Решение б/н Решение по делу № 25-03-18.1/2014 от 6 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 июня 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 25-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ПКФ «Альянс» на действия (бездействие) ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14 на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов СПР-02,04,06 (рельсосмазывателей) Южно-Уральской дирекции инфраструктуры в 2014 году, в присутствии:

  • представителей ОАО «РЖД»;
  • представителя ЗАО «Дорожный центр внедрения новой техники и технологий Свердловской железной дороги» по доверенности;
  • представителя ООО «Спецмонтажавтоматика» по доверенности;
  • в отсутствие представителя ООО ПКФ «Альянс», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения жалобы;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ПКФ «Альянс» на действия (бездействие) ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14 на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов СПР-02,04,06 (рельсосмазывателей) Южно-Уральской дирекции инфраструктуры в 2014 году (далее также – аукцион).

В жалобе указано следующее.

1. 28.04.2014 ОАО «РЖД» опубликовало изменения в пункты 2.2, 2.4  аукционной документации аукциона, при этом нарушило срок размещения изменений в аукционную документацию, предусмотренный п. 1.3.1 аукционной документации. Изменения должны были быть размещены не позднее 25.04.2014.

2. Согласно подпункту б) пункта 2.2 аукционной документации претендент должен иметь квалифицированный административно-технический и производственный персонал:

- не менее одной бригады в составе: наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов не ниже 4 разряда ˗ 2 человека (минимум один человек должен пройти курс стажировки не ранее 01.01.2012 на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР для оказания услуг по предмету настоящего аукциона), водитель автомобиля категории В,С ˗ 1 человек.

Согласно подпункту 3 пункта 2.4 аукционной документации в подтверждение наличия квалифицированного административно-технического и производственного персонала, претендент должен предоставить:

- сведения об административно-техническом и производственном персонале по форме приложения 4 к аукционной документации;

- документ от предприятия-изготовителя, подтверждающий прохождение курса стажировки на предприятии-изготовителе персонала претендента, выполняющего техническое обслуживание стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР.

По мнению заявителя, предъявляемые к претенденту требования по прохождению курса стажировки на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР не правомерны, так как они нарушают такие принципы, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).

Заявитель обращает внимание на то, что единственным заводом-изготовителем стационарных путевых лубрикаторов типа СПР является ООО «Машиностроитель» (ИНН 6454074364).

Указанное юридическое лицо официально не проводит обучение персонала сторонних организаций, не оказывает консультационных услуг, а также не имеет  утвержденных регламентов проведения стажировок и образцов документов об окончании прохождения стажировок.

Более того, заявитель утверждает, что деятельность по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов типа СПР (рельсосмазывателей) не подлежит лицензированию. Для эксплуатации и обслуживания стационарных лубрикаторов не требуется специальных разрешений и допусков.

На основании изложенного, заявитель считает требования ОАО «РЖД» к участникам открытого аукциона №1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14, включенные в аукционную документацию, о предоставлении сведений об обучении производителем лубрикаторов (рельсосмазывателей) персонала претендента, выполняющего обслуживание стационарных лубрикаторов (рельсосмазывателей), с приложением подтверждающих документов необоснованными, ограничивающими конкуренцию, и направленными на заведомое получение преимуществ отдельными хозяйствующими субъектами.

3. 14.05.2014 за час до окончания срока подачи заявок на электронной площадке www.tender.rzd.ru были размещены сведения о завершении процедуры приема заявок, что не дало заявителю возможности поучаствовать в данном аукционе. 

 

По доводам, изложенным в жалобе ООО «Промтехинвест», ОАО «РЖД» сообщило  следующее.

 

1. В соответствии с требованием пункта 1.3.1 аукционной документации 25.04.2014 ОАО «РЖД» были внесены изменения в извещение и в пункты 2.2, 2.4 документации.

 Руководствуюсь частью 11 статьи 4 Закона о закупках, а также пунктом 1.3.2 аукционной документации, ОАО «РЖД» разместило данные изменения на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.etzp.ru, www.rzd.ru в течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений, а именно: 28.04.2014.

Таким образом, нарушений срока размещения изменений в аукционную документацию  со стороны ОАО «РЖД» допущено не было.

2. Кроме того, по мнению ОАО «РЖД», квалификационное требование к претендентам на участие в открытом аукционе №1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14, указанное  в пункте 2.2 аукционной документации, является обоснованным и не ограничивающим конкуренцию.

ООО «Машиностроитель» на сегодняшний день является единственным заводом-изготовителем стационарных путевых лубрикаторов типа СПР, на право технического обслуживания которых проводится аукцион №1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14.

Согласно письму ООО «Машиностроитель» от 24.04.2014 №159 правом выполнения работ по техническому обслуживанию рельсосмазывателей типа СПР обладают организации, сотрудники которых прошли стажировку на заводе-изготовителе в 2012-2014 годах.

Данное требование завод-изготовитель вправе устанавливать на обслуживание своего оборудования, так как для безопасной и эффективной эксплуатации оборудования необходимы специальные познания и навыки непосредственной работы с конкретным видом оборудования.

Также ОАО «РЖД» указало, что исключение требования о необходимости прохождения курса стажировки на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР повлечет за собой неудовлетворительное и непрофессиональное обслуживание данного оборудования, что может вызвать снижение эффективности путевой лубрикации и привести к убыточности применения стационарных путевых рельсосмазывателей.

При ненадлежащем обслуживании оборудования, вопреки установленным заводом-изготовителем техническим условиям, ОАО «РЖД» по общему правилу гарантийного сервиса и ремонта теряет возможность такого сервиса и ремонта у завода-изготовителя, что создаёт множественные риски и угрозы для надлежащего функционирования железнодорожных систем.

3. По доводу заявителя об  отсутствии технической возможности подать заявку на участие в данном аукционе ОАО «РЖД» указало на несоответствие его действительности.

Согласно регламентированному в ОАО «РЖД» порядку с установленным порядком аукционы в электронной форме проводятся на Электронной торгово-закупочной площадке ОАО «РЖД» (далее — ЭТЗП), размещенной в сети интернет по адресу www.etzp.rzd.ru. При этом для подачи заявки и участия в аукционе согласно пункту 1.1.14 аукционной документации претендент должен: получить сертификаты электронной подписи для своих представителей и зарегистрироваться на ЭТЗП. Порядок и правила регистрации на ЭТЗП размещены на сайте www.etzp.rzd.ru. Согласно пункту 3.2.1 аукционной документации аукционная заявка оформляется и подается из «Личного кабинета участника электронных процедур» на ЭТЗП, т.е. на сайте www.etzp.rzd.ru. Соответствующая регистрация на сайте Заявителем не производилась.

Согласно пункту 3.1.1 аукционной документации претенденты для участия в аукционе должны были представить в срок, указанный в пункте 1.6.1 аукционной документации в адрес организатора: 454092 г. Челябинск, ул. Крупской, д. 23А, кабинет № 1 следующие документы:

  • оригинал обеспечения аукционной заявки, оформленного в соответствии с требованиями настоящей аукционной документации;
  • справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная по состоянию на дату не ранее дня размещения извещения о проведении аукциона в соответствии с требованиями пункта 1.1.10 настоящей аукционной документации налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21 января 2013 года № ММВ-7-12/22 с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал или нотариально заверенная копия) (предоставляет каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее на стороне одного претендента).

Однако указанные выше документы для участия в аукционе от заявителя в адрес организатора не поступили. Таким образом, утверждение ООО ПКФ «Альянс» о том, что данная организация не смогла принять участие в аукционе из-за неактивного статуса аукциона на сайте www.tender.rzd.ru не подтверждено материалами дела.

В адрес оператора ЭТЗП ЗАО «Комита» направлен запрос на получение выписки из истории функционирования ПО площадки (письмо от 02.06.2014г. № ЮУрРКЗ-326).

Кроме доводов, касающихся непосредственно существа жалобы, ОАО «РЖД» представило следующие пояснения.

Извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru номер извещения 31401055290, на сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru (раздел «Тендеры») и на сайте www.etzp.rzd.ru (раздел «Конкурсные процедуры») 9 апреля 2014 года (далее - сайты). 25 апреля 2014 года были утверждены, а 28 апреля были размещены на сайтах изменения в извещение и аукционную документацию, в соответствии с которыми срок окончания приема заявок определен в 11:00 часов московского времени 14 мая 2014 года.

Заявителем заявка на участие в аукционе не подавалась.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках правом обжалования в антимонопольный орган действий заказчика при закупке товаров, работ, услуг обладает участник закупки. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть лицо, «которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке».

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно тексту жалобы заявителя, обжалуются положения аукционной документации открытого аукциона № 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14.

Таким образом, в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, заявитель не мог обжаловать нарушения положений аукционной документации, так как фактически сведения о подаче заявки на участие в аукционе отсутствуют.

Исходя из изложенного, у заявителя отсутствуют правовые основания для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган.

Указанное подтверждается решением Московского УФАС от 05.09.2012 по делу № 1-00-677/77-12), а также решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу № А40-134953/12-147-1307.

Представитель ОАО «РЖД» на заседании Комиссии Челябинского УФАС России настаивал на вынесении решения о признании жалобы ООО ПКФ «Альянс» необоснованной.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении аукциона ОАО «РЖД» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением.

Предметом аукциона является право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию путевых стационарных лубрикаторов СПР-02,04,06 (рельсосмазывателей) Южно-Уральской дирекции инфраструктуры в 2014 году (извещение № 1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14).

Заказчик: ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции инфраструктуры — структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры. .

Организатором аукциона является ОАО «РЖД» в лице Челябинского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок - структурного подразделения ОАО «РЖД».

Извещение о проведении аукциона и документация 09 апреля 2014 года опубликованы в сети «Интернет» на следующих сайтах: www.zakupki.gov.ru, www.etzp.ru, http://rzd.ru (раздел «Тендеры»).

28 апреля 2014 года на указанных сайтах были размещены изменения в извещение о проведении открытого аукциона  №1738/ОАЭ-ЦДИ ЦП/14 и аукционную документацию, в соответствии с которыми срок окончания приема заявок определен в 11:00 часов московского времени 14 мая 2014 года.

Кроме того, в аукционную документацию были внесены изменения, касающиеся квалификационных требований претендента на участие в аукционе.

Так согласно подпункту б) пункта 2.2 аукционной документации в редакции от 28 апреля 2014 года  претендент должен иметь квалифицированный административно-технический и производственный персонал:

- не менее одной бригады в составе: наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов не ниже 4 разряда ˗ 2 человека (минимум один человек должен пройти курс стажировки не ранее 01.01.2012 на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР (для оказания услуг по предмету настоящего аукциона), водитель автомобиля категории В,С ˗ 1 человек.

Согласно подпункту 3) пункта 2.4 аукционной документации в подтверждение наличия квалифицированного административно-технического и производственного персонала, претендент должен предоставить:

- сведения об административно-техническом и производственном персонале по форме приложения 4 к аукционной документации;

- документ от предприятия-изготовителя, подтверждающий прохождение курса стажировки на предприятии-изготовителе персонала претендента, выполняющего техническое обслуживание стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР.

По доводу заявителя относительно незаконности предъявления ОАО «РЖД» требований к претендентам на участие в открытом аукционе, в частности требования об обязательном прохождении административно-техническим и производственным персоналом курса стажировки не ранее 01.01.2012 на предприятии-изготовителе стационарных путевых рельсосмазывателей типа СПР, а также требования о предоставлении документа от предприятия-изготовителя, подтверждающего прохождение курса стажировки персонала претендента,  сообщаем, что указанный вопрос был рассмотрен антимонопольным органом в рамках дела № 24-03-18.1/2014, решение по которому от 15.05.2014 размещено на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru (Раздел «Решения»). По результатам рассмотрения данного дела Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 3  Закона о закупках.

 

2. Также Челябинским УФАС России не установлено нарушений процедуры проведения аукциона, в том числе нарушения срока размещения изменений в аукционную документацию.  

Порядок внесения изменений и дополнений в аукционную документацию закреплен в пункте 1.3 документации.

Согласно пункту 1.3.1 документации изменения и дополнения в извещение и аукционную документацию могут быть внесены в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи аукционных заявок.

В соответствии с  извещением о проведении аукциона от 09 апреля 2014 года  в качестве даты окончания приема заявок указано — 30 апреля 2014 года.

25 апреля 2014 года председателем конкурсной комиссии Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» были утверждены изменения в извещение и  аукционную документацию.

В соответствии с пунктом 1.3.2 аукционной документации, а также на основании части 11 статьи 4 Закона о закупках, указанные изменения были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru, на сайте www.etzp.rzd.ru и на сайте www.rzd.ru (раздел «Тендеры») в течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений.

Часть 11 статьи 4 Закона о закупках, а также пункт 1.3.2 аукционной документации предусматривают, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

ОАО «РЖД» разместило изменения на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.etzp.ru, www.rzd.ru в течение трех дней с даты принятия решения о их внесении, а именно: 28.04.2014.

Таким образом, нарушений срока размещения изменений в аукционную документацию со стороны ОАО «РЖД» допущено не было.

Кроме того, материалами дела не подтвержден факт отсутствия технической возможности подачи заявки на участие в данном аукционе за час до времени окончания приема таких заявок, доказательств заявителем не представлено.  

 

3. Заявленный в рамках рассмотрения дела довод ОАО «РЖД» об отсутствии правовых оснований у ООО ПКФ «Альянс» для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган, Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.

 

ООО ПКФ «Альянс» является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В своей  жалобе заявитель указывает, в том числе  на процессуальные нарушения, связанные с размещением информации об изменениях в аукционную документацию и извещение. 

Таким образом, ООО ПКФ «Альянс» имеет основания для подачи жалобы на обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

По результатам рассмотрения данного дела Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что перечисленные в жалобе ООО ПКФ «Альянс» доводы не могут свидетельствовать о нарушении ОАО «РЖД» части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ПКФ «Альянс» на действия ОАО «РЖД»  необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   А.А. Козлова

 

Члены Комиссии                                                                                            Д.А. Дозморова

 

                                                                                                                      Ю.Г. Ростовцева

  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны