Постановление б/н Постановление по делу № 24А - 04/16 в отношении ПАО «Челябэн... от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа

по делу № 24А - 04/16 об административном правонарушении

 

25 апреля 2016 года                                                              г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

            Я, <...>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела № 24А-04/16 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении ПАО «Челябэнергосбыт», расположенного по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Российская, д. 260,  ИНН/КПП 7451213318/742150001, ОГРН 1057423505732, дата регистрации: 31.01.2005, по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Челябинское УФАС России из Саткинской городской прокуратуры Челябинской области поступило коллективное обращение жителей п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области на действия ПАО «Челябэнергосбыт» по необоснованному введению ограничения режима энергопотребления на принадлежащие им энергопринимающие устройства.

            В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.

            ПАО «Челябэнергосбыт» в лице Златоустовского филиала (далее - ЗФ ПАО «Челябэнергосбыт») осуществляет продажу электрической энергии (мощности) ООО «Бакальское рудоуправление» в точках поставки (в т.ч. ПС «Шахтная») на розничном рынке по договорам энергоснабжения от 01.12.2012 № 39, № 40 (далее - Договоры              № 39, № 40).

            Услуги по передаче электрической энергии ООО «Бакальское рудоуправление» ЗФ ПАО «Челябэнергосбыт» оказывает через ОАО «МРСК Урала» на основании заключенного между ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» договора от 01.01.2009 № 0083/2385.

            Граница балансовой принадлежности между ОАО «МРСК Урала» и ООО «Бакальское рудоуправление» определена в месте выхода провода и троса из натяжного зажима опоры 40 ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка в сторону ПС Шахтная (акт от 13.04.2006 № 18-0004/6). Место установки расчетного учета - ПС Шахтная РУ-6кВ В1 БРУ.

            ОС подстанции 110 кВ - «Шахтная» ООО «Бакальское рудоуправление» принадлежит ООО «Электро-транспорт» на основании договора аренды от 01.01.2013 № 630.

            Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной  ответственности сторон от 01.11.2012 № 35 ООО «Электро-транспорт» и ООО «Электросети» ячейка № 25 фидера «Рудничное» 6 кВ, РУ-6кВ, ПС «Шахтная» находится на балансе ООО «Бакальское рудоуправление». Отходящий кабель 6 кВ от ячейки № 25, ВЛ-6 кВ на балансе МО «Бакальское городское поселение».

            Граница эксплуатационной ответственности проходит на стороне 6 кВ в месте подключения отходящего кабеля 6 кВ на линейном разъединителе в ячейке № 25 ПС «Шахтная».

            Ответственность за состояние контакта в месте подключения отходящего кабеля 6 кВ на линейном разъединителе в ячейке № 25 ПС «Шахтная» несет персонал ООО «Электро-транспорт» (договор субаренды от 01.11.2010 № 5).

            Услуги по передаче электрической энергии в точку поставки ПС «Шахтная» оказывает ООО «Электро-транспорт» на основании заключенного между ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «Электро-транспорт» договора от 01.01.2009 № 3021.

            Ячейка № 25 РУ-6 кВ ПС «Шахтная» находится на обслуживании персонала ООО «Электро-транспорт». Отходящий кабель 6 кВ от линейного разъединителя ячейки № 25, ВЛ-6 кВ - на обслуживании персонала ООО «Электросети» (договор аренды имущества (оборудования) № 3/А от 25.11.2010).

            Электроснабжение поселков п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области производится по воздушной линии ЛЭП-6 кВ, находящейся на балансе МО «Бакальское городское поселение» и обслуживаемой ООО «Электросети».      

            Объекты электросетевого хозяйства жителей и социальных объектов п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области технологически присоединены к ПС «Шахтная».

            Жители и социальные объекты п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области являются потребителями электроэнергии, поставляемой ЗФ ПАО «Челябэнергосбыт».

            Услуги по передаче электрической энергии жителям и социальным объектам п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области ЗФ ПАО «Челябэнергосбыт» оказывает через ООО «Электро-транспорт» на основании заключенного между ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «Электро-транспорт» договора от 01.01.2009 № 3021.

            ПС «Шахтная» является одной из точек поставки по данному договору.

            Согласно уведомлению ПАО «Челябэнергосбыт» от 24.02.2014 № 23/954 в  связи с непогашением ООО «Бакальское рудоуправление» задолженности за электроэнергию по договору № 39 ПАО «Челябэнергосбыт» продолжает частичное ограничение подачи электроэнергии на предприятие путем отключения ПС «Шахтная» ежедневно в рабочие дни с 10:00 до 12:00, начиная с 04.03.2014.

            Уведомлением предписано ООО «Бакальское рудоуправление» к 10:00 03.03.2014 принять меры по обеспечению безопасности людей, сохранности оборудования и до 15:00 28.02.2014 письменно представить в ПАО «Челябэнергосбыт» подтверждение готовности к отключению ПС «Шахтная», производственному отделению Златоустовские электрические сети ОАО «МРСК Урала» (далее - ПО ЭЭС ОАО «МРСК Урала») разрезать шлейф на отпайке от ВЛ 110 кВ Бакал-Сатка в сторону ПС Шахтная 03.03.2014 и ежедневно отключать в рабочие дни с 10:00 до 12:00 ВЛ 110 кВ Бакал Западная, начиная с 04.03.2014.

            26.02.2014 в адрес ЗФ ПАО «Челябэнергосбыт» поступило письмо ОАО «МРСК Урала» исх. от 26.02.2014 № ЧЭ/ЗC/001/857, согласно которому от ПС «Шахтная» 110/6 запитаны транзитные потребители, в том числе социально-значимые объекты (котельная п. Рудничный). В связи с необходимостью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, указанных в Правилах № 442, ограничение режима потребления на основании уведомления ПАО «Челябэнергосбыт» от 24.02.2014                  № 23/954 не может быть введено.

            Согласно уведомлению ПАО «Челябэнергосбыт» от 05.03.2014 ограничение подачи электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» перенесено на 17.03.2014 на 10:00.

            Согласно уведомлению ПАО «Челябэнергосбыт» от 17.03.2014 ограничение подачи электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» перенесено на 18.03.2014 на 10:00.              

            Согласно уведомлению и телеграмме ПАО «Челябэнергосбыт» от 17.03.2014 ограничение подачи электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» перенесено на 24.03.2014 на 10:00.

            24.03.2014 инженером по техническому аудиту потребителей электрической энергии ОАО «Челябэнергосбыт» в присутствии главного инженера Саткинского района ПО ЭЭС ОАО «МРСК Урала» составлен акт № 09-35-74, согласно которому в соответствии с предписанием от 24.03.2014 № 037 произведен контроль ограничения режима электропотребления ООО «Бакальское рудоуправление» ПС-Шахтная.

            Персоналом ПО ЭЭС ОАО «МРСК Урала» введено частичное ограничение режима электропотребления путем отключения ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка в ПС-Сатка и в ПС-Бакал. Отключение зафиксировано в оперативном журнале 24.03.2014 в 11:03. Отключенные энергопринимающие устройства опломбированы.

            Согласно акту от 24.03.2014 № 76/118 в 11:45 произведено возобновление режима потребления электроэнергии путем соединения шлейфов на ВЛ-110 кВ Западная-Бакал в сторону ПС «Шахтная».

            В 12:05 24.03.2014 установленная пломба снята ПАО «Челябэнергосбыт» с ключа управления и ВЛ-110 кВ включена в ПС-Сатка и в ПС-Бакал.

            Согласно уведомлению и телеграмме ПАО «Челябэнергосбыт» от 02.04.2014 ограничение подачи электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» перенесено на 14.04.2014 на 10:00.

            Согласно акту от 14.04.2014 № 09-35-113 об ограничении режима потребления электрической энергии, составленному инженером по техническому аудиту потребителей электрической энергии ПАО «Челябэнергосбыт» в присутствии заместителя главного энергетика ООО «Бакальское рудоуправление», ООО «Бакальское рудоуправление» отказало ПАО «Челябэнергосбыт» в исполнении требования Общества о введении ограничения режима энергопотребления в своих сетях.

            В связи с чем, ПАО «Челябэнергосбыт» указало в акте на то, что ограничение энергопотребления ООО «Бакальское рудоуправление» будет введено сетевой организацией и объем использованной электрической энергии будет предъявлен дополнительно за весь период с момента  обозначенного в уведомлении до момента фактического ограничения либо погашения задолженности.

            Согласно уведомлению ПАО «Челябэнергосбыт» ограничение подачи электроэнергии перенесено на 22.04.2014 на 10:00.

            Меры по введению режима ограничения энергопотребления на основании данного уведомления ПАО «Челябэнергосбыт» не вводились.

            В результате рассмотрения обращения Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 22.07.2014 № 151 в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» возбуждено дело № 18-04/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

           

            Представитель жителей п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области <...>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовала, письменных пояснений не представила.

            Согласно информации, поступившей из Саткинской городской прокуратуры Челябинской области, жители п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского  муниципального  района  Челябинской  области своевременно и в полном объеме оплачивают поставляемую им со стороны ПАО «Челябэнергосбыт» электроэнергию. Между тем, энергоснабжающая организация допускает перерывы в ее подаче, что противоречит п. 1 ст. 541 ГК РФ и ущемляет законных интересы жителей поселков.

 

            Представитель Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

            Согласно письменным пояснениям Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области поставщиком электроэнергии на территории Бакальского городского поселения является ПАО «Челябэнергосбыт». Содержание и обслуживание сетей осуществляет ООО «Электросети».

            24, 25 марта 2014 года в 11:06 в связи с наличием задолженности ООО «Бакальское рудоуправление» перед ПАО «Челябэнергосбыт» за потребленную электроэнергию было произведено отключение ПС «Шахтная» от электроэнергии. В результате чего произошла остановка блочно-модульной котельной п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области и прекращено теплоснабжение шести многоквартирных домов (119 человек), одной школы, одного детского сада в поселке.

            Кроме того, по причине отключения ПС «Шахтная» прекращено электроснабжение 649 домов (2081 чел.) п. Рудничное, 199 домов (552 чел.) п. Катавка, прекращено холодное водоснабжение поселков.

            Представитель ООО «Тепловодоканал», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

            Согласно письменным пояснениям ООО «Тепловодоканал» 24.03.2014 была прекращена работа котельной поселка Рудничный с 11:06 по 13:30 в результате ограничения ПАО «Челябэнергосбыт» режима энергопотребления объектов электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» (ПС «Шахтная»), через которые осуществляется транзит электроэнергии на котельную поселка Рудничный.

           

            Представитель ООО «Бакальское рудоуправление», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

            Согласно письменным пояснениям ООО «Бакальское рудоуправление» энергоснабжение поселков Катавка г. Бакала и Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области, а также ООО «Бакальское рудоуправление» производится по линиям 6 кВ от ПС «Шахтная», которая запитана по линии 110 кВ. Подстанция имеет 15 фидеров, 1 из которых питает данные поселки, через 11 производится энергоснабжение ООО «Бакальское рудоуправление». Линия 110 кВ принадлежит ОАО «МРСК Урала», ПС «Шахтная» принадлежит на праве аренды  ООО «Электротранспорт», отходящие от подстанции линии 6 кВ находятся в ведении ООО «Электросети», ООО «Бакальское рудоуправление» и ОАО «МРСК Урала».

            Между ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «Бакальское рудоуправление» заключены договоры энергоснабжения от 01.12.2013 № 39 и № 40, где в приложении № 1 «Перечень точек поставки Потребителя» в качестве транзитных потребителей, имеющих присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление», указаны п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области. Таким образом, ПАО «Челябэнергосбыт» уведомлено о присоединении населения указанных поселков к объектам электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» (ПС «Шахтная»).

            Уведомления ПАО «Челябэнергосбыт» о введении ограничения режима потребления электроэнергии не содержат требований о самостоятельном выполнении на своих сетях ограничения энергопотребления. Иных письменных требований об этом в адрес Общества от ПАО «Челябэнергосбыт» не поступало.

            24.03.2014 энергопотребление объектов электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» отсутствовало в течение одного часа и составило 0 кВт. Отключение производилось силами электросетевой организации ОАО «МРСК Урала» на линии 110 кВ.

            24.03.2014 отключена вся подстанция с 11:10 по 12:10 по указанию диспетчера ЗЭС.

            Соглашение об обеспечении подачи электрической энергии потребителям, не имеющим задолженности по оплате электроэнергии, энергопринимающие устройства

которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» между ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «Бакальское рудоуправление» не заключалось, так как имелась реальная возможность введения режима ограничения энергопотребления в отношении ООО «Бакальское рудоуправление» без ограничения энергопотребления жителей п. Катавка и п. Рудничное путем переключений на ПС «Шахтная».

            Попытки по реализации организационно-технических мер, позволяющих ввести режим ограничения энергопотребления в отношении ООО «Бакальское Рудоуправление» при обеспечении поставки электроэнергии транзитным потребителям без ограничения режима их потребления, также не предпринимались.

            Кроме того, ООО «Бакальское рудоуправление» пояснило, что не имеет статуса электросетевой организации, так как не имеет тарифа на передачу электроэнергии.

           

            Представитель ОАО «МРСК Урала», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, отметив следующее.

            24.03.2014 в Общество в 10:16 поступила команда от диспетчера ПАО «Челябэнергосбыт» отключить ПС «Шахтная» на два часа с 10:00 до 12:00. В 10:21 персонал ПС «Шахтная» предупрежден о ее погашении. В 11:06 произведено погашение ПС «Шахтная» путем отключения ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка (отключение выключателей на ПС Бакал, ПС Сатка). В 12:05 ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка включена в работу.

            ОАО «МРСК Урала» перед введением ограничения уведомило ПАО «Челябэнергосбыт» о том, что ограничение режима энергопотребления ООО «Бакальское рудоуправление» приведет к прекращению энергоснабжения третьих лиц и социально-значимых объектов, запитанных от ПС «Шахтная».

            Техническая возможность ограничения электроснабжения ООО «Бакальское рудоуправление» без ограничения электроснабжения транзитных потребителей ООО «Бакальское рудоуправление», электроснабжение которых осуществляется через ПС «Шахтная», отсутствует.

            Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно актам от 24.01.2011 № 18-0700/7, № 18-0700/8 находится на стороне 110 кВ Бакал-Сатка, ВЛ-110 Западная-Бакал.

 

            Представитель ООО «Электро-транспорт», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

            Согласно письменным пояснениям ООО «Электро-транспорт» ПС-110/6 кВ 12, 6 МВА «Шахтная» имеет два автономных узла напряжением 110/6 кВ каждый и обслуживается ООО «Электро-транспорт».

            Зона эксплуатационной ответственности ООО «Электро-транспорт» находится в границах от точки выхода провода из натяжного режима ВЛ-110 кВ «Бакал-Сатка» (опора № 40, ввод № 1) и ВЛ-110 кВ «Западный Бакал» (опора № 107, ввод № 2) в сторону ПС «Шахтная» - граница с ПО «Златоустовские электрические сети филиала  ОАО «МРСК Урала»- «Челябэнерго» (ПО ЭЭС); до точки подключения отходящего кабеля отходящего кабеля 6 кВ на линейном разъединителе в ячейке № 25 ПС «Шахтная» в сторону поселков Рудничное и Катавка несет территориальная сетевая организация ООО «Электросети».

            24.03.2014 в период с 11:10 до 12:10 по указанию диспетчера ПО ЗЭС отключен ввод № 1, ПС «Шахтная» отключена полностью.

            Электроснабжение поселков Рудничное и Катавка производится по воздушной линии ЛЭП-6 кВ, находящейся на балансе МО «Бакальское городское поселение» и обслуживаемой ООО «Электросети».

           

            Представитель ПАО «Челябэнергосбыт» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, отметив следующее.

            Гарантирующему поставщику предоставляется безусловное право на ограничение режима потребления электроэнергии потребителя, имеющего задолженность за потребленную электроэнергию.

            У ПАО «Челябэнергосбыт» отсутствуют письменные договоры с населением  п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, а также с управляющими организациями указанных населенных пунктов. Уведомления об ограничении (прекращении) подачи электроэнергии на объектах в адрес социальных объектов Общество не направляло.

            ПАО «Челябэнергосбыт» не имеет на балансе электрических сетей и не вводит своими силами ограничение режима потребления электрической энергии.

            Исполнитель введения ограничения - ОАО «МРСК Урала» - не сообщал ПАО  «Челябэнергосбыт» информацию о возможном ограничении или прекращении подачи электроэнергии потребителям, не имеющим задолженности, и не предлагал заключить соглашение об обеспечении подачи электроэнергии таким потребителям.

            ПАО «Челябэнергосбыт» не известно о реализации со стороны ОАО «МРСК Урала» организационно-технических мероприятий, позволяющих ввести ограничение режима потребления электроэнергии без нарушения прав третьих лиц.

            Также Общество отметило, что на момент введения ограничения не располагало информацией о том, что результатом введения ограничения энергопотребления явилось прекращение работы блочно-модульной котельной.

            ПАО «Челябэнергосбыт» предлагало ООО «Бакальское рудоуправление» ввести самостоятельное ограничение режима потребления электроэнергии, однако, таких мер со стороны ООО «Бакальское рудоуправление» предпринято не было.

            Более того, согласно схемам электроснабжения среди транзитных потребителей ООО  «Бакальское рудоуправление», запитанных от ПС «Шахтная», отсутствует население.

           

            Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия правомерно пришла к следующим выводам.

            1. ПАО «Челябэнергосбыт» приказами Челябинского УФАС России от 1 сентября 2005 № 64, от 22 июня 2006 года № 71 включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов.

            Согласно аналитическому отчету по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) Челябинской области за 2014 год доля ПАО «Челябэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Саткинского муниципального района Челябинской области по неопределенному кругу лиц за 2013 год составила 95, 146 процентов.

            То есть, в силу части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» данная организация занимает доминирующее положение на розничном рынке продажи   электрической энергии (без её передачи и распределения) на территории    Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).

            Согласно части 1 и пункту 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными  законами,  нормативными  правовыми

актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Таким образом, в силу своего доминирующего положения ПАО «Челябэнергосбыт» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

            Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

            Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Законодателем в развитие названных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

            В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

            Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

            В соответствии с пп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  домов» (далее - Правила предоставления  коммунальных услуггражданам  № 354)  предоставление коммунальных услуг потребителю  осуществляется круглосуточно  (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

            Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам         № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления  коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства,установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121 Правил).

            Согласно пункту 122 настоящих Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

            Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

            Согласно п. 1 ст. 38 Закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

            Запрещается ограничение режима потребления  электрической  энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

            Как определено пунктом 7 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

            Таким образом, действующее законодательство устанавливает гарантии прав лиц, не имеющих задолженности за поставляемый ресурс, при наличии задолженности у ресурсоснабжающей организации перед иными организациями, и предусматривает возможность введения режима ограничения (прекращения) подачи ресурса только в отношении потребителей, имеющих задолженность по его оплате.

            2.1. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи электроэнергии в соответствии с п. 2 и 3 ст. 546 Гражданского  кодекса  РФ допускаются, в том числе, в случае нарушения абонентом обязательств по оплате.

            Согласно ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.

            В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике») Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его  уровня,  в  случае  нарушения  своих  обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

            Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила ограничения, Правила).

            Согласно пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем  исполнении  обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа; возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.

            По условиям договоров энергоснабжения № 39, № 40, заключенных между ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «Бакальское рудоуправление», продавец (ПАО «Челябэнергосбыт») имеет право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителя (ООО «Бакальское рудоуправление») в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 3.2.7).

            Разделом II Правил ограничения регламентирован порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.

            Согласно пп. 8 п. 4 раздела II Правил ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «г» и «з» пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

            Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим  задолженности  по оплате электрической

энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:

  • исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения соответствующего письменного уведомления исполнителя уведомить об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан уведомить об этом инициатора введения ограничения);
  • исполнитель (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления, - то исполнитель совместно с субисполнителем) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.

            Если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.

            До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.

            Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения п. 1 ст. 38 Закона «Об электроэнергетике», пп. 8 п. 4 раздела II Правил ограничения, а также запретов, установленных ч. 1 ст. 10, в т.ч. п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

            3. Согласно материалам дела ПАО «Челябэнергосбыт» осуществляет поставку электроэнергии гражданам, проживающим на территории  п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, и социальным объектам (школы, детские сады, поликлинники и др.), расположенным в пределах границ данных муниципальных образований, что подтверждается представленными ПАО «Челябэнергосбыт» письмом вх. 13.01.2015 № 275 документами (копиями квитанций и счетами-фактурами на оплату электроэнергии, выставленными гражданам и социальным объектам, копиями платежных поручений об оплате счетов -фактур, поадресными списками абонентов с указанием сумм к оплате на квитанциях и произведенных абонентами оплат, списком выставленных квитанций с доказательствами оплаты).

            Факт поставки ПАО «Челябэнергосбыт» электроэнергии указанным лицам и организациям также подтверждается пояснениями, представленными жителями п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской  области (письмо вх. 05.03.2014 № 6373), Администрацией Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (письмо исх. 14.04.2014 № 878), ООО «Бакальское рудоуправление» (письмо вх. 04.06.2014                 № 8305, вх. 11.11.2014 № 17402), ОАО «МРСК  Урала» (письмо вх. 05.09.2014 № 13778), ООО «Электро-транспорт» (письмо вх. 23.09.2014 № 14695), ООО «Тепловодоканал» (письмо вх. 13.01.2015 № 186).

            Согласно письму ОАО «МРСК Урала» вх. 23.04.2015 № 6250 доказательством наличия транзитных потребителей (в том числе социально-значимых объектов) является однолинейная схема, представленная в метериалы дела сетевой организаицей письмом от 12.03.2015 № 07-15-61, а также приложениями к договорам энергоснабжения № 39 и 40, при этом данный факт не является спорным.

            Таким образом, ПАО «Челябэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области.

            Передача электрической энергии гражданам, проживающим на территории п. Катавка г. Бакала и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, и социальным объектам (школы, детские сады, поликлинники и др.), расположенным в пределах границ данных муниципальных образований, осуществляется через объекты электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» (ПС «Шахтная»), что подтверждается следующим.

            Согласно письму ООО «Бакальское рудоуправление» вх. 04.06.2014 № 8305 энергоснабжение поселков Катавка г. Бакала и Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области, а также ООО «Бакальское рудоуправление» производится по линиям 6 кВ от ПС «Шахтная», которая запитана по линии 110 кВ, принадлежащей ОАО «МРСК Урала». Подстанция имеет 15 фидеров, через один из которых - фидер «Рудничное» - запитаны поселки.

            Администрация Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области в письме исх. 14.04.2014 № 878 подтвердила факт технологического присоединения шестиста сорока девяти домов п. Рудничное, ста девяносто девяти домов п. Катавка, а также блочно-модульной котельной п. Рудничное к объектам элетросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» (ПС «Шахтная»), и передачи электроэнергии на данные объекты через фидер «Рудничное», источником питания которого является ПС «Шахтная».

            Из определения понятия «фидер» следует, что последний представляет собой передающую линию, устройство, по которому осуществляется направленное распространение электромагнитных волн от источника к потребителю.
            ОС подстанции 110 кВ - «Шахтная» ООО «Бакальское рудоуправление» принадлежит на праве аренды ООО  «Электро-транспорт» на основании договора от 01.01.2013 № 630.

            Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.11.2012 № 35 между ООО «Электро-транспорт» и ООО «Электросети» источником питания фидера «Рудничное» (яч. № 25, 6 кВ) является ПС «Шахтная» 110/6 кВ.

            Как сообщило ОАО «МРСК Урала» в письме вх. 16.03.2015 № 3795 объектом электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала» является ВЛ 110 кВ Бакал-Сатка. Единственным потребителем на данной линии является ПС «Шахтная». Энергопринимающие устройства жителей поселков Катавка г. Бакала и Рудничное Саткинского  муниципального  района  Челябинской  области, а также расположенных в пределах границ данных муниципальных образований социальных объектов, технологически присоединены к ПС «Шахтная». Единственным возможным способом организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ограничение энергоснабжения только сетевых объектов ООО «Бакальское рудоуправление», является строительство дополнительных сетевых объектов «в обход» ПС «Шахтная», что предполагает подачу заявок на технологическое присоединение тех лиц, которые запитаны от ПС «Шахтная», для получения резервного источника питания. Однако, заявок на технологическое присоединение потребителей ПС «Шахтная» в ОАО «МРСК Урала» не поступало.

            Таким образом, от ПС «Шахтная» 110/6 кВ осуществляется передача электроэнергии через фидер «Рудничное» в сторону поселков Рудничное и Катавка.

            Доказательств наличия иных источников энергоснабжения поселков Рудничное и Катавка в материалы дела не представлено.

            Передача электроэнергии на объекты электросетевого хозяйства ООО «Бакальское рудоуправление» - ПС «Шахтная» - осуществляется через ВЛ 110 Бакал -Сатка.

            Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.01.2011 № 18-0700/7 между ОАО «МРСК Урала», ООО «Бакальское рудоуправление», ООО «Электро-транспорт» источником питания ПС «Шахтная» 110/6 кВ является ВЛ 110 Бакал-Сатка.

            ВЛ 110 Бакал-Сатка, включая опору № 40, состоит на балансе филиала ОАО «МРСК Урала»-«Челябэнерго», а ВЛ 110 Отпайка «Шахтная» - на балансе ООО «Бакальское рудоуправление», передана в субаренду ООО «Электро-транспорт» по договору субаренды от 01.11.2010 № 5.

            Граница балансовой принадлежности устанавливается в месте выхода провода и троса из натяжного зажима опоры № 40 ВЛ 110 Бакал-Сатка в сторону ПС «Шахтная» 110/6 кВ.

            Таким образом, из существующей схемы энергоснабжения поселков Катавка г. Бакала и Рудничное Саткинского  муниципального  района Челябинской  области следует, что электроснабжение энергопринимающих устройств жителей указанных поселков осуществляется через ПС «Шахтная», источником питания которой является ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка.

            Соответственно, направление энергоснабжающей организацией уведомления об ограничении подачи электроэнергии на ПС «Шахтная» путем отключения ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка в ПС-Сатка и в ПС-Бакал и его реализация электросетевой организацией создают угрозу наступления неблагоприятных последствий для третьих лиц, не обязанных нести ответственность за неисполнение ООО «Бакальское рудоуправление» своих обязательств по оплате электроэнергии.

            Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 30) в  отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            Таким образом, состав нарушения, определенный конкретным пунктом ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» является формальным и не требует установления факта наступления каких-либо негативных последствий, так как наличие таких последствий предполагается.

            Материалами дела подтверждается, что ПАО «Челябэнергосбыт», инициировав ограничение режима потребления электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 в период с 11:03 до 12:05, путем отключения ПС «Шахтная» через отключение ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка в ПС-Сатка и в ПС-Бакал, ограничило режим потребления электроэнергии жителей и социальных объектов п. Катавка г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, социальных объектов, расположенных в пределах границ данных муниципальных образований, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии, чем нарушило их права и законные интересы.

            Кроме того указанные действия ПАО «Челябэнергосбыт» привели к созданию угрозы наступления угрозы жизни и здоровья граждан.

            Восстановление имущественного интереса ПАО «Челябэнергосбыт» могло привести к причинению добросовестным плательщикам материального ущерба и морального вреда, размер которого несоизмерим с потерями электроснабжающей организации в рамках обязательственных отношений с организацией - неплательщиком - ООО «Бакальское рудоуправление».

            Жизнь и здоровье граждан являются приоритетными над экономическими результатами хозяйственной деятельности энергоснабжающей организации.

            Комиссией установлено, что ПАО «Челябэнергосбыт» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии (без её передачи и распределения) на территории Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков), было обязано соблюдать запрет, установленный  п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» -   запрет на  экономически  или   технологически  не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Так, ПАО «Челябэнергосбыт» имело возможность не вводить режим ограничения режима потребления электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 в период с 11:03 до 12:05 на ПС «Шахтная» путем отключения  ВЛ-110 кВ

Бакал-Сатка, однако, при отсутствии объективно препятствующих обстоятельств, не предприняло таких действий.     

            Ответчиком не представлено доказательств того, что прекращение поставки электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 в период с 11:03 до 12:05 на ПС «Шахтная» путем отключения ВЛ-110 кВ Бакал-Сатка было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

            При данных обстоятельствах юридическое лицо признается виновным в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

            Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих  от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют.

            Таким образом, Комиссией установлено, что ПАО «Челябэнергосбыт» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий имело реальную возможность при принятии решения о введении на объекты ООО «Бакальское рудоуправление»   режима ограничения электроснабжения соблюдать порядок, регламентированный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры, что доказывает факт наличия у ПАО «Челябэнергосбыт» вины в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

            Довод ПАО «Челябэнергосбыт» о том, что ему не было известно о технологическом присоединении к ПС «Шахтная» объектов третьих лиц, не имеющих задолженности за поставку электроэнергии, опровергается материалами дела.

            Кроме того, ПАО «Челябэнергосбыт» до момента введения ограничения ПС «Шахтная» было уведомлено ОАО «МРСК Урала» о том, что от ПС «Шахтная»  запитаны транзитные потребители, в том числе социально-значимые объекты (котельная п. Рудничный), что обуславливает невозможность исполнения уведомления об ограничении режима энергопотребления объектов ООО «Бакальское рудоуправление».

            В письме, представленном в ответ на письмо Прокурора г. Сатки от 21.04.2014 № 199ж2014, ПАО «Челябэнергосбыт» сообщило о том, что не уведомляло жителей поселков Рудничное и Катавка о планируемом ограничении ООО «Бакальское рудоуправление», так как действующее законодательство этого не требует, что также подтверждает факт наличия у ПАО «Челябэнергосбыт» информации о электроснабжении через объекты ООО «Бакальское рудоуправление» третьих лиц.

            Довод об отсутствии в рассматриваемых действиях ПАО «Челябэнергосбыт» нарушения антимонопольных запретов ввиду того, что Общество не имеет на балансе электрических сетей и не вводит своими силами ограничение режима потребления электрической энергии подлежит отклонению, так как обязанность Организации-неплательщика предпринять соответствующие меры для соблюдения прав и законных интересов других потребителей не снимает с энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика) возложенной на нее императивными нормами обязанности по надежному и качественному обеспечению потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по договору, электрической энергией в соответствии с условиями заключенного договора.

            В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных механизмов, обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неплательщиков, реализация сбытовыми и сетевыми организациями права на прекращение или ограничение подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия (Постановление 16 Арбитражного Апелляционного суда от 05.10.2010                № А15-2274/2009).

            Поскольку обязательным условием наступления ответственности за нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» является доказанность того факта, что у субъекта ответственности имеется объективная и реальная возможность рентабельного производства товара, Комиссия отмечает следующее.

            В соответствии с договорами энергоснабжения № 39, 40, заключёнными между ООО «Бакальское рудоуправление» и ПАО «Челябэнергосбыт», ПАО «Челябэнергосбыт» приняло на себя обязательства поставлять электроэнергию на объкты ООО «Бакальское рудоуправление».

            Ежегодно в целях своевременного формирования баланса электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России на предстоящий год ПАО «Челябэнергосбыт» до 01 марта текущего года принимает заявку на покупку электроэнергии следующего года.

            Соответственно, величина потребления электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» в момент введения заявителю ограничения режима потребления электроэнергии была согласована, что свидетельствует о том, что у ПАО «Челябэнергосбыт» имелась возможность поставки электроэнергии.

            На основании изложенного, Комиссия правомерно признала действия ПАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся во введении ограничения режима потребления электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 в период с 11:03 до 12:05, приведшего к полному ограничению режима потребления электроэнергии жителей и социальных объектов п. Катавка г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии, нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что является административным правонарушением предусмотренным частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

            Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

            В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

            Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

            Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

            Таким образом, с момента изготовления решения по делу № 18-04/14 в полном объеме, а именно, с 29.05.2015 года антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение по делу № 18-04/14 в судебном порядке (абзац 5 пункта 10.1 постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в редакции от 14.10.2010).

            В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 29.05.2015 исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.

            Время совершения административного правонарушения: период с 24.03.2014  10:00 по 24.03.2014 11:45.

Местом совершения ПАО «Челябэнергосбыт» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 является п. Катавка                      г. Бакала и п. Рудничное Саткинского  муниципального района Челябинской области.

            Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

            29.03.2016 на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу № 24А-04/16 об административном правонарушении главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России <...> в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.          

             Законный представитель ПАО «Челябэнергосбыт», надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола об административном    правонарушении на составление и подписания протокола не явился, направив защитника <...>, действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 1-26.

             Письменных пояснений к моменту составления протокола по делу № 24А-04/16 об административном правонарушении ПАО «Челябэнергосбыт» не представлено.

            Протокол об административном правонарушении и материалы административного дела № 24А-04/16 были переданы вышестоящему должностному лицу для рассмотрения настоящего дела.

            Должностное лицо Челябинского УФАС России, изучив материалы дела                    № 24А-04/16 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, руководствуясь пунктом 1  части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, вынесло определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 24А-04/16 об административном правонарушении, которым назначило дело № 24А-04/16 об административном правонарушении к рассмотрению на 25 апреля 2016 года на 10-00 часов по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 318.

             Законный представитель ПАО «Челябэнергосбыт», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела № 24А-04/16 об административном правонарушении, на рассмотрение данного административного дела не явился, направил защитника <...>, действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 1-26. Письменных пояснений не представлено, заявлено устное ходатайство о применении смягчающих обстоятельств при назначении административного штрафа.

             Событие совершенного ПАО «Челябэнергосбыт» административного правонарушения установлено в решении по делу № 18-04/14, которое с момента его принятия в силу пункта 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, части 2 статьи 49, статьи 52 Закона «О защите конкуренции», независимо от обжалования, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

            То есть, независимо от согласия привлекаемого к административной ответственности лица с квалификацией, данной его действиям антимонопольным органом, факт выявленного нарушения считается доказанным и, соответственно, объективная сторона административного правонарушения, установленной.

            Поскольку в решении по делу № 18-04/14 дана надлежащая правовая оценка рассматриваемым действиям ПАО «Челябэнергосбыт», довод об отсутствии события административного правонарушения подлежит отклонению.

            Обстоятельств, исключающих вину ПАО «Челябэнергосбыт» при совершении   данного административного правонарушения, при рассмотрении материалов настоящего дела не выявлено.

            Действующее законодательство (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) определяет вину юридического лица (как субъекта административного правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

            В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась  возможность  для  соблюдения  правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

            Следовательно, для квалификации действий юридических лиц как административного правонарушения требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

            Должностным лицом Челябинского УФАС России установлено, что ПАО «Челябэнергосбыт» как хозяйствующий субъект, обязанный соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О  защите  конкуренции» и части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, имело возможность не прекращать подачу электроэнергии на  объекты ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 в период с 11:03 до 12:05, приведшего к полному ограничению режима потребления электроэнергии жителей и социальных объектов п. Катавка г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии, в условиях наличия возможности электроснабжения, однако, при отсутствии объективно препятствующих обстоятельств, не предприняло таких действий.          

            ПАО «Челябэнергосбыт» не представлено доказательств того, что прекращение подачи электроэнергии ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 в период с 11:03 до 12:05, приведшего к полному ограничению режима потребления электроэнергии жителей и социальных объектов п. Катавка г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

            Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, в материалах дела отсутствуют.

            ПАО «Челябэнергосбыт» в отсутствие объективно непреодолимых  препятствий имело возможность при принятии решения о введении на объекты ООО «Бакальское рудоуправление», принадлежащие заявителю, режима ограничения электроснабжения соблюдать порядок, регламентированный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры по его соблюдению, что доказывает факт наличия у ПАО «Челябэнергосбыт» вины в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

            Доказательств того, что ПАО «Челябэнергосбыт» в силу каких-либо объективных причин ограничило режим потребления электроэнергии газовых котельных ООО «Бакальское рудоуправление», материалы дела не содержат.

            При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.

            Учитывая изложенное, считаю вину ПАО «Челябэнергосбыт» в совершенном правонарушении установленной. 

             В результате совершения ПАО «Челябэнергосбыт» административного правонарушения наступили неблагоприятные последствия для третьих лиц (население и социальные объекты п. Катавка г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области и п. Рудничное Саткинского муниципального района Челябинской области), не обязанных нести ответственность за невыполнение ООО «Бакальское рудоуправление» своих договорных обязательств по оплате потреблённой им электроэнергии, в виде лишение права на получение услуги по электроснабжению.

            В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

            Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

            Учитывая наступление в результате совершения административного правонарушения неблагоприятных последствий, должностное лицо приходит к выводу об отсутствии оснований для признания деяния, совершенного ПАО «Челябэнергосбыт», малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ и освобождении от административной ответственности.

            Принимая во внимание изложенное, должностное лицо приходит к выводу о  необходимости привлечения ПАО «Челябэнергосбыт» к административной ответственности путем применения санкции в виде административного штрафа.

            Обстоятельств, исключающих производство по делу № 24А-04/16 об административном правонарушении не выявлено.

            Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

            В ходе рассмотрения дела выявлено обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное пунктом 2 частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно: повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

            Согласно пункту 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

            В рамках дел № 116А-04/11, № 109А-04/11, 05А-04/13 об административном правонарушении ПАО «Челябэнергосбыт» было подвергнуто административному наказанию на основании ст. 14.31 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа (штраф в размере 300 000 рублей оплачен 13.06.2013 платежным поручением № 591, штраф в размере 251 926, 8 рублей оплачен 03.09.2013 платежным поручением № 9373, штраф в размере 562500 рублей оплачен 27.12.2013 платежным поручением № 3039).

            Следовательно, ПАО «Челябэнергосбыт» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 повторно.

            В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, с учётом положений статьи 4.2 КоАП РФ, выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность ПАО «Челябэнергосбыт» за совершённое им административное правонарушение:

  • добровольное прекращение ПАО «Челябэнергосбыт» противоправного поведения путём возобновления подачи электроэнергии на объекты ООО «Бакальское рудоуправление» (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);
  • оказание содействия антимонопольному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (предоставление запрашиваемых документов по делам № 18-04/14, № 24А-04/16, направление в ходе рассмотрения дела № 18-04/14 о нарушении антимонопольного законодательства на заседания Комиссии Челябинского УФАС России лиц, располагающих необходимыми сведениями об обстоятельствах правонарушения) (п. 4 ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ);
  • краткосрочный характер введения ограничения объектов ООО «Бакальское рудоуправление» 24.03.2014 с 11:03 до 12:05.

            В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

            Поскольку рассматриваемое правонарушение было совершено в 2014 году, то есть период действия КоАП РФ в редакции Федерального закона 06.12.2011 № 404-ФЗ, 31 ответственность за его совершение должна наступать по КоАП РФ в указанной редакции.

            Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

            Согласно пункту 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение

данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

            Половина разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершенное ПАО «Челябэнергосбыт» административное правонарушение, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения составляет 350 000 рублей: (1 000 000 - 300 000) /2.

            Таким образом, базовый  штраф за совершенное ПАО «Челябэнергосбыт» правонарушение составляет 650 000 руб.: 350 000 + 300 000 руб.

            С учётом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обусловливающих необходимость уменьшения размера административного штрафа на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и одного обстоятельства, отягчающего административную ответственность, обусловливающего необходимость увеличения размера административного штрафа на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, которая составляет 87 500 руб., размер административного штрафа составит 475 000 руб.: 650 000 руб. - ((87 500 руб. * 3) - 87 500 руб).

            Таким образом, должностное лицо решило наложить на ПАО «Челябэнергосбыт» на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ административный штраф в размере 475 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ПАО «Челябэнергосбыт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
  2. Наложить на ПАО «Челябэнергосбыт» административный штраф в размере 475 000 рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

            Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счёт получателя - УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя – Отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 0319883688042500000433532.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о   государственных и муниципальных платежах,  по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении  административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

            Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления  его  в законную силу.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

            В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Настоящее постановление объявлено 25 апреля 2016 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны