Постановление б/н постановление от 10 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<…>

ОАО «Межрегиональная

распределительная сетевая

компания Урала» -

«Челябэнерго»

620026, г. Екатеринбург,

ул. Мамина-Сибиряка, 140

infofas@rosseti.ru,

delo@mrsk-ural.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 074/04/9.21-2537/2019 об

административном правонарушении

10 сентября 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Я, Козлова Анна Алексеевна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, рассмотрев протокол и материалы дела № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении ОАО «МРСК Урала», расположенного по адресу: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 140; ИНН 6671163413 (дата регистрации в качестве юридического лица 28.02.2005), КПП 660850001, по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

22.08.2019 <..> (далее - Заявитель) обратилась в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение электроснабжения объекта жилого дома фермера, расположенного по адресу: <…>.

17.09.2019 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 6300010833 (далее – Проект договора) и технические условия.

Не согласившись с пунктами проекта договора и технических условий, Заявитель 03.10.2019 направил в адрес ОАО «МРСК Урала» мотивированный отказ от подписания договора на технологическое присоединение, с просьбой о приведении договора в соответствие с действующим законодательством.

18.10.2019 ОАО «МРСК Урала» сообщило о том, что отсутствуют основания для внесения изменений в проект договора и технические условия.

Заявитель в своем заявлении считает, что ОАО «МРСК Урала» допустило следующие нарушения:

1. направило в адрес Заявителя проект договора, не соответствующий типовым договорам об осуществлении технологического присоединения;

2. ОАО «МРСК Урала» не направило в адрес Заявителя 2 договора на технологическое присоединение с расчетом исходя из стандартизированной ставки платы и ставки за единицу максимальной мощности, тем самым лишило Заявителя права самостоятельно выбирать вид ставки платы за технологическое присоединение;

3. ОАО «МРСК Урала» включило в размер платы за технологическое присоединение расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры.

4. ОАО «МРСК Урала» проектом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям навязало Заявителю невыгодные условия, а именно: неустойку равной 0,25% от указанного общего размера платы по Договору за каждый день просрочки за нарушения сроков оплаты.

5. ОАО «МРСК Урала» проектом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям навязало Заявителю невыгодные условия, а именно: требование о выполнении проекта электроснабжения объекта в соответствии с требованиями ПУЭ и другими действующими нормативно-техническими документами.

6. ОАО «МРСК Урала» проектом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям навязало Заявителю невыгодные условия, а именно: требование в получении разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор, на допуск в эксплуатацию присоединяемых энергопринимающих устройств.

Изучив материалы заявления, Челябинское УФАС России пришло к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

1. Согласно пункту 15 Правил присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) настоящих Правил.

В абзаце 3 пункта 15 Правил присоединения установлено, что в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Заявитель является физическим лицом, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 669 кВт, в том числе ранее присоединенная – 150 кВт.

Следовательно, в данном случае сетевой организации необходимо руководствоваться при заключении договора с Заявителем положением абзаца 3 пункта 15 Правил присоединения.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 11 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, довод Заявителя об обязанности направления договора в соответствии с типовой формой, является необоснованным.

2. Согласно пункту 1.1 проекта договора максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 669 кВт, в том числе ранее присоединенная – 150 кВт.

В соответствии с пунктом 16 Правил присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Таким образом, расчет платы за технологическое присоединение объектов Заявителя рассчитывается путем применения ставок, утвержденных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями органом регулирования.

Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области утверждены ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения и объему присоединяемой максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, осуществляемому при технологическом присоединении, а также стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения и объему присоединяемой максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (далее - Ставки).

Расчет платы за технологическое присоединение осуществляется сетевой организацией на основании утвержденных ставок с учетом мероприятий, предусмотренных в технических условиях.

Таким образом, в технических условиях должны быть указаны все показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение, независимо от вида Ставки, в соответствии с которой будет произведён расчет стоимости технологического присоединения.

Пунктом 87 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пунктом 7 Методических указаний лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. Выбор ставки платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, сетевая организация обязана:

- указывать в технических условиях для Заявителя все технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение в соответствии с Правилами присоединения, Ставками, утвержденными Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;

- формировать условия договора таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать Ставку платы за технологическое присоединение.

ОАО «МРСК Урала» на запрос Челябинского УФАС России представило расчет стоимости услуги по двум вариантам тарифных ставок (стандартизированные ставки платы, стоимости исходя из величины максимальной мощности).

Стоимость технологического присоединения исходя из стандартизированных тарифных ставок составляет 1 310 154, 47 руб. (с НДС).

Стоимость технологического присоединения исходя из максимальной мощности составляет 1 441 894,10 руб. (с НДС).

Следовательно, Заявитель вправе выбрать один из этих расчетов для осуществления технологического присоединения.

Из договора и технических условий невозможно определить с применением какого вида ставки платы за технологическое присоединение произведен расчет сетевой организацией.

Заявителю о выборе сетевой организацией вида ставки не сообщалось.

Подтверждающие документы направления расчета Заявителю исходя из стандартизированной ставки платы и из величины максимальной мощности отсутствуют.

Челябинское УФАС России изучив технические условия, выданные ОАО «МРСК Урала» Заявителю, установило, что в них отсутствуют такие технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение как материал провода (алюминиевый, сталеалюминевый). Ставки для каждого материала в постановлении МТРиЭ по Челябинской области разные.

Должностное лицо Челябинского УФАС России не принимает довод ОАО «МРСК Урала» о том, что законодатель устанавливает требования к проводам СИП на стадии их изготовления. Данные требования содержаться в ГОСТ 31946-2012 раздел № 5 «Общие технические требования» и данный раздел не содержит классификация проводов СИП в зависимости от материала. Данное обстоятельство исключает влияние такого показателя СИП на стоимость услуги по технологическому присоединению, тем более, что постановление МТРиЭ по Челябинской области не устанавливает стоимость СИП в зависимости от материала провода, по следующим основаниям.

В Постановлении МТРиЭ по Челябинской области от 27.12.2018 № 89/5 «Об установлении платы за технологическое присоедините к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Челябинской области на 2019 год» установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередач, которая включает в себя стоимость сечения провода, которая зависит, в том числе от матерела провода – алюминиевый, сталеалюминевые.

Например:

Материал провода – алюминиевый

Сечение провода – до 50 мм ² включительно

до 1 кВ

тыс.руб./км

597,29 (на территории городских населенных пунктов)

741,95 (на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов)

0

6-10 кВ

тыс.руб./км

2 459,61

2750,23

0

Материал провода – сталеалюминевый

Сечение провода – до 50 мм ² включительно

до 1 кВ

тыс.руб./км

715,21 (на территории городских населенных пунктов)

531,80 (на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов)

0

6-10 кВ

тыс.руб./км

850,67

979,40

0

Следовательно, от материала провода также зависит стоимость договора на технологическое присоединение.

Отсутствие указанных параметров в предоставленных Заявителю договоре и технических условиях, а равно непредставление заявителю двух вариантов расчета платы за технологическое присоединение (исходя из ставки за единицу максимальной мощности, а также из стандартизированных тарифных ставок) является нарушением ОАО «МРСК Урала» пункта 16 Правил присоединения, что подтверждается судебной практикой по делу № А76-507/2017, А76-14438/2017.

Из договора и технических условий невозможно определить с применением какого вида ставки платы за технологическое присоединение произведен расчет сетевой организацией.

В такой ситуации потребитель лишен возможности выбора вида ставки платы за технологическое присоединение.

При этом у заявителя отсутствует возможность выбрать вид ставки на этапе направления заявки в сетевую организацию, поскольку на этом этапе заявитель не может знать перечень мероприятий по технологическому присоединению, которые влияют на плату за технологическое присоединение, к какой категории заявителей он относится (например, относится ли потребитель к «льготной категории» для которой предусмотрена плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей или стоимость его подключения должна рассчитываться по стандартизированным ставкам и т.д), а поскольку цена является существенным условием договора, и она рассчитывается сетевой организацией при направлении договора и технических условий в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по двум видам ставок то именно сетевая организация должна предоставить Заявителю два варианта расчета по двум видам ставок, чтобы последний мог выбрать для себя наиболее предпочтительный вариант.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами (пункт 15 Правил присоединения).

Потребитель не может подготовить мотивированный отказ от заключения договора, поскольку такой отказ должен содержать предложение об изменении представленного проекта договора и требование о приведении его в соответствие с Правилами присоединения, но поскольку потребитель не видит информации по какому виду ставки произведен расчет, мотивированный отказ направить он не может.

По мнению Челябинского УФАС России, норма не должна работать таким образом, что более юридически подготовленный потребитель имел преимущество в цене подключения перед заявителем, который заключает договор на присоединение впервые и не знает о том, что утверждено две ставки определения платы за технологическое присоединение, и у него есть такой выбор.

При этом прав и интересов сетевой организации не может быть нарушено поскольку сфера технологического присоединения, в т.ч. применение тарифов (ставок) является регулируемым государством видом деятельности, а, следовательно, плата рассчитана с использованием того или иного вида ставки не может быть экономически необоснованной или ущемляющей интересы сетевой организации.

Должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что сетевая организация направила в адрес Заявителя договор на технологическое присоединение исходя из максимальной мощности, что превышает стоимость платы исходя из стандартизированных тарифных ставок на 131 739,63 руб.

Таким образом, отсутствие указанных параметров в предоставленных Заявителю договоре и технических условиях, а равно непредставление заявителю двух вариантов расчета платы за технологическое присоединение (исходя из ставки за единицу максимальной мощности, а также из стандартизированных тарифных ставок) является нарушением ОАО «МРСК Урала» пункта 16 Правил присоединения, что подтверждается судебной практикой по делу № А76-507/2017, А76-14438/2017.

3. В пункте 10.1.1 технических условий установлено, что сетевая организация осуществляет новое строительство, а именно: сетевой организации необходимо провести демонтаж существующей ТП- 3428 с одним трансформатором мощностью 250 кВА, далее выполнить строительство КТП с одним трансформатором мощностью 1000 кВА.

Заявитель своих письменных пояснениях и в Заявлении указывает на то, что на сегодняшний момент электроснабжение жилого дома фермера осуществляется от действующей электрической сети, а именно: от ПС 35/10 кВ Луговская ВЛ-10 кВ Южная КТП-10/0,4 кВ № 3428 с силовым трансформатором 250 кВА РУ-0,38 кВ КТП-10/0,4. Демонтаж существующей КТП-10/0,4 кВ № 3428 с силовым трансформатором 250 кВА с последующим строительством нового КТП-10/0,4 кВ с одним трансформатором мощностью 1000 кВА на старой площадке взамен ликвидируемого считается реконструкцией.

ОАО «МРСК Урала» считает, что данные мероприятия относятся к новому строительству и затраты на это строительство подлежат включению в состав платы за услугу.

Также ОАО «МРСК Урала» сообщило о том, что Заявитель является единственным потребителем, присоединенным от ТП-3428 с мощностью трансформатора 250 кВА, которая установлена в рамках реализации договора на технологическое присоединение № 6300009026 от 27.04.2018 (максимальная разрешенная мощность 150 кВт). Определение мероприятий по договору № 630009026 от 27.04.2018 осуществлено (АТП от 07.05.2019) исходя из минимального объема мероприятий, необходимых для потребления мощности в размере 150 кВт, без резерва электросетевого оборудования, позволявшего бы передавать 669 кВт, то есть в 4 раза больше, чем может передать существующая сеть.

Существующая мощность трансформатора - 250 кВА (200 кВт) - не позволит осуществить технологическое присоединение Заявителя с максимальной заявленной мощностью 669 кВт, так как электросетевое оборудование не сможет выдержать такой нагрузки, что существенно изнашивает электросетевое оборудование и может привести к выгоранию линий.

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России пришло к выводу о том, что ОАО «МРСК Урала» разработало обоснованное техническое решение, обратного Заявителем не доказано.

Также должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что согласно ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

МТРиЭ по Челябинской области в письме от 27.04.2020 отмечает, что стоимость подключения зависит от набора мероприятий, которые необходимо выполнить сетевой организацией, чтобы подключить ЭПУ потребителя. Перечень мероприятий сетевая организация указывает в технических условиях.

Следовательно, довод Заявителя о неправомерности установления ОАО «МРСК Упала» мероприятий, установленных в пункте 10.1.1 технических условий, а также включении в размер платы за технологическое присоединение расходов, связанных с выполнением данных мероприятий, является необоснованным.

4. Согласно подпункту «в» пункта 16 Правил присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

- право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

- обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (а в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки (ред. от 22.06.2019).

В пункте 4.3 Договора установлено, что сторона договора, нарушившая предусмотренные договором сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, включая сроки оплаты согласно пункту 3.3 Договора, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 % от указанного общего размера платы за каждый день просрочки.

Должностное лицо Челябинского УФАС России не принимает довод ОАО «МРСК Урала» о том, что в пункте 16.6 Правил присоединения установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) считается нарушенным заявителем при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) заявитель не направил в адрес сетевой организации уведомление о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в том числе уведомление об устранении замечаний, полученных по результатам проверки выполнения технических условий;

б) заявитель уклоняется от проведения проверки выполнения технических условий, в том числе от проведения повторного осмотра энергопринимающего устройства после доставки сетевой организации направленного заявителем уведомления об устранении замечаний, выявленных в результате проверки выполнения технических условий;

в) заявитель не устранил замечания, выявленные в результате проведения проверки выполнения технических условий;

г) заявитель ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению платы за технологическое присоединение, а, следовательно, требования, установленные в пункте 4.3 Договора не нарушают положений Правил присоединения, по следующим основаниям.

Согласно пункту 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил (ред. от 22.06.2019).

Следовательно, внесение платы за технологическое присоединение не относится к мероприятиям по технологическому присоединению.

Согласно пункту 19 Правил присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что пункт 4.3 Договора не соответствует подпункту «в» пункта 16 Правил присоединения.

5. ОАО «МРСК Урала» считает, что Заявитель обязан согласовать проект электроснабжения с органами Ростехнадзора, поскольку разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки/энергопринимающего устройства без оформления соответствующего закону проекта исключено на законодательном уровне.

Должностным лицом Челябинского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 11.4 технических условий Заявитель осуществляет проектирование, а именно: выполнение проекта электроснабжения объекта в соответствии с требованиями ПУЭ и другими действующими нормативно-техническими документами.

Согласно пункту 11.5 технических условий Заявителю необходимо согласовать проект с ПО Троицкие ЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», выдавшим технические условия, и при необходимости представить в представительный орган Ростехнадзора для проверки его соответствия требованиям действующих Правил.

Согласно подпункту «в» пункта 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

В части 3 статьи 48 ГрК РФ установлено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Согласно пункту 5 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 (далее – Приказ № 212) перед осмотром энергоустановки должностное лицо Службы рассматривает представленную заявителем документацию на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов Службы и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки и правильность оформления протоколов, на наличие эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, наличие и достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки, на наличие сертификатов соответствия национальным стандартам (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации).

Пунктом 5 Приказа № 212 должностное лицо Службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов, в том числе проект электроустановки, согласованный в установленном порядке.

Согласно пункту 82 Правил присоединения проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;

б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.

85. Для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, и обосновывающих величину аварийной и технологической брони (при ее наличии), в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки).

Исходя из пунктов 82, 85 Правил присоединения, их положения не обязывают Заявителя предоставлять проект электроснабжения сетевой организации в целях его предварительного согласования. Сетевая организация реализует проверку соответствия технических решений, содержащихся в проектной документации, требованиям технических условий при осуществлении процедуры проверки выполнения заявителем технических условий, входе которой могут быть указаны выявленные несоответствия.

Таким образом, ОАО «МРСК Урала» установило излишние требования в пункте 11.5 технических условий о необходимости согласовании проекта с ПО Троицкие ЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», выдавшим технические условия.

6. ОАО «МРСК Урала» в письменных пояснениях от 02.09.2020 сообщило следующее.

Согласно нормам постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 физические лица обязаны получить разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которого превышает 15 кВт с учетом ранее присоединенной мощностью.

Уральское Управление Ростехнадзора письмом от 06.032013 № 28-00-10/3438 разъяснило в отношении каких именно категорий потребителей необходимо получение разрешение на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств. Следовательно, сетевая организация правомерно установила мероприятия, предусмотренные пунктом 11.8 технических условий.

Должностное лицо Челябинского УФАС России проанализировав письмо от 06.032013 № 28-00-10/3438 Уральского Управление Ростехнадзора поддержало позицию ОАО «МРСК Урала» о том, что сетевая организация правомерно установила в пункте 11.8 технических условий необходимость получить Заявителем разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор, на допуск в эксплуатацию присоединяемых энергопринимающих устройств.

Так как, согласно нормам постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 физические лица обязаны получить разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которого превышает 15 кВт с учетом ранее присоединенной мощностью.

В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ:

1. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно пункту 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

17.09.2018 Челябинским УФАС России в отношении ОАО «МРСК Урала» было вынесено постановление № 71А-04/18 о наложении штрафа по административному делу, возбужденному по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Таким образом, ОАО «МРСК Урала» считается подвергнутым административному наказанию по истечении 1 года с 26.10.2018 - даты вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, то есть до 26.10.2019.

С учетом того, что предполагаемое правонарушение по заявлению Атаманенко Н.П., совершено 17.09.2019, указанное нарушение будет являться повторным.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении подпунктов «а», «в», «д» пункта 16 Правил присоединения, являются административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Время совершения административного правонарушения: 18.09.2019.

Место совершения административного правонарушения: 457100, г. Троицк, ул. Энергетиков, 2А.

17.08.2020 на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России Криволаповой Ю.Н. в отношении ОАО «МРСК Урала» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Законный представитель ОАО «МРСК Урала», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по делу № 074/04/9.21-2537/2019, на составление и подписание протокола не явился, защитника не направил.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении от 21.08.2020 рассмотрение дела в отношении ОАО «МРСК Урала» назначено на 10.09.2020 в 14 часов 30 минут.

Законный представитель ОАО «МРСК Урала», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении, на рассмотрение дела № 074/04/9.21-2537/2019 не явился, направил защитника <…>.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая, что датой совершения ОАО «МРСК Урала» административного правонарушения является 30.09.2019, срок давности привлечения ОАО «МРСК Урала» к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ истекает 30.09.2020.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» форма вины (статья 2.2 КоАП РФ) юридического лица в КоАП РФ не выделяется. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

У ОАО «МРСК Урала» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения Правил присоединения, а именно: указывать в технических условиях для Заявителя все технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение в соответствии с Правилами присоединения, Ставками, утверждёнными Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, формировать условия договора таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать Ставку платы за технологическое присоединение, а также не устанавливать в пункте 4.3 Договора условия, противоречащие Правилам присоединения и установления излишних требований в пункте 11.5 технических условий о необходимости согласования проекта энергоснабжения с ПО Троицкие ЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», выдавшим технические условия, однако ОАО «МРСК Урала» не предприняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение Правил присоединения.

ОАО «МРСК Урала» не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований Правил присоединения.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.

Доказательства, свидетельствующие о принятии ОАО «МРСК Урала» всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении отсутствуют.

Учитывая изложенное, считаю вину ОАО «МРСК Урала» в совершенном правонарушении установленной.

Негативным последствием действий ОАО «МРСК Урала» явилось фактическое ущемление интересов потерпевшего, а также пренебрежительное отношение к положениям Правил присоединения, поэтому в данном случае невозможно применить к административному правонарушению, совершенному ОАО «МРСК Урала», положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, исключающих вину ОАО «МРСК Урала» при совершении данного административного правонарушения, дела не выявлено.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ОАО «МРСК Урала», которые предусмотрены статьей 4.2 КоАП РФ, не выявлены, не заявлялись.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «МРСК Урала», которые предусмотрены статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Оценив обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, последствия, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на ОАО «МРСК Урала» административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Поскольку на момент рассмотрения дела № 074/04/9.21-2537/2019 об административном правонарушении ОАО «МРСК Урала» не внесены изменения в договор на технологическое присоединение и технические условия, должностным лицом Челябинского УФАС России с учетом конкретных обстоятельств в деле принято решение о выдаче ОАО «МРСК Урала» представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

      1. Признать ОАО «МРСК Урала» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
      2. Наложить на ОАО «МРСК Урала» административный штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

3. Выдать представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду КБК 16111601091010021140, ОКТМО 75701000 на счёт получателя - УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя – Отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, уникальный номер плательщика 16100500000000670407.

При оплате административного штрафа в квитанции просим указывать уникальный идентификационный номер.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, просьба направить по факсу: 8 (351) 263-18-39.

Руководитель А.А. Козлова

Исп.:

8(351)266-68-84

Связанные организации

Связанные организации не указаны