Определение №2821/07 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНО... от 16 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявитель
________________________________________________________________________________________________________________________________
<...>
________________________________________________________________________________________________________________________________
Общество с ограниченной ответственностью «Энергосети АС»
пр-кт Ленина, д. 97А, оф. 105,
г. Екатеринбург, 620062
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
№ 074/05/5-317/2020
16 марта 2020 года г. Челябинск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАФС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия), <...>, рассмотрев заявление физического лица по факту распространения в г. Челябинске недостоверной рекламы, содержащей информацию о необходимости замены приборов учета электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
В Челябинское УФАС России поступило заявление журналиста газеты «Комсомольская правда – «Челябинск» по факту распространения в г. Челябинске недостоверной рекламы, содержащей информацию о необходимости замены приборов учета электроэнергии.
Совместно с заявлением Заявителем представлена копия рекламной листовки, которая содержит следующие сведения:
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГОСТ 1996 г/в 200
Согласно Федеральному Закону от 23.11.2009 № 261 и постановлению правительства РФ № 442 от 04.05.2012г. в редакции № 508 от 22.02.2016г. прибор учета электроэнергии, установленный по адресу:
(указан адрес, размещённый рукописным способом)
______________________________________________________________________
НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПРЕДЪЯВЛЕННЫМ НОРМАМ И ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЗАМЕНЕ.
Для замены прибора учета Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в технический отдел по телефону: +7 (351) <...>-10
Инженер: _(указана фамилия рукописным способом)____ Пн. –Пт. с 9-30 до 18-00»
Также слева на листовке имеется печать организации, из которой следует, что такую услугу оказывает ООО «Энергосети АС» ОСП г. Челябинск.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, номер +7-351-270-19-10 входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл». Оператор связи «Теле2» представил письменные пояснения, согласно которым указанный в рекламе телефонный номер <...> -351-<...>-10 является дополнительным номером к федеральному номеру +7-951-<...>-57 и принадлежит физическому лицу – <...> (далее – <...>).
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в рассматриваемых листовках, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, в том числе лиц, проживающих по адресу, указанному в данной рекламной листовке, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а именно к услугам по замене приборов учета электроэнергии, а также их продвижение на рынке.
Пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Присутствие в рекламной листовке таких выражений, как «…Предупреждение…», «…прибор учета электроэнергии… не соответствует… подлежит замене…», «… для замены… необходимо в кратчайшие сроки обратиться…», а также ссылки на законодательство (ГОСТ, Федеральный закон № 261, Постановление Правительства № 442) может сформировать у потенциальных потребителей, в данном случае собственников жилых помещений, мнение об обязательной замене приборов учета электроэнергии только у данной организации, а также о том, что несоблюдение указанных требований может повлечь негативные последствия (указание на то, что данная листовка является Предупреждением).
Вместе с тем, лицо, распространившее такую рекламу, не обладает сведениями о соответствии прибора учета электроэнергии, установленного в указанном в листовке жилом помещении, определенным нормам, следовательно, сведения об обязательной замене такого прибора и необходимости обращения в данную организацию, могут не соответствовать действительности.
На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.
Рекламодателем может являться <...>, чей номер телефона указан в рекламе, либо ООО «Энергосети АС», печать которого также присутствует в рекламной информации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 074/05/5-317/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело № 074/05/5-317/2020 к рассмотрению на 10 апреля 2020 года в 15:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.
3. Признать лицами, участвующими в деле:
Заявитель – ________________________________________;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:
- <...> (_____________________________________________);
- ООО «Энергосети АС» (пр-кт Ленина, д. 97А, оф. 105, г. Екатеринбург, 620062).
4. <...> представить в Челябинское УФАС России в срок до 03 апреля 2020 года:
4.1) письменные сведения о правовых основаниях распространения рекламы со сведениями о необходимости замены приборов учета, с приложением подтверждающих документов;
4.2) договоры на изготовление и размещение рекламы, указанной в пункте 4.1. настоящего Определения (с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ и иное);
4.3) письменные сведения о наличии договорных и (или) иных правоотношениях с ООО «Энергосети АС», в том числе по вопросу изготовления и размещения рекламы, указанной в пункте 4.1. настоящего Определения, с приложением подтверждающих документов;
4.4) письменные сведения о наличии договорных и (или) иных правоотношений с иными юридическими и (или) физическими лицами по вопросу изготовления и размещения рекламы, указанной в пункте 4.1. настоящего Определения, с приложением подтверждающих документов;
4.5) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения дела.
5. ООО «Энергосети АС» представить в Челябинское УФАС России в срок до 03 апреля 2020 года:
5.1) письменные сведения о размещении в г. Челябинске рекламы со сведениями о необходимости замены приборов учета, с приложением подтверждающих документов;
5.2) письменные сведения о правовых основаниях распространения рекламы со сведениями о необходимости замены приборов учета, с приложением подтверждающих документов;
5.3) письменные сведения о фактически осуществляемых видах деятельности с указанием кодов общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции, работ, услуг, с приложением подтверждающих документов;
5.4) письменные сведения о географических границах (страна, область, город), в пределах которых ООО «Энергосети АС» осуществляет виды деятельности, указанные в пункте 5.3 настоящего Определения;
5.5) письменные сведения о наличии филиалов, представительств, структурных подразделений на территории Челябинской области, с приложением подтверждающих документов;
5.6) письменные сведения о наличии договорных и (или) иных правоотношениях с <...>, в том числе по вопросу изготовления и размещения рекламы, указанной в пункте 5.1. настоящего Определения, с приложением подтверждающих документов;
5.7) письменные сведения о наличии договорных и (или) иных правоотношений с иными юридическими и (или) физическими лицами по вопросу изготовления и размещения рекламы, указанной в пункте 4.1. настоящего Определения, с приложением подтверждающих документов;
5.3) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.
В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.
При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов указанных лиц в антимонопольном органе.
Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
<...>
8 (351) 265-93-79