Решение №074/06/99-549/2019 РЕШИЛА: По результатам проведения внеплановой проверки дово... от 14 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий «Лесное озеро» Министерства внутренних дел Российской Федерации»

456867, г. Кыштым, ул. Набережная, поселок Увильды

ООО «Биодез»

620026, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 55, оф. 202

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-549/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30.04.2018

В полном объеме решение изготовлено 14.05.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение ООО «Биодез», в присутствии представителя ФКУЗ «Санаторий «Лесное озеро» Министерства внутренних дел Российской Федерации» действующего на основании доверенности от 20.01.2019,

в отсутствие заявителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения внеплановой проверки,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 17.04.2019 поступило обращение ООО «Биодез» о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по дератизации дезинсекции, акарицидной обработки (извещение № 0369100010919000036) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 26.03.2018 Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий «Лесное озеро» Министерства внутренних дел Российской Федерации» объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 97 040, 57 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.04.2018 в 08:00.

На момент рассмотрения обращения ООО «Биодез» контракт от 22.04.2019 заключен с ООО «САНАС».

Так, в обращении указано, что класс по ОКПД2 - 81, установленный в документации и извещении о закупке, относится к услугам по обслуживанию зданий и территорий, в связи с чем указанные услуги не относятся к медицинской деятельности. Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии.

Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии установлена правомерно, так как в соответствии с требованиями законодательства об охране здоровья граждан следует, что дезинсекция и дератизация являются санитарно-эпидемиологическими мероприятиями, то есть видом медицинской деятельности.

Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Как следует из пункта 1.1 проекта контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по дератизации, дезинсекции, акарицидной обработке в помещениях и на территории заказчика, которые должны проводиться с учетом метеопрогноза.

В пункте 1.3 проекта контракта предусмотрено, что место выполнения работ: Челябинская обл., г. Кыштым, пос. Увильды, ул. Набережная. Территория Заказчика:

- проведение дератизации в санитарных помещениях (общая площадь 2393,9 кв.м);

- проведение дезинсекции в помещениях жилого номерного фонда (общая площадь 3988,5 кв.м);

- проведение акарицидной обработки на территории санатория (общая площадь 6,125 га) с учетом метеопрогноза.

Таким образом, из описания объекта закупки однозначно следует, что услуги, являющиеся описанием объекта закупки, включают в себя проведение мероприятий по дератизации, дезинсекции, акарицидной обработке в помещениях и на территории заказчика.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Положение).

Согласно Положению дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Более того, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.8.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе.

В пункте 3.9.1 СП 3.5.1378-03 указано, что дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинсекция и дератизация, в том числе аккарицидная обработка относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность, связанная с оказанием услуг по дезинсекции и дератизации, подлежит лицензированию.

Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя оказание услуг по дезинсекции и дератизации, в том числе аккарицидной обработке, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология» является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

С учетом изложенного, установленные в документации о закупке требования к участнику закупки и к составу второй части заявки (пункты 18.1, 20 информационной карты) о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии указаны в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя, согласно которым в документации о закупке установлен код по ОКПД2 - 81.29.11.000, относящийся к классу 81 «услуги по обслуживанию зданий и территорий», не свидетельствуют об отсутствии необходимости оказания услуг по дезинсекции и дератизации, а также не подтверждают факт того, что данные услуги не относятся к медицинской деятельности.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что внеплановая проверка в отношении действий заказчика, связанных с проведением закупки, за исключением действий, обжалуемых заявителем, не проводится в связи с осуществлением Челябинским УФАС России планового контрольного мероприятия в отношении заказчика, по результатам которого вынесен Акт № 46-ПП/19 от 29.04.2019.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны