Решение б/н Решение № 24-08/16 от 23 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28 июля 2016 года                                                                                                г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

 

         председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

         члены Комиссии:

<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>  – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 24-08/16, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телеканале ГТРК «Южный Урал» 15 января 2016 года в 7 часов 35 минут рекламной информации об аппарате «Алмаг» (далее – информационный материал) с нарушением законодательства Российской федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

 

 

 

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение жителя                       города Челябинска о нарушении 15 января 2016 года законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении материалов об аппарате «Алмаг-01» на телеканале ГТРК «Южный Урал». В качестве доказательства заявителем была представлена видеозапись утреннего новостного блока за 15 января 2016 года, из которого следует, что в утреннем новостном блоке транслировалась реклама аппарата «Алмаг-01». При этом информация о трансляции рекламы, а также о наличии противопоказаний к применению и необходимости консультации у специалиста отсутствует, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям рекламного законодательства.

Представитель ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и ГТРК «Южный Урал», привлеченные в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что 15 января 2016 года в утреннем новостном блоке (в 7 часов 35 минут) вышел информационный материал о мобильных терапевтических приборах, где присутствовала информация об аппарате «Алмаг». Данный материал носил исключительно информационный характер и был подготовлен сотрудниками                  ГТРК «Южный Урал» в связи с необходимостью информирования населения по вопросам безопасности и здоровья человека на основании редакционного задания.

Основанием для подготовки указанного информационного материала послужили обращения граждан от 03 января 2016 года, 08 января 2016 года, которые содержат вопросы о мобильных терапевтических приборах, а в связи с проведением масштабной рекламной компании в отношении аппарата «Алмаг» в информационном материале содержатся сведения об указанном аппарате в качестве примера.

Также ГТРК «Южный Урал» предоставило указанный информационный материал о мобильных терапевтических приборах, продолжительностью 1 минута, в котором отсутствуют сведения о трансляции рекламы, а также о наличии противопоказаний к применению и необходимости консультации у специалиста. По мнению представителя ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и ГТРК «Южный Урал» указанный материал не является рекламой и требования о необходимости указания о трансляции рекламы, а также о наличии противопоказаний к применению и необходимости консультации у специалиста на такой материал не распространяются.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

15 января 2016 года в телепередаче «Утро России» в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут транслировался информационный материал о мобильном терапевтическом приборе аппарат «Алмаг».

Распространение данного материала осуществлялось в форме рассказа о мобильных терапевтических приборах, в частности диктором озвучено следующее: «Фармацевты Аптечного областного склада отмечают повышенный интерес южноуральцев к мобильным терапевтическим приборам. Благодаря небольшому размеру и простой методике лечения аппараты магнитного воздействия можно использовать дома, приборы магнитотерапии усиливают действия препаратов и не оказывают побочного эффекта, к ним относится отечественная разработка Елатомского приборного завода». Использован образ медицинского работника, демонстрирующий аппарат «Алмаг», который указывает, что «Чаще всего «Алмаг» используют при остеохондрозах, проблемах с суставами, чтобы снять боль, расслабить мышцы, вернуть трудоспособность. Пользоваться аппаратом могут практически все члены семьи». Демонстрируется витрина, на которой размещаются различные изделия медицинского назначения, в частности усматриваются приборы для измерения артериального давления, уровня сахара в крови и так далее. Также присутствует медицинский прибор аппарат «Алмаг-01», изображений аналогичного медицинского изделия (мобильные терапевтические приборы) с иным наименованием в информационном материале не усматривается.

Диктором озвучивается следующая информация: «По словам специалистов сети аптек «Областного аптечного склада» тем, кто пользуется «Алмагом» прибор позволит улучшить сон, снять эмоциональное напряжение. Это российское ноу-хау будет полезно и при варикозе, уверены авторы разработки». На протяжении всего сюжета изображаются: аппарат «Алмаг», как в упаковке, так и без нее и иные обозначения, позволяющие идентифицировать как товар, так и его изготовителя, озвучивается место его реализации, демонстрируется процесс покупки указанного аппарата.

Сюжет не содержит какие – либо комментарии в отношении аналогичных терапевтических приборов.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Часть 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из содержания информационного материала, размещенного ГТРК «Южный Урал» в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» 15 января 2016 года, следует, что в нем приводятся положительные характеристики медицинского изделия с наименованием аппарат «Алмаг», назначение и его потребительские свойства, приводится одобрение фармацевтических работников в связи с использованием аппарата «Алмаг-01», демонстрируется медицинский прибор аппарат «Алмаг-01», указаны сведения о возможности его приобретения в определенном месте.

Таким образом, данный материал направлен на формирование и поддержание интереса потребителей к конкретному товару – аппарат «Алмаг-01», что подпадает под понятие рекламной информации, установленное статьей 3 Федерального закона «О рекламе». Объектом рекламирования в данном случае является мобильный терапевтический прибор аппарат «Алмаг-01».

С учетом изложенного, информационный материал, размещенный ГТРК «Южный Урал» в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» 15 января                2016 года является рекламой. О рекламном характере указанного материала свидетельствует также отсутствие в его содержании сведений об иных аналогичных товарах и их производителях.

Довод представителя ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и ГТРК «Южный Урал» о том, что указанный материал носил исключительно информационный характер и был подготовлен сотрудниками                  ГТРК «Южный Урал» для информирования населения по вопросам безопасности и здоровья человека на основании редакционного задания в связи с поступившими обращениями граждан от 03 января 2016 года, 08 января 2016 года, с вопросами о мобильных терапевтических приборах не может быть принят Комиссией Челябинского УФАС России во внимание ввиду следующего.

В материалах дела предоставлены письма физических лиц от 03 января                    2016 года, 08 января 2016 года, поступившие в адрес ГТРК «Южный Урал». В указанных письмах содержится следующая информация: «о просьбе подготовить материал в виде сообщения по радио или телевидению, который бы содержал сведения об отечественных приборах, которые можно использовать в домашних условиях для лечения боли в суставах и иных заболеваниях, а также указание о том, что информация о таких приборах транслировалась ранее на телеканалах».

При этом сведений о необходимости трансляции на телеканале в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» информационного материала о мобильных терапевтических приборах с конкретным наименованием, в частности аппарат «Алмаг-01», письма от 03 января 2016 года, 08 января 2016 года не содержат. В связи с чем нельзя прийти к выводу о наличии оснований для информирования населения о наличии в продаже мобильных терапевтических приборов на примере одного медицинского изделия. Таким образом, поступление в редакцию ГТРК «Южный Урал» писем от 03 января 2016 года, 08 января 2016 года не являются основанием для распространения информации рекламного характера без предварительного сообщения о трансляции рекламы, а также сообщения о наличии противопоказаний к применению и необходимости консультации у специалиста.

Размещение рекламы аппарат «Алмаг-01» на различных телеканалах, включая региональный эфир телеканала «Россия» также не свидетельствуют о наличии у граждан, обратившихся в редакцию с письмами от 03 января 2016 года,                                   08 января 2016 года, потребности в разъяснении вопросов о мобильных терапевтических приборах на примере одного медицинского изделия с наименованием аппарат «Алмаг-01», поскольку из содержания писем этого не следует. Иных обращений от физических лиц по вопросам, касающимся применения аппарата «Алмаг-01» ГТРК «Южный Урал» не предоставлено.

В соответствии с частью 1 стати 14 Федерального закона «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Рекламная информация об аппарате «Алмаг» транслировалась в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут 15 января 2016 год, прерывая телепередачу «Утро России», при этом сообщение о последующей трансляции рекламы отсутствовало.

Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рекламной информации об аппарате «Алмаг», которая транслировалась в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут 15 января 2016, также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию указанного аппарата, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Для установления факта проведения съемок информационного материала об аппарате «Алмаг-01» , размещенного в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут 15 января 2016 года Челябинским УФАС России направлен запрос в адрес аптеки № 42 (порядковый номер <...> ) АО «Областной аптечный склад», сведения о которой присутствуют в сюжете.

Как следует из ответа вх. № 10216 от 27 июля 2016 АО «Областной аптечный склад» обращений по вопросу съемки информационного материала о мобильных терапевтических приборах не поступало, сотрудники аптеки № 42 (порядковый номер <...> ) также информацию о съемке исключительно информационного материала не подтверждают.

С учетом изложенного, транслировавшаяся 15 января 2016 года в телепередаче «Утро России» в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут  информация о мобильном терапевтическом приборе аппарат «Алмаг» не может являться информационным материалом, поскольку доказательств подготовки именно информационного сюжета при рассмотрении дела не получено. Таким образом, при трансляции рекламной информации о мобильном терапевтическом приборе аппарат «Алмаг-01» года в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов                    35 минут 15 января 2016 года ГТРК «Южный Урал» должно было обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно  указать информацию о наличии противопоказаний к применению и необходимости консультации у специалиста и предварительного сообщения о трансляции рекламы.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований частью 1 стати 14, части 7 статьи 24 несет рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письму ГТРК «Южный Урал» от 24 февраля 2016 года                           исх. № 145/506 подготовка, а также распространение указанной рекламной информации ГТРК «Южный Урал» осуществило самостоятельно. Таким образом,  рекламораспространителем указанной рекламы следует признать ГТРК «Южный Урал».

В связи с однократной трансляцией рекламного материала в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут 15 января 2016 года Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, которая транслировалась 15 января                     2016 года в телепередаче «Утро России» в региональном эфире «Утро Вести Южный Урал» в 7 часов 35 минут о мобильном терапевтическом приборе аппарате «Алмаг», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14, части 7                                    статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 11 августа 2016 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны