Решение б/н Решение по делу № 25-03/15 в отношении ОАО «Энергосистемы» от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 6 октября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

<***> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<***> — главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

<***> — ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

в присутствии представителя Отдела вневедомственной охраны по г. Сатке - филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области (далее – ОВО по г. Сатка) по доверенности от 25.06.2015, а также представителя Открытого акционерного общества «Энергосистемы» (далее – ОАО «Энергосистемы») по доверенности от 17.02.2015,

рассмотрев дело № 25-03/15 по признакам нарушения ОАО «Энергосистемы» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России поступило заявление ОВО по г. Сатке на действия ОАО «Энергосистемы», выразившиеся в необоснованном взимании платы за выдачу технических условий на установку приборов учета тепловой энергии.

Между ОАО «Энергосистемы» и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области» (далее - ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области) заключен государственный контракт от 30.12.2013 № 71-О (далее – контракт), предметом которого является отпуск (получение) тепловой энергии (отопление, горячее водоснабжение) до границы эксплуатационной ответственности на объекты, указанные в приложении № 1 к контракту (здание ОВО и гараж по адресу ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 1).

В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности по обслуживанию тепловых сетей (приложение № 3 к указанному контракту) магистральные тепловые сети находятся в ведении и обслуживании ОАО «Энергосистемы».

В письме от 26.08.2014 (вход. № 13192) ОАО «Энергосистемы» сообщило, что общество в соответствии с Уставом с 01.02.2004 осуществляет передачу коммунальных ресурсов, в том числе передачу тепловой энергии потребителям на территории г. Сатка Челябинской области.

Во исполнение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) ОВО по г. Сатке обратилось в ОАО «Энергосистемы» за выдачей технических условий на установку приборов учета тепловой энергии (письмо от 16.09.2013 № 16/31-310).

24.09.2013 ОАО «Энергосистемы» выдало ОВО по г. Сатке технические условия на установку узлов водоучета (ГВС) по адресу: г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 1.

08.11.2013 ОВО по г. Сатке направило в ОАО «Энергосистемы» для согласования проектную документацию по установке узла учета тепловой энергии и теплоносителя по адресу: г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 1.

15.11.2013 ОАО «Энергосистемы» отказало в согласовании указанной документации, так как ОВО по г. Сатке не получены технические условия на установку приборов учета теплоснабжения и не верно определена граница ответственности установки приборов учета.

Письмом от 20.11.2013 (исх. № 16/31-360) ОВО по г. Сатке вновь запросило технические условия на установку приборов учета тепловой энергии по указанному адресу.

11.12.2013 ОАО «Энергосистемы» выставило ОВО по г. Сатке счет за выдачу технических условий в сумме 577,71 руб., 23.12.2013 указанная сумма была оплачена в кассу.

ОВО по г. Сатке в подтверждение указанной информации представил копии:

- счета на оплату от 11.12.2013 № 588, где поставщиком услуги (выдача ТУ на установку узла теплоучета) является ОАО «Энергосистемы», а покупателем – ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области,

- квитанции об оплате от 23.12.2013,

- акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 между ОАО «Энергосистемы» и отделом вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Саткинскому району Челябинской области,

- акта сдачи-приемки работ (услуг) от 05.02.2014, согласно которому подрядчик ОАО «Энергосистемы» оказало услугу по выдаче технических условий на установку теплосчетчика по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 1, заказчику ОВО по г. Сатка, цена оказанных услуг – 577, 71 руб.

11.12.2013 технические условия на установку узла учета энергоресурсов были выданы.

На запрос Челябинского УФАС России ОАО «Энергосистемы» представило информацию о взимании платы за выдачу технических условий на установку приборов учета энергоресурсов за 2013-2014 года со следующих организаций:

- ИП Дерябин П.В. (23.09.2013),

- ЗАО ДИКСИ ЮГ (24.07.2013),

- ОВО по г. Сатке (05.02.2014),

- ООО «Юбилейный» (30.12.2013).

Кроме того, ОАО «Энергосистемы» в письме от 29.09.2015 (вход. № 14650) указало, что признает неправомерность своих действий по взиманию платы за выдачу технических условий на установку и готово возместить указанным организациям денежные средства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Энергосистемы» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ОАО «Энергосистемы» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, ОАО «Энергосистемы» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

  1. В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок № 149).

Пунктом 11 Порядка № 149 установлено, что исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику технические условия в случае установки (замены) прибора учета.

Для организации коммерческого учета тепловой энергии в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении ОВО по г. Сатке обратилось в ОАО «Энергосистемы» за выдачей технических условий на установку приборов учета тепловой энергии (письмо от 16.09.2013 № 16/31-310).

ОАО «Энергосистемы», как организация, которая осуществляет передачу тепловой энергии и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям ОВО по г. Сатке, было обязано выдать технические условия на установку узла учета.

Частью 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 были утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – Правила № 1034), которые вступили в законную силу с 29.11.2013.

Пунктом 18 Правил № 1034 выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Следовательно, ОАО «Энергосистемы» после вступления в законную силу Правил № 1034, то есть после 29.11.2013, обязано было выдавать технические условия на установку узла учета тепловой энергии без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Учитывая, что до 29.11.2013 законодательством не было предусмотрено взимание платы за выдачу технических условий на установку узла (прибора) учета, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что и до этой даты взимание указанной платы неправомерно.

Правильность данного вывода подтверждается тем, что в последствии были приняты Правила № 1034, которые закрепили обязанность теплоснабжающей организации выдавать технические условия на установку узла (прибора) учета без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Однако ОАО «Энергосистемы» в нарушение законодательства выставляло потребителям, обратившимся за выдачей технических условий на установку узлов учета тепловой энергии, а именно: ИП Дерябину П.В., ЗАО «Дикси Юг», ОВО по г. Сатке, а также ООО «Юбилейный», плату за выдачу технических условий на установку узла теплоучета в размере 577, 71 руб.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что ОАО «Энергосистемы» своими действиями, выразившимися в необоснованном взимании платы за выдачу технических условий на установку приборов учета тепловой энергии по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 1, с ОВО по г. Сатка и иных лиц, злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Энергосистемы», выразившиеся в необоснованном взимании платы за выдачу технических условий на установку приборов учета тепловой энергии по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 1, с ОВО по г. Сатка и иных лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  2. Выдать ОАО «Энергосистемы» предписание о прекращении действий, признанных нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ОАО «Энергосистемы» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 41

по делу № 91-03-18.1/2015

 

12 октября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12.10.2015 № 91-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Санэксперт» на действие (бездействие) ОАО «РЖД» в лице Челябинского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности при проведении открытого аукциона № 7793/0АЭ-ЦДТВ/15 на право заключения договора на оказание услуг по определению концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) котельных Челябинского, Златоустовского, Карталинского территориальных участков Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502708993),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

  1. ОАО «РЖД» прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неуказании в протоколе рассмотрения заявок четко определенных оснований для отклонения заявки ООО «Санэксперт», а именно: внести изменение в протокол рассмотрения заявок от 01.10.20015 № 7793/ОАЭ-ЦДТВ/15/2, указав четкий перечень оснований отклонения заявок ООО «Санэксперт»;

  2. ОАО «РЖД» в срок до 25 октября 2015 года представить доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно: копию протокола рассмотрения заявок, с вынесенными изменениями в указанной части, а также скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение указанного протокола.

Связанные организации

Связанные организации не указаны