 утверждена гарантирующая организация по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения, а также принято решение о передаче в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения в виде заключения договора аренды муниципального имущества в отсутствие проведения торгов, с указанием срока действия договора аренды на время проведения конкурсных процедур ООО «Технологический центр».
Положениями Устава не предусмотрены положения, позволяющие Совету депутатов утверждать гарантирующую организацию на территории Рощинского поселения, а также принимать решения о распоряжении муниципальным имуществом.
Кроме того, 31 мая 2018 года Главой Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено Распоряжение № 19 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», согласно которому гарантирующей организацией также определено ООО «Технологический центр».
10 декабря 2018 года Советом депутатов принято Решение № 188 «О внесении изменений в Решение № 179», в соответствии с которым пункт 5 Решения № 179 изложен в следующей редакции:
«Установить тарифы на водоснабжение и водоотведение для ООО «Технологический Центр», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Рощинского сельского поселения Сосновского мунципального района Челябинской области, в следующем размере:
№ п/п |
Периоды действия тарифа |
Тарифы, руб/куб.м. |
|||
На питьевую воду |
На водоотведение |
||||
Без учета НДС |
С учетом НДС |
Без учета НДС |
С учетом НДС |
||
1 |
С 01.06.2018 по 30.06.2018 |
29, 23 |
34, 49 |
13, 86 |
16, 36 |
2 |
С 01.07.2018 по 31.12.2018 |
30, 31 |
35, 77 |
14, 19 |
16, 74 |
3 |
С 01.-06.2019 по 30.06.2019 |
30, 31 |
35, 77 |
14, 19 |
16, 74 |
4 |
С 01.07.2019 по 31.12.2019 |
31, 49 |
37, 16 |
37, 16 |
17, 37 |
Указанное Решение подписано Председателем Совета депутатов и Главой Рощинского сельского поселения.
В силу положений статьи 31 Закона о водоснабжении услуги холодного водоснабжения и водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности, следовательно, тарифы в указанной сфере подлежат регулированию.
При этом, пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоотведении устанавливает, что полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
На территории Челябинской области органом власти, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (пункт 52 части 8 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300).
Из изложенного следует, что у Совета депутатов отсутствовали полномочия, как на принятие Решения № 179, которым ООО «Технологический центр» присвоен статус гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского поселения, так и по принятию Решения № 188, которым указанному обществу утверждены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Администраций 30 апреля 2019 года принято Постановление № 54 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым гарантирующей организацией избрано ООО «Технологический центр».
Стоит отметить наличие судебных актов (дело № А76-35916/2019), в соответствии с которыми договоры аренды муниципального имущества, необходимого для осуществления водоснабжения, ранее заключенные Администрацией с ООО «Технологический центр», признаны недействительными и применены последствия недействительности сделки, соответственно, данное общество не отвечало признакам гарантирующей организации, перечисленным в Законе о водоснабжении, и не могло быть наделено таким статусом.
Указанное привело к тому, что ООО «Технологический центр» без правовых оснований осуществляло на территории Рощинского поселения деятельность в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения, водоснабжения по незаконно установленным тарифам.
В данном случае, по мнению Челябинского УФАС России, несмотря на то, что в настоящее время на территории Рощинского поселения имеется заключенное концессионное соглашение в сфере водоснабжения, водоотведения с иным лицом, указанные акты не отменены, следовательно, могут повлечь юридически значимые последствия, в том числе следующие.
ООО «Технологический центр» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Заявителю, являющемуся управляющей организацией 4 многоквартирных домов в Рощинском поселении, о взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.06.2018 по 31.03.2020 в размере 1 529 248 рублей 56 копеек (дело № А76-50957/2020).
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).
При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума) нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий (пункт 8).
При этом, согласно Постановлению Пленума, угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в статье 15 Закона о защите конкуренции.
Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В связи с наличием в действиях органов местного самоуправления Рощинского сельского поселения признаков нарушения, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 17 мая 2021 года Челябинским УФАС России выдано предупреждение № 11-07/21 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Администрации надлежало в срок до 18 июня 2021 года принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены Распоряжения Главы сельского поселения от 31.05.2018 № 19, Постановления Администрации от 30.04.2019 № 54.
Предупреждение, направленное в адрес Администрации, получено 27 мая 2021 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В установленный срок предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, не исполнено.
Приказом Челябинского УФАС России № __ от «___» ____ 2021 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 074/01/15-1813/2021 по признакам нарушения пункта части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
-
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
-
О П Р Е Д Е Л И Л :
1. Назначить дело № 074/01/15-1813/2021 к рассмотрению на 31 августа 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 324.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 074/01/15-1813/2021 в качестве:
ответчика:
- Администрация (456513, Челябинская область, Сосновский район, поселок Рощино, ул. Ленина 9);
заявителя:
- ООО «Метчелсервис» (454047, г. Челябинск, ул. Б. Хмельницкого, д. 15,кв. 12);
заинтересованных лиц:
- ООО «Технологический центр» (454090, г. Челябинск, ул. Российская, 167А, оф. 9),
- Совет депутатов (456513, Челябинская область, Сосновский район, поселок Рощино, ул. Ленина 9).
3. Администрации необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 27 августа 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/15-1813/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):
3.1) письменные сведения с правовым обоснованием неисполнения Предупреждения, с приложением подтверждающих документов;
3.2) письменные сведения о действии спорных правовых актов, в отношении которых выдано Предупреждение;
3.3) переписку с органами местного самоуправления по вопросу исполнения (неисполнения) Предупреждения;
3.4) переписку с ООО «Технологический центр» по вопросу исполнения Предупреждения;
3.5) письменные сведения об осуществлении ООО «Технологический центр» деятельности гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского поселения, с приложением подтверждающих документов;
3.6) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
4. ООО «Технологический центр» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 27 августа 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/15-1813/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):
4.1) письменные сведения об осуществлении ООО «Технологический центр» деятельности гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского поселения, с приложением подтверждающих документов;
4.2) в случае осуществления деятельности, указанной в пункте 4.2 настоящего Определения, письменные сведения с правовым обоснованием , с приложением подтверждающих документов;
4.3) переписку с Администрацией и (или) иными органами местного самоуправления Рощинского поселения по вопросу осуществления деятельности ООО «Технологический центр» как гарантирующая организация в сфере водоснабжения, водоотведения;
4.4) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину).
Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.
За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.
Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.
В целях обеспечения реализации прав на участие в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства, сообщаем о возможности принять участие в дистанционном рассмотрении посредством интернет-видеоконференции
Для дистанционного участия в рассмотрении дела необходимо на адрес to74@fas.gov.ru за сутки до даты заседания Комиссии по рассмотрению настоящего дела представить ходатайство об участии в производстве по делу посредством интернет-видеоконференции.
Председатель комиссии А. А. Козлова