Решение б/н Решение по делам № 25-04/15 в отношении ООО «АЭС ИНВЕСТ» от 11 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «11» сентября 2015 года

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-<...>– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-<...>— начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-<...> — специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 25-04/15 в отношении ООО «АЭС ИНВЕСТ» по признакам нарушения, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 09.09.2013 № 2873/12, заключенному с <...>, в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения),

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> обратилась в ООО «АЭС Инвест» с заявкой на технологическое присоединение жилого дома расположенного по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-6, д. 65.

На основании заявки на технологическое присоединение между <...> и ООО «АЭС Инвест» был заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 09.09.2013 № 2873/12.

01.10.2013 договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 09.09.2013 № 2873/12 был передан в ООО «АЭС Инвест», выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 1.2 договора от 09.09.2013 № 2873/12 сетевая организация осуществляет технологическое присоединение в отношении впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается; ранее присоединенных энергопринимающих устройств, у которых изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств, для электроснабжения объекта — жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-6, д. 65, с учетом следующих характеристик:

  • максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 7 кВт;

  • категория надежности III;

  • класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединения 0, 22 кВ;

  • максимальная мощность, ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт.

Согласно техническим условиям, являющихся приложением к договору от 09.09.2013 № 2873/12, выданным заявителю, сетевая организация осуществляет:

1. Проектирование внешнего электроснабжения в соответствии с действующими нормами проектирования ПЭУ, ГОСТ 13109-97 и пр., в котором предусмотреть:

  • установку разъединителя РЛНД на опоре № 1 проектируемой ВЛИ-6кВ;

  • монтаж ВЛИ-6кВ приводом СИП от опоры № 55 с ВЛ-6кВ от КП-2 Ф.8 до проектируемой КТПН L=150м;

  • установку КТПН-400кВА 6/0,4кВ с воздушным вводом;

  • монтаж ВЛИ-0,4кВ проводом СИП 4*70 от проектируемой КТПН до объекта

2. В течение срока действия ТУ резервировать на источниках питания дополнительную мощность, указанную в пункте 2 ТУ и не предоставлять зарезервированную мощность другим лицам.

3. Предоставлять зарезервированную мощность заявителю при условии исполнения условий указанного договора, в том числе полной оплаты стоимости.

Заявитель осуществляет:

1. Выполнение проекта электроснабжения (в проектной организации, имеющей необходимое разрешение) в соответствии с действующими нормами проектирования, ПЭУ, ГОСТ 13109 — 97 и пр., в котором предусмотреть мероприятия по строительству (реконструкции) сетей электроснабжения в границах балансовой принадлежности заявителя:

1.1. мероприятия по строительству (реконструкции) сетей электроснабжения в границах балансовой принадлежности заявителя:

  • монтаж ввода проводом топа СИП от точки присоединения до ВРУ объекта (сечение провода выбрать по расчету);

  • монтаж повторного заземления на вводе в здание;

1.2 строительство автоматики, защиту от перенапряжений;

1.3 установка приборов учета электроэнергии, сертифицированных и внесенных в Госреестр, соответствующих ГОСТ 30207-94 (МЭК 61036-90): класс точности не ниже 1.0. Место установки: в шкафу на наружном фасаде дома.

2. До начала строительных работ проект электроснабжения согласовать с Ашинскими РЭС ООО «АЭС Инвест» и другими заинтересованными лицами.

3. Электромонтажные, испытательные и прочие работы должны быть выполнены организациями, имеющими необходимые разрешения на право проведения указанных работ. Все подключаемые электроустановки должны быть заводского изготовления, иметь необходимые сертификаты (паспорта).

В соответствии с пунктом 2.5 договора от 09.09.2013 № 2873/12 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т. е. до 01.04.2014.

Согласно пункту 3.1 договора от 09.09.2013 № 2873/12 размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» № 58/1 от 29.12.2012 и составляет 550 (пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС (18 %) 83 (восемьдесят три) рубля 90 копеек.

Оплата по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 09.09.2013 № 2873/12 произведена <...> в полном объеме, в размере 550 руб.

13.05.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление <...> (вх. № 7160) на бездействие ООО «АЭС Инвест», выразившееся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заключенному договору от 09.09.2013 № 2873/12.

Приказом Челябинского УФАС России от 21.07.2015 № 201 возбуждено дело № 25-04/15 о нарушении ООО «АЭС Инвест» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившемся в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств <...>.

 

<...> уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 25-04/15, на заседание комиссии не явилась, представила письменные пояснения от 27.08.2015 № 12943.

<...> в письменных пояснениях указала, что в настоящее время технологическое присоединение принадлежащего ей жилого дома расположенного по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-6, д. 65 осуществлено ООО «АЭС Инвест» в июне 2015 года, в связи с чем, претензий к ООО «АЭС Инвест» не имеет.

ООО «АЭС Инвест» уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 25-04/15, на заседание комиссии явилось, а также представило письменные пояснения и документы.

По вопросу нарушения сроков технологического присоединения объекта <...> ООО «АЭС Инвест» сообщило, что в процессе выполнения мероприятий по технологическому присоединению ООО «АЭС Инвест» столкнулось с тем, что часть мероприятий, а именно: установка КТПН, монтаж ВЛЗ-6кВ, проектируется и выполняются силами Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» на основании муниципального контракта № 23 на выполнение СМР по объекту «Электроснабжение МКР-6 Нагорного района г. Усть-Катава» от 18.05.2011.

После окончания строительства построенные объекты были переданы на обслуживание ООО «АЭС Инвест» на основании муниципального контракта от 07.05.2015 № 43.

ООО «АЭС Инвест» указало, что в настоящее время мероприятия по технологическому присоединению <...> выполнены, объект подключен.

ООО «АЭС Инвест» представило акт от 21.11.2014 № АР-2873/12 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ООО «АЭС Инвест» и <...>.ООО «АЭС Инвест» представило акт об осуществлении технологического присоединения от 02.06.2015 №АТП -2873/12.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «АЭС Инвест» Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «АЭС Инвест» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.

 

Статья 10 Закона о защите конкуренции предусматривает запреты на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание.

Понятие «сетевой организации» дано в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).

Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ООО «АЭС Инвест» владеет на законном основании объектами электросетевого хозяйства, а также в отношении ООО «АЭС Инвест» утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, в силу пункта 2 Правил присоединения, ООО «АЭС Инвест» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению.

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО «АЭС Инвест», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «АЭС Инвест» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ООО «АЭС Инвест» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

Порядок осуществления технологического присоединения объектов потребителей, а также обязанность сетевых организаций соблюдать сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению регламентированы Правилами присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанная норма является императивной, следовательно, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению не может быть продлен по соглашению сторон либо сетевой организацией в одностороннем порядке.

<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (заявитель — физическое лицо, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет не более 15 кВт включительно).

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как со стороны сетевой организации, так и со стороны заказчика (гражданина):

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таки х устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 данных Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Пункт 19 Правил присоединения предусматривает, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:

  • акт об осуществлении технологического присоединения;

  • акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

  • акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно материалам дела процедура технологического присоединения объекта недвижимого имущества заявителя не осуществлена в срок до 01.04.2014, поскольку ООО «АЭС Инвест» в процессе выполнения мероприятий по технологическому присоединению ООО «АЭС Инвест» столкнулось с тем, что часть мероприятий, а именно: установка КТПН, монтаж ВЛЗ-6кВ, проектируется и выполняются силами Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» на основании муниципального контракта № 23 на выполнение СМР по объекту «Электроснабжение МКР-6 Нагорного района г. Усть-Катава» от 18.05.2011. После окончания строительства построенные объекты были переданы на обслуживание ООО «АЭС Инвест». В результате чего процедура технологического присоединения необоснованно затянута более чем на год , были ущемлены права и законные интересы <...>.

Предпринятые ООО «АЭС Инвест» действия по исполнению договора от 09.09.2013 № 2873/12 (производство строительно-монтажных работ, установка КТПН, монтаж ВЛЗ-6кВ) не обеспечили возможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению в императивно установленный законодательством срок.

Со стороны ООО «АЭС Инвест» не представлено доказательств, выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 09.09.2013 № 2873/12 в срок до 01.04.2014. Представленный акт об осуществлении технологического присоединения от 02.06.2015 свидетельствует о том, что со стороны ООО «АЭС Инвест» допущено нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению более чем на 1 год.

ООО «АЭС Инвест» не доказано, что нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов <...> было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

У ООО «АЭС Инвест» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <...> в установленный законом 6 месячный срок, однако ООО «АЭС Инвест» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России считает вину ООО «АЭС Инвест» в совершенном правонарушении установленной.

В результате действий ООО «АЭС Инвест» по невыполнению мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок (до 01.04.2014) были ущемлены права и законные интересы <...>, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению необоснованно затянулся более чем на 1 год, что воспрепятствовало введению в эксплуатацию строящегося жилого дома <...>.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.

Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых».

Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления № 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ООО «АЭС Инвест» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «АЭС Инвест», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 09.09.2013 № 2873/12, заключенному с <...>, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.

В связи с тем, что на момент вынесения решения по настоящему делу ООО «АЭС Инвест» осуществило технологическое присоединение объектов <...>, Комиссия считает возможным предписание по делу № 25-04/15 не выдавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1-2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, пунктом 16 Правил присоединения, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «АЭС ИНВЕСТ», выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 09.09.2013 № 2873/12, заключенному с <...>, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.

  2. Производство по делу № 25-04/15 прекратить в связи с добровольным устранением ООО «АЭС ИНВЕСТ» нарушения антимонопольного законодательства.

  3. ООО «АЭС ИНВЕСТ» предписание не выдавать.

  4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны