Решение б/н Решение по делу № 25-04/14 в отношении ЗАО «МиассЭнерго» от 27 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

  Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2015 года

  В полном объеме решение изготовлено «18» ноября 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ЗАО «МиассЭнерго», рассмотрев дело № 25-04/14 по признакам нарушения ЗАО «МиассЭнерго пунктом 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 — далее Правила присоединения), выразившихся в направлении в ответ на заявки гр. <…> на технологическое присоединение физического лица с заявленной мощностью до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, вх. 25.03.2013 № 557 и № 558 письма исх. 04.12.2013 № 2219 о возможности осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «МиассЭнерго» по индивидуальному проекту,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.03.2013 <…> обратился в ЗАО «МиассЭнерго» с заявками на технологическое присоединение жилых домов по адресу: г. Миасс, ул. Ясная, д. 1 и 3 (вх. № 557 и 558) с заявленной мощностью 15 кВт, для бытовых нужд.

Письмом от 04.12.2013 исх. № 2219 ЗАО «МиассЭнерго» в ответ на заявки № 557 и 558 запросило у <…> согласие на технологическое присоединение жилых домов № 1 и 3 по ул. Ясная г. Миасса по индивидуальному проекту, поскольку в радиусе 300 метров от земельных участков <…> отсутствуют объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на балансе ЗАО «МиассЭнерго». При этом, ЗАО «МиассЭнерго» сообщило потребителю, что существующая ВЛ-0,4 кВ по ул. Мечникова создана в рамках отдельного проекта для технологического присоединения 25 жилых домов по индивидуальному проекту, плата по которым утверждена постановлением ГК «ЕТО Челябинской области».

17.03.2014 <…> обратился в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ЗАО «МиассЭнерго», выразившиеся в уклонении от выдачи договора на технологическое присоединение с платой за услуги по технологическому присоединению в размере 550 рублей.

26.03.2014 Челябинским УФАС России направлены запросы в адрес ЗАО «МиассЭнерго» и <…> в целях всестороннего рассмотрения обращения от 17.03.2014.

Письмом от 22.04.2014 вх. № 5637 ЗАО «МиассЭнерго» представило пояснения и документы по заявлению <…>, в которых сообщило, что ВЛ-0,4 кВ по ул. Мечникова не находится на балансе ЗАО «МиассЭнерго», поэтому технологическое присоединение объектов <…> не может быть осуществлено за 550 рублей к ВЛ-0,4 кВ по ул. Мечникова.

Однако, исходя из ответа ГК «ЕТО Челябинской области» от 30.12.2013 вх. № 3841, полученного на запрос Челябинского УФАС России, в пределах 300 метров от земельных участков заявителей до опоры линии электропередач по ул. Мечникова, д. 1, ЗАО «МиассЭнерго» построена линия электропередач 0,4 кВ и введена в эксплуатацию.

Учитывая, что энергопринимающие устройства <…> расположены в пределах 300 метров от ВЛ-0,4 кВ, ЗАО «МиассЭнерго» обязано было выдать <…> договоры на технологическое присоединение, с установлением платы по льготному тарифу, т.е. в размере 550 рублей.

Однако, в рассматриваемой ситуации ЗАО «МиассЭнерго» предложило <…> заключить договоры на технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

6 июня 2014 года Челябинское УФАС России, в связи с выявлением в действиях ЗАО «МиассЭнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выдало ЗАО «МиассЭнерго» предупреждение № 18 о прекращении нарушения путем совершения следующих действий:

1) ЗАО «МиассЭнерго» в случае достаточности представленных в составе заявок <…> на технологическое присоединение физического лица с заявленной мощностью до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, вх. 25.03.2015 № 577 и 558, сведений (документов) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения настоящего предупреждения направить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах с установлением в договоре стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей;

2) ЗАО «МиассЭнерго» в случае недостаточности представленных в составе заявок <…> на технологическое присоединение физического лица с заявленной мощностью до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, вх. 25.03.2013 № 557 и № 558, сведений (документов) в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения настоящего предупреждения уведомить <…> об их отсутствии, и, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения недостающих сведений (документов) направить ему заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах с установлением в договоре стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей.

04.07.2014 в адрес Челябинского УФАС России письмом исх. 775 (вх. № 10224) во исполнение предупреждения № 18 ЗАО «МиассЭнерго» представило информацию, согласно которой 27.06.2014 направило заявителю письмо исх. 747 о том, что для дальнейшей работы по заявкам № 557 и 558 на технологическое присоединение жилого дома с заявленной мощностью до 15 кВ, необходимо указать требуемый уровень напряжения.

Посчитав предупреждение № 18 неисполненным со стороны ЗАО «МиассЭнерго», Челябинским УФАС России приказом от 19.08.2014 № 184 возбуждено дело № 25-04/14 в отношении ЗАО «МиассЭнерго» по признакам нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 17 Правил присоединения.

Определением от 20.10.2014 исх. № 15447/04 Комиссией Челябинского УФАС России принято решение о приостановлении рассмотрения дела № 25-04/14 до вступления в силу судебного акта по делу № А76-23168/2014, в рамках которого проверяется законность и обоснованность решения и предписания по делу № 08-04/14, поскольку выводы суда имеют значение для рассмотрения дела № 25-04/14 о нарушении антимонопольного законодательства.

01.06.2015 Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А76-23168/14 решение и предписание по делу № 08-04/14 признаны законными и обоснованными.

Определением от 16.07.2015 исх. № 11325/04 рассмотрение дела № 25-04/14 возобновлено.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 08.10.2015 по делу № А76-23168/14 решение и предписание по делу № 08-04/14 также признаны законными и обоснованными.

Судами в рамках дела № А76-23168/14 подтверждена позиция Челябинского УФАС России относительно того, что ВЛ-0,4 по ул. Мечникова г. Миасса находится на балансе ЗАО «МиассЭнерго».

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителя ЗАО «МиассЭнерго», Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 19.12.2013 № 58/10 для ЗАО «МиассЭнерго» утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ЗАО «МиассЭнерго», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ЗАО «МиассЭнерго» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям  ЗАО «МиассЭнерго» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им Правил присоединения и наличия технической возможности технологического присоединения.

В пункте 8 Правил присоединения (ред. от 20.12.2012) указано, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Согласно пункту 10 Правил присоединения к заявке прилагаются следующие документы:

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение сетевая организация должна уведомить об этом заявителя в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 7 пункт 15 Правил присоединения).

Согласно пункту 15 Правил присоединения, действовавшему по состоянию на момент поступления в адрес ЗАО «Миассэнерго» заявок № 557 и 558 на технологическое присоединение от <…>, сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Кроме того, исходя из ответа ГК «ЕТО Челябинской области» от 30.12.2013 вх. № 3841, полученного на запрос Челябинского УФАС России, в пределах 300 метров от земельных участков заявителей до опоры линии электропередач по ул. Мечникова, д. 1, ЗАО «МиассЭнерго» построена линия электропередач 0,4 кВ и введена в эксплуатацию.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (пункт 17 Правил присоединения).

Сетевая организация выдает договор на технологическое присоединение, в котором установлена плата за технологическое присоединение по «льготному тарифу», в случае наличия следующих условий:

- запрашиваемая мощность для технологического присоединения энергопринимающих устройств не должна превышать 15 кВт на уровне напряжения 0,4 кВт;

- расстояние от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, не должно превышать более 300 метров в городах и поселков городского типа и более 500 метров в сельской местности.

Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 Правил присоединения, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Учитывая, что энергопринимающие устройства <…> расположены в пределах 300 метров от ВЛ-0,4 кВ, ЗАО «МиассЭнерго» обязано было выдать <…> договоры на технологическое присоединение, с установлением платы по льготному тарифу, т.е. в размере 550 рублей.

Однако, в рассматриваемой ситуации ЗАО «МиассЭнерго» предложило <…> заключить договоры на технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

04.07.2014 в адрес Челябинского УФАС России письмом исх. 775 (вх. № 10224) во исполнение предупреждения № 18 ЗАО «МиассЭнерго» представило информацию, согласно которой 27.06.2014 направило заявителю письмо исх. 747 о том, что для дальнейшей работы по заявкам № 557 и 558 на технологическое присоединение жилого дома с заявленной мощностью до 15 кВ, необходимо указать требуемый уровень напряжения.

Согласно пункту 14 Правил присоединения (в редакции от 20.12.2012), в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б» и «и» пункта 9 Правил присоединения;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно подпунктам «б» и «и» пункта 9 Правил присоединения в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 Правил присоединения), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

  • наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации («б»);
  • сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям) («и»).

Из системного толкования приведенных норм следует, что информация о требуемом уровне напряжения не подлежит указанию в заявке на технологическое присоединение, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В силу пункта 15 Правил присоединения при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Согласно пункту 11 Правил присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами присоединения.

Заявки <…> № 557 и № 558 содержат информацию о наименовании заявителя; месте жительства Заявителя; наименовании энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям; месте нахождения энергопринимающих устройств; максимальной мощности энергопринимающего устройства Заявителя; количестве точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; заявляемом уровне надежности энергопринимающих устройств; заявляемом характере нагрузки; сроках проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств; поэтапном распределении мощности, сроках ввода и сведениях о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям, то есть всю необходимую информацию, подлежащую представлению в составе заявке на технологическое присоединение согласно пунктам 9, 10 и 14 Правил присоединения.

Таким образом, действия ЗАО «МиассЭнерго», выразившиеся в уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам № 557 и 558 путем запроса у <…> письмом от 27.06.2014 № 474 информации об уровне напряжения, являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, <…> письмом от 07.09.2015 вх. № 13423 сообщил в Челябинское УФАС России, что технологическое присоединение жилого дома № 3 по ул. Ясная г. Миасса осуществлено по временной схеме к объектам электросетевого хозяйства ООО «ИБК».

Письмом от 20.10.2015 вх. № 15747 ООО «ИБК» представило копию постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.06.2015 № 28/6, которым для ООО «ИБК» установлен индивидуальный тариф на передачу электрической энергии.

Письмом от 30.10.2015 вх. № 16291 ЗАО «МиассЭнерго» сообщило в Челябинское УФАС России, что на основании постановления Администрации Миасского городского округа от 09.12.2014 № 7263 ВЛ-0,4 кВ по ул. Мечникова передана МУП «Городская управляющая компания» с внесением изменений в реестр имущества Миасского городского округа.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 29.12.2014 № 62/56 для МУП «Городская управляющая компания» установлен индивидуальный тариф на передачу электрической энергии.

Таким образом, в настоящее время в радиусе 300 метров от земельных участков <…> функционируют сетевые организации – ООО «ИБК» и МУП «Городская управляющая компания».

Следовательно, для обеспечения своих жилых домов электрической энергией по постоянной схеме, <…> необходимо направить заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил присоединения и соблюдением формы заявки (приложение № 6 к Правилам присоединения).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ЗАО «МиассЭнерго» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку в настоящее время ближайшими сетевыми организациями для объектов <…> являются – ООО «ИБК» и МУП «Городская управляющая компания».

Также, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекратить рассмотрение дела № 25-04/15 по признакам нарушения ЗАО «МиассЭнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 17 Правил присоединения, поскольку в рамках исполнения предупреждения № 18 письмом от 27.06.2014 ЗАО «МиассЭнерго» не навязывает <…>  какие-либо невыгодные условия договора на технологическое присоединение при рассмотрении заявок № 557 и 558, в том числе не предлагает заключить договоры на технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 2 — 3 статьи 41, статьей, 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ЗАО «МиассЭнерго», выразившиеся в уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам № 557 и 558 путем запроса у <…> письмом от 27.06.2014 № 474 информации об уровне напряжения, нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
  2. Производство по делу № 25-04/14 по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением ЗАО «МиассЭнерго» нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Производство по делу № 25-04/14 по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункту 17 Правил присоединения прекратить в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях ЗАО «МиассЭнерго».
  4. Предписание не выдавать.
  5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны