Решение б/н Решение № 25-ВП/2017 по жалобе на действия ОГУП «Областной ц... от 27 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 25-ВП/2017

17 февраля 2017 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе на основании отозванной жалобы ООО АФ «ВнешЭкономАудит» в присутствии:  

- представителя ООО АФ «ВнешЭкономАудит», действующего на основании доверенности  от 12.01.2017,

- представителей ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», действующих на основании доверенности № 82 от 16.02.2017,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО АФ «ВнешЭкономАудит» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса №  31604641468  на право заключения контракта на осуществление обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год (далее – конкурс).

            Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 31.12.2016.

            Как следует из извещения и документации о закупке конкурс объявлен в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.

            Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу  – 447 333 рублей 33 копейки.

            На дату проведения внеплановой проверки контракт не заключен.

            В обращении заявителя указано, что конкурсная комиссия необоснованно отклонила заявку общества, так как в подтверждение добросовестности участника закупки предоставлены акты оказанных услуг по аудиту за последние три года, что соответствует части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.

            При этом, на заседании Комиссии общество согласилось, что не предоставило акты оказанных услуг с указанием стоимости услуг. Кроме того, представитель указал, что ошибочно толковал положения Закона о контрактной системе в части возможности подтвердить добросовестность участника закупки на момент заключения контракта, в связи с чем принял решение об отзыве жалобы.

            Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

            Конкурсная комиссия отклонила заявку общества, так как документы, подтверждающие добросовестность, не содержали сведения о стоимости оказанных услуг, в связи с чем невозможно установить факт полного исполнения обязательств по предыдущим контрактам участника закупки, в том числе стоимость каждого из контрактов.

            Таким образом, отклонение заявки общества является правомерным, так как информация, представленная в составе заявки, не соответствует требованиям документации о закупке.

 

            Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

           

1. Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В нарушение пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещениях о закупке, сформированных посредством функционала единой информационной системы, а также в формате «pdf», заказчиком не указаны конкретные документы, которые должны быть предоставлены участником закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В нарушение части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещениях о проведении закупки также не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 8 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещениях о закупке не указаны требования к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта в части применения антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе.

 

2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона  о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.           

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  (далее – Закон об аудиторской деятельности) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Частью 1 статьи 3, частями 1,4 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности, пунктом 34 Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного Приказом Минфина России от 30.10.2009 № 111н, предусмотрены обязательные требования к субъектам, которые вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также требования к документам, подтверждающим право указанных субъектов осуществлять аудиторскую деятельность, а именно:

- для юридического лица - членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов путем предоставления выписки из реестра, подтверждающей сведения, содержащиеся в реестре на дату выписки о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе;

- для индивидуального аудитора – физического лица - наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов путем предоставления выписки из реестра, подтверждающей сведения, содержащиеся в реестре на дату выписки о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе и квалификационного аттестата.

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в пунктах 3.4, 3.13 раздела 1 документации о закупке не указаны требования к участнику закупки и к составу заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о предоставлении выписки из реестра, подтверждающей членство в саморегулируемой организации конкретной аудиторской организации либо конкретного аудитора, а также квалификационного аттестата аудитора.

 

3. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Вместе с тем, согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в составе заявки установлено требование о предоставлении декларации о соответствии участника такого конкурса требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что исключает обязанность участника закупки декларировать свой статус как организации, не относящейся к офшорной компании в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в нарушение подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в пунктах 3.4, 3.13 раздела 1 документации о закупке установлены требования к составу заявки о предоставлении декларации по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

4. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны быть предусмотрены документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в пункте 3.4 раздела 1 документации о закупке предусмотрено требование о предоставлении в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, платежного поручения с отметкой банка или заверенная банком копия платежного поручения, вместе с тем, указанное положение Закона о контрактной системе утратило силу в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

5. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 3 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в пункте 3.4 раздела 1 документации о закупке в требованиях к составу заявки не конкретизировано условие о необходимости предоставления в составе заявке документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, равно как и наименование указанных документов.

 

6. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Правила).

Вместе с тем, в пункте 5.3 проекта контракта не указана формула расчета пени в отношении подрядчика, в соответствии с порядком, установленным Правилами, что противоречит части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

7. В соответствии с пунктом 11 части 1, частью 2 статьи 50, частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в документации о закупке и в проекте контракта, являющемся его неотъемлемой частью, должны содержаться размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.

 Вместе с тем, в проекте контракта не указаны требования к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта в части применения антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, что противоречит пункту 11 части 1, части 2 статьи 50, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

 

8. В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация, отражающая порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

При этом, указанная информация должна отражаться в протоколе, в том числе, если конкурс признан несостоявшимся, за исключением случая подачи единственной заявки на участие в конкурсе.

Из протокола рассмотрения и оценки заявок от 03.02.2017 следует, что конкурс признан не состоявшимся в результате отклонения двух заявок участников закупки (ООО «Листик и Партнеры» и ООО Аудиторская фирма «ВнешЭкономАудит»), вместе с тем в протоколе не указан порядок оценки заявок на участие в конкурсе, что не соответствует пункту 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Кроме того, антимонопольный орган критически относится к установлению заказчиком в качестве документов, подтверждающих опыт осуществления аудиторской деятельности, выписки из ЕГРЮЛ и документа о государственной регистрации юридического лица (пункт 5.11.2 раздела 1 документации о закупке), так как указанные документы не в полной мере раскрывают содержание критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

При этом, подтверждением опыта выполнения работ, являются документы, свидетельствующие о наличии у участника закупки договорных отношений по оказанию аудиторских услуг, что соответствует пунктам 10, 28 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085, а также пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

         

  1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 3 статьи 49 пункта 8 статьи 42, пунктов 4,11 части 1 статьи 50, подпункта г пунктов 1,3, 5 части 2 статьи 51, части 7 статьи 34, части 2 статьи 50, части 1 статьи 96, пункта 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
  2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать ввиду признания конкурса несостоявшимся.

          Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны