Решение (комиссия) №ВЛ/610/23 РЕШЕНИЕ РНП по делу № 074/06/104-3476/2022 (42-РНП/2023) об ... от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту»

 

456770, г. Снежинск, ул. Транспортная, 25

 

ФГУП «Производственное объединение «Маяк»

 

456784, г. Озерск, пр-кт Ленина, д.31

 

 

 

РЕШЕНИЕ РНП

по делу № 074/06/104-49/2023 (42-РНП/2023)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 17.01.2023

В полном объеме решение изготовлено 20.01.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту» (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ФГУП «Производственное объединение «Маяк» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона № 0369300005122000025 на выполнение работ по снижению вторичного радиационного воздействия объектов инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения за счет демонтажа радиационно загрязненного здания вивария, расположенного по адресу: Челябинская область, Снежинский городской округ, город Снежинск, улица Кирова, земельный участок 16А, в обеспечение мероприятия: «Мероприятие по снижению вторичного радиационного воздействия объектов инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения за счет демонтажа радиационно загрязненного здания вивария, включая проектно - изыскательские работы» (далее - аукцион), в присутствии:

- представителя МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту»  действующего на основании Приказа от 31.10.2022,

- представителя МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту»  действующего на основании доверенности от 10.01.2023,

- представителя МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту»  действующего на основании доверенности от 10.01.2023,

- представителя ФГУП «Производственное объединение «Маяк»  действующего на основании доверенности от 13.01.2022,

- представителя ФГУП «Производственное объединение «Маяк»  действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ФГУП «Производственное объединение «Маяк».

Согласно представленным документам 24.10.2022 МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту» и ФГУП «Производственное объединение «Маяк» заключили контракт по цене 12 563 738, 40 рублей.

Решением от 27.12.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду того, что фактический объем выполненных работ меньше на 31 % от проектных данных, что не позволяет заказчику в полном объеме произвести оплату по контракту. В связи с указанными обстоятельствами заказчиком принято решение об одностороннем отказе и направлены сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии ФГУП «Производственное объединение «Маяк» представило документы и письменные пояснения, а также представители учреждения указали, что подрядчик исполнил весь объем обязательств, предусмотренных техническим заданием и сметой контракта, предоставило заказчику необходимые исполнительные документы, при этом подрядчик транспортировал весь объем радиационных отходов, а также достиг необходимого уровня радиационной безопасности, что свидетельствует о добросовестном исполнении обязательств по контракту.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с пунктом 10.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Так, заказчиком 27.12.2022 принято и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 27.12.2022, в связи с чем контракт с учетом праздничных дней является расторгнутым 10.01.2023.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 10.01.2023.

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и обществом 24.10.2022 заключен контракт № 0369300005122000025 А25-КР/2022 (далее – контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.

Предметом контракта является капитальный ремонт здания школы, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 2.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с 24.10.2022 до 04.12.2022.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить по заданию заказчика работы по снижению вторичного радиационного воздействия объектов инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения за счет демонтажа радиационно загрязненного здания вивария, расположенного по адресу: Челябинская область, Снежинский городской округ, город Снежинск, улица Кирова, земельный участок 16А, (далее – объект) в обеспечение мероприятия: «мероприятие по снижению вторичного радиационного воздействия объектов инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения за счет демонтажа радиационно загрязненного здания вивария, включая проектно - изыскательские работы» (далее именуется – работы)

В пункте 4 технического задания предусмотрено, что работы по снижению вторичного радиационного воздействия объектов инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения за счет демонтажа радиационно загрязненного здания вивария включают в себя:

- демонтажные работы;

- обращение с радиоактивными отходами;

- обратная засыпка;

- получение экспертного заключения о радиационных характеристиках территории после выполнения работ.

В приложении №1 к контракту подрядчик обязан руководствоваться как самим разделом 6 («описание закупки (техническое задание)»), указанной документации о закупке, так и документами (проектами, рабочей документацией, ведомостями, чертежами и т.д.), приложенными к ней, на которые имеется ссылка в тексте данного раздела (при наличии таких документов).

Согласно пункту 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 настоящего контракта, собственными силами в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами и (или) силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой (сметами), определяющей цену работ.

В приложении № 1 к техническому заданию указан перечень демонтируемых элементов, а также масса образования отходов, в том числе радиоактивные отходы (далее – РАО), а именно:

- мусор - 1022,48 т;

- металлолом - 0,16 т;

- мусор (РАО) - 4,2 т;

- металлолом (РАО) - 12,0 т.

Аналогичная информация содержится на л. 8, 9 проектной документации «Раздел 7 Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», размещенной в единой информационной системе.

В локальных сметных расчетах (09-01-01, 09-01-02), являющихся разделом проектной документации, определено, что объем мусора - 1022,48 м3; мусор (РАО) – 11,75 м3.

Вместе с тем, в приложении № 2 к контракту «смета контракта» указано, что работы по снижению вторичного радиационного воздействия объектов инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения за счет демонтажа радиационно- загрязненного здания вивария – количество 1 компл; цена твердая с НДС – 12 563 738, 40 рублей.

Таким образом, из контракта следует, что объем работ определен в технической документации, цена контракта согласована в соответствии сметой (сметами).

Из представленных сторонами документов, а также из информации, размещенной в единой информационной системе, следует что 08.12.2022 подрядчиком направлен акт выполненных работ, а также заказчику предоставлены:

- проект производства работ, согласованный с заказчиком;

- протоколы измерений уровней физических факторов от 30.11.2022;

- экспертное заключение ФГБУЗ ЦГиЭ № 71 ФМБА России по результатам лабораторных исследований от 30.11.2022;

- итоговый отчет на выполнение работ от 04.12.2022, согласованный с заказчиком;

- акт о завершении работ от 04.12.2022.

Вместе с тем, из документов, представленных подрядчиком, а также переписки сторон следует, что по результатам выполнения работ установлено, что физический объем образованных и вывезенных РАО составляет 7.72 т, отходов производственного потребления – 1 031, 12 т, что зафиксировано в итоговом отчете (раздел 7), акте о завершении работ от 04.12.2022, а также актах образования отходов от 02.12.2022.

Так, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине уменьшения объема работ на 31 % от предусмотренных технической документацией, а также ввиду наличия спора между сторонами относительно определения стоимости выполненных работ.

При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.

Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта также не следует, что контракт расторгнут заказчиком ввиду существенного нарушения условий контракта обществом.

В ходе рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество предоставило результаты выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 технического задания, при этом претензий к качеству выполненных работ у заказчика отсутствуют, что свидетельствует о добросовестности в действиях общества при исполнении контракта.

При этом, имеющиеся несоответствия в технической документации заказчика в части объема РАО и объема РАО, образованных в ходе выполнения работ по снижению вторичного радиационного воздействия, не могут свидетельствовать о вине подрядчика при исполнении обязательств по контракту, так как данные проектные сведения размещены в составе технической документации.

Более того, из решения следует, что контракт расторгнут на основании статьи 717 ГК РФ, то есть обоснование принятого решения не связано с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а обусловлено наличием между сторонами спорных правоотношений в части приемки заказчиком выполненных работ и определения стоимости работ, что лежит в плоскости гражданско-правовых взаимоотношений, разрешаемых в судебном порядке.

Так, в силу абзаца 3 подпункта «а», «б» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также в случае принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Таким образом, принимая во внимание, что расторжение контракта не обусловлено нарушением подрядчиком существенных условий контракта, а также достижение обществом результата выполнения работ в виде ликвидации здания вивария и реабилитации прилегающей территории и ее соответствия требованиям норм радиационной безопасности, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ФГУП «Производственное объединение «Маяк», лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные МКУ «Служба заказчика по строительству и ремонту» в отношении ФГУП «Производственное объединение «Маяк» (ИНН 7422000795), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2023-734

 

 

Связанные организации

МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" г. Снежинск
ИНН 7423015057, ОГРН 1027401354892
ФГУП "ПО "МАЯК"
ИНН 7422000795, ОГРН 1027401177209