Решение б/н Решение и предписание № 244-ж/2017 по жалобе на действия зак... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 244-ж/2017

04 мая 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Альфа Групп» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение капитального ремонт сквера памяти участников Великой Отечественной войны (извещение № 0169300008217000057) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя Управления по капитальному строительству администрации г. Троицка (далее –Заказчик), действующего на основании доверенности № б/н от 03.05.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 10 от 03.05.2017;

- представителя Администрации г. Троицка (далее — Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности № 1 от 09.01.2017;

- представителя Уполномоченного органа, действующего на основании доверенности № б/н от 27.02.2017;

- представителя Заявителя, действующего на основании доверенности № 1 от 01.05.2017,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 27.04.2017 поступила жалоба ООО «Альфа Групп» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение капитального ремонт сквера памяти участников Великой Отечественной войны (извещение № 0169300008217000057), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 19.04.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 26 763 370 рублей 00 копеек.

По состоянию на 04.05.2017 контракт по результатам конкурса не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что Заказчиком при объявлении закупки нарушены положения законодательства о контрактной системе.

1. В обоснование доводов Заявитель указывает, что Заказчиком проводится закупка по выполнению работ по капитальному ремонту сквера памяти участников Великой Отечественной войны. При этом, в извещении указано, что закупка осуществляется по коду 43.99.90.190 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКПД 2). В соответствии с Распоряжением Правительства от 21.03.2017 № 471-р осуществление закупок по коду ОКПД 2 43.99.90.190 должно осуществляться путем проведения электронного аукциона.

Таким образом, Заказчиком выбран неверный способ определения подрядчик, что влечет за собой необходимость подтверждения квалификации участников закупки, установленных в критериях оценки заявок.

2. Заявитель также указывает, что в нарушение статьи 37 Закона о контрактной системе в документации и проекте установлены условия, касающиеся антидемпинговых мер, которые не применимы при начальной (максимальной) цене контракта, установленной в рассматриваемом конкурсе.

3. Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана путем применения ресурсно — сметного расчета. При этом, статья 22 Закона о контрактной системе устанавливает закрытый перечень методов, которые могут быть использованы Заказчиком при обосновании Н(М)ЦК. В статье 22 Закона о контрактной системе не установлено, что Н(М)ЦК может быть рассчитана путем применения ресурсно — сметного расчета.

4. Заказчик не разместил в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) проектную документацию, на основании которой необходимо выполнить работы.

5. Также Заказчиком допущена ошибка в проекте контракта, согласно которой Заказчик направляет проект контракта через электронную площадку. Вместе с тем, в данном случае закупка осуществляется путем проведения конкурса. При этом, подписание контракта по результатам проведения конкурса не предполагает возможность подписания контракта через электронную площадку.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и пояснили, что закупка проведена в соответствии с Законом о контрактной системе.

1. Представители Заказчика также пояснили, что Заказчиком принято решение о проведение конкурса в связи с особой значимостью объекта. Конкурс позволяет предъявить к участникам закупки требования к квалификации, что может гарантировать качественное выполнение работ Подрядчиком.

2. Антидемпинговые меры в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлены Заказчиком правомерно, поскольку часть 1 статьи 37 применяется, по мнению Заказчика, только в случае, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

3. Заказчик также указал, что установление в документации положения, согласно которому расчет Н(М)ЦК произведен путем использования ресурсно-сметного метода является технической ошибкой, которая не влияет на права участников.

4. Представитель Заказчика отметил, что в 2017 году денежные средства выделены на капитальный ремонт данного объекта. Работы, указанные в документации, могут быть выполнены Подрядчиком на основании локальной сметы, в связи с чем, размещение проектной документации не требуется.

5. Для составления проекта контракта за основу взят предыдущий проект контракта по электронному аукциону, в который не внесены соответствующие изменения.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением № 471-р.

Распоряжение № 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)(далее - Перечень).

Код ОКПД2 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки » включен в указанный перечень, следовательно, закупка по данному коду должна производится путем проведения электронного аукциона.

Как видно из конкурсной документации, Заказчик при проведении закупки установил код 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки ».

Вместе с тем, Заказчик осуществляет указанную закупку путем проведения конкурса, что является нарушением части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

При этом, подлежит отклонению довод Заказчика о том, что только при проведении конкурса возможно предъявить требования к квалификации и опыту участников.

В данном случае Н(М)ЦК составляет 26 763 370 рублей 00 копеек, что позволило бы Заказчику в случае проведения электронного аукциона предъявить к участникам закупки требование о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

2.Согласно пункту 10 части 1 статьи 59 и пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение и конкурсная документация должна содержать условие о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В данном случае Н(М)ЦК составляет 26 763 370 рублей 00 копеек.

Как видно из раздела 6 конкурсной документации и раздела 9 проекта контракта, Заказчиком установлено условие, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается, только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении открытого конкурса, в соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, применение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе невозможно, поскольку указанная норма может быть применена только в случае, если Н(М)ЦК составляет 15 000 000 рублей и менее.

Таким образом, действия Заказчика противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также пункту 10 части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе в части установления порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, не предусмотренного законодательством о контрактной системе.

3. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При этом, законодательство о контрактной системе не предусматривает применение ресурсно - сметного метода,

В приложении № 3 к документации «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» указано, что Заказчик для определения начальной (максимальной) цены контракта использовал: ресурсно-сметный расчет.

Вместе с тем, указанный метод не предусмотрен законодательством о контрактной системе, следовательно, не может быть использован Заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Более того, Заказчик подтвердил факт наличия в документации указанной ошибки.

Таким образом, действия Заказчика противоречат части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

4. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований выполняемым работам, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе сформировать свое ценовое предложение с учетом всех условий, установленных заказчиком.

При описании объекта закупки Заказчик должен исходить из того, что в документации должны быть обозначены все необходимые требования к выполняемым работам, чтобы впоследствии была удовлетворена потребность Заказчика, что в свою очередь позволит должным образом выполнить условия контракта.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя Заказчика и Уполномоченного органа, работы по реконструкции и капитальному ремонту рассматриваемого объекта выполняются в 3 этапа. Также представители Заказчика подтвердили, что проектная документация на указанный объект действительно существует, однако проект не размещен, поскольку капитальный ремонт может быть выполнен на основании локальной сметы.

Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что исходя из локальной сметы невозможно определить, на каком участке территории должны быть выполнены работы и иные требования к работам, которые предусмотрены проектной документацией.

Более того, на заседание комиссии Заказчиком представлена схема выполнения работ, которая не размещена в ЕИС.

Неразмещение проектной документация в составе конкурсной документации является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод жалобы о том, что проектная документация не размещена в составе аукционной документации, обоснован.

5.Статьей 54 Закона о контрактной системе регламентирован порядок заключения контракта по результатам конкурса.

Указанная статья не содержит норм, которые говорили бы о том, что подписание контракта осуществляется Заказчиком и Подрядчиком путем направления электронных документов.

Вместе с тем, пункт 11.1 Проекта контракта предусматривает, что контракт подписывается сторонами электронной подписью, каждой со своей стороны, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ"Об электронной подписи".

Таким образом, пункт 11.1 противоречит порядку заключения контракта по результатам конкурса, установленного статьей 54 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Альфа Групп» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение капитального ремонт сквера памяти участников Великой Отечественной войны (извещение № 0169300008217000057) обоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 22, части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 37, пункта 10 части 1 и части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 244-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

04 мая 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 244-ж/2017 от 04.05.2017, по итогам проведения внеплановой проверки в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению по капитальному строительству Администрации г.Троицка:

1.1. с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. не заключать контракт по итогам проведения открытого конкурса;

1.2. в срок до 19.05.2017 (включительно) принять решение об отмене закупки;

1.3. передать решение, указанное в пункте 1.2. Управлению муниципальной собственности Администрации г.Троицка для размещения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

2. Управлению муниципальной собственности Администрации г.Троицка разместить решение, указанное в пунктах 1.2 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru..

3. Управлению по капитальному строительству Администрации г.Троицка: в срок до 24.05.2017 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене открытого конкурса, сведения о размещении указанного решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны