Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 238-ж/2018 от 27 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФКУ Упрдор «Южный Урал»

 

454080, г. Челябинск, Свердловский проспект, 56

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

ООО «ИЗИДОЛГ»

 

354071, г. Сочи, ул. Чайковского, 41А

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 238-ж/2018

 

                                                                                                              г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19.04.2018

В полном объеме решение изготовлено 23.04.2018

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

***

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

***

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

***

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «ИЗИДОЛГ», в присутствии:

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства»***., действующего на основании доверенности № 123 от 26.12.2017,

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства»***, действующего на основании доверенности № 121 от 26.07.2017,

в отсутствие ООО «ИЗИДОЛГ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России 13.04.2018 поступила жалоба ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства на объекте: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-354 Екатеринбург-Шадринск-Курган км 199+000 - км 217+000, в Курганской области» (извещение № 0369100028418000045) (далее – аукцион).

            Согласно представленным документам 02.04.2018 Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" объявило о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 12 527 760, 00 рублей.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе -  16.04.2018 08:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «ИЗИДОЛГ» контракт не заключен.

            В жалобе заявителя указано, что заказчиком сокращены сроки подачи заявок, а также установлен срок действия банковской гарантии в нарушение требований законодательства о контрактной системе.

            Кроме того, согласно доводам жалобы заказчиком установлен порядок оплаты выполненных работ в части предоставления подрядчиком счета, счета-фактуры, который ограничивает участие в закупке субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения. В проекте контракта установлен срок оплаты выполненных работ не в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

            Представители заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что срок подачи заявок на участие в закупке установлен исходя из срока направления извещения и документации о закупке на контроль по части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии установлен с учетом того, что в действующим законодательством установлен только минимально допустимый срок для банковской гарантии. Сроки и порядок оплаты выполненных работ установлены в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

           

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, при исчислении как начального, так и конечного сроков должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения срока подачи заявок на участие в закупке.

          В извещении о закупке указано следующее:

         - начало подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;

          - окончание срока подачи заявок: 16.04.2018 в 08 часов 00 минут.

При этом, как следует из информации, размещенной в единой информационной системе, датой размещения извещения является 02.04.2018.

        Принимая во внимание, что пятнадцатый день срока приходится на 17.04.2018, то минимальным сроком окончания подачи заявок является – 18.04.2018.

Таким образом, заказчик, в нарушение части 3 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе, установил срок подачи заявок менее 15 дней c момента размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Доводы заказчика, согласно которым извещение и документация о закупке направлены для прохождения контроля в рамках части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе 30.03.2018, что обеспечивает возможность подачи заявок в течение 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, являются несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

            Таким образом, размещение извещения и документации о закупке в единой информационной системе предоставляет собой опубликование данной информации, которая общедоступна для неопределенного круга лиц.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 утверждены правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно пункту 14 Правил в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона объекты контроля, подлежащие в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, за исключением объектов контроля, указанных в абзаце седьмом подпункта «в» пункта 13 настоящих Правил, размещаемых в информационной системе в срок, установленный для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

С учетом изложенного, действия заказчика по размещению в единой информационной системе информации о проведении закупки и действия заказчика по направлению заказчиком указанной информации для проведения контроля в рамках части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе не являются тождественными друг другу, так как осуществляются в хронологической последовательность, определенной Правилами.

 

2. В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность заказчика по установлению требований к обеспечению исполнения контракта, в  том числе в части срока действий банковской гарантии. При этом, в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе указан минимальный срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц, что не исключает право заказчика установить срок банковской гарантии более того, который предусмотрен в данном положении Закона.

Так, согласно пункту 13.3 документации о закупке установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один год, что не противоречит части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Указанная позиция согласуется с Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 305-ЭС17-1132 (по делу № А40-8638/2016), в котором указано, что Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком действия контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку, по мнению судебной коллегии, такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов.

Кроме того, заказчик указал, что в проекте контракта предусмотрены гарантийные обязательства на элементы обустройства автомобильной дороги, составляющие от 3 до 10 лет, при этом как правило скрытые недостатки работ выявляются в первый год после приемки работ, в связи с чем срок банковской гарантии установлен не менее 1 года после окончания срока действия контракта. 

С учетом изложенного, антимонопольный орган не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части установления срока действия банковской гарантии, в том числе в связи со спецификой гарантийных обязательств в отношении выполненных работ.

 

3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно пункту 3.6 проекта контракта оплата выполненных работ по контракту, в том числе промежуточных платежей, производится на основании предоставления заказчику надлежащим образом оформленного счета, счета-фактуры и иной необходимой документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», при условии доведения предельных объемов финансирования.

При этом, в соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта указано, что общая стоимость работ по настоящему контракту составляет ________________ (прописью) рублей, в том числе НДС 18 % – _________ рублей.

Кроме того, в данном положении проекта контракта также уточнено, что в случае заключения контракта с подрядчиком, находящимся на упрощенной системе налогообложения, вместо слов:  «в том числе НДС 18 % – _______ рублей»  указывается «НДС не предусмотрен», слова «с учетом НДС» не указываются.

Таким образом, из указанных условий проекта контракта следует, что подрядчик представляет расчетно-платежные документы (счета, счета-фактуры) в зависимости от системы налогообложения, на которой находится подрядчик.

Следует отметить, что проектом контракта не ограничено участие в закупке субъектов, находящихся на упрощенной или иных системах налогообложения, в том числе отсутствуют условия об изменении проекта контракта в части предоставления участником закупки расчетных документов в зависимости от системы налогообложения.

Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки, таким образом, довод заявителя, согласно которому заказчиком неправомерно установлено требование о представлении подрядчиком расчетно-платежных документов (счета, счета-фактуры) для оплаты заказчиком выполненных работ, не обоснован ввиду недоказанности.

 

4. В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в случае осуществления закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организацией устанавливается специальный срок оплаты выполненных работ, предусмотренный частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, исчисляемый в рабочих днях.

В извещении и пункте 22 документации о закупке указано, что электронный аукцион размещен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

Как указано в пункте 3.6 проекта контракта оплата выполненных работ по контракту, в том числе промежуточных платежей, производится после приемки выполненных работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счёт подрядчика в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, что соответствует части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что заказчиком предоставлены письма оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (исх. 1925-Д/18 от 13.04.2018, 1973-Д/18 от 16.04.2018), который обеспечивает проведение закупки, согласно которому заявитель ООО «Изидолг» (ИНН 2320248131) не аккредитован на указанной электронной площадке, что не позволяет сделать вывод о наличии материально-правовой заинтересованности подателя жалобы в части его намерения и фактической возможности участия в обжалуемой закупке.

Таким образом, учитывая, что на участие в закупке подано три заявки, запросы о разъяснении документации о закупке не поступали, а также с учетом того, что заявитель не является аккредитованным участником закупки, антимонопольный орган принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

 

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать доводы жалобы ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика обоснованными в части установления срока подачи заявок на участие в закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны