Решение б/н Решение и предписание № 253-ж/2018 по жалобе ООО «Перспектив... от 8 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 253-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036), в присутствии:

- представителя Управления образования администрации Чебаркульского муниципального района (далее – заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности № 03/18 от 25.04.2018;

- представителя Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» (далее – уполномоченный орган) «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 27.04.2018, главного инженера отдела капитального строительства «<…>» (удостоверение № 12 от 31.12.2016);

- заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, письменных пояснений, ходатайств не представил.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 23.04.2018 поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.04.2018 в 14:58.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области 37 378 200,00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0169300010318000015 от 26.02.2018.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «Перспектива» заключаются в следующем.

Пункт 9.3.7 проекта контракта, а именно обязанность подрядчика по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30% процентов от цены контракта в случае, если подрядчик не относится к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, не соответствует типовым условиям контракта и нарушает часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Проект контракта не содержит идентификационный код закупки (далее – ИКЗ).

Антидемпинговые меры установлены заказчиком в проекте контракта с нарушением законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО «Перспектива» частично согласились и пояснили, что заказчиком правомерно, с соблюдением требований законодательства о контрактной системе установлен процент привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку «30%» соответствует требованию «не менее 5%» и позволяет определить точный объем участия указанных субъектов.

По мнению представителей заказчика, ИКЗ возможно установить в проекте контракта при его заключении, к тому же документация об аукционе содержит идентификационный код закупки.

При установлении антидемпинговых мер в документации о закупке и проекте контракта заказчиком допущена техническая ошибка.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Типовые условия), пункт 1 которых предусматривает обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).

Пункт 9.3.7 проекта контракта предусматривает обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – субподрядчики, соисполнители) в объеме 30% процентов от цены контракта в случае, если подрядчик не относится к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, установленный заказчиком в проекте контракта объем привлечения подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не противоречит Типовым условиям, части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе. Кроме того, указанное положение соответствует Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2017 № Д28и-629, определяющему, что при включении в проект контракта обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме не менее 5 процентов от цены контракта, заказчик вправе указать обязательный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в виде значения, выраженного в процентах от цены контракта, в любом размере от 5 процентов и выше.

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

2. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе информация об идентификационном коде закупки, определенном в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация об идентификационном коде закупки.

Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе, следовательно, должен содержать все условия исполнения контракта, определенные извещением, аукционной документацией, в том числе и информацию об идентификационном коде закупки.

В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, документации об аукционе указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки: 183744200171974150100100040040000414.

Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует информация об определенном заказчиком идентификационном коде закупки, что, в свою очередь, не соответствует части 1 статьи 23, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя обоснован.

3. Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, предложившего цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, на дату подачи заявки, при проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта которого составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, законодательством о контрактной системе не предусмотрено.

Вместе с тем, согласно пункту 17.1 проекта контракта: «если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки».

К тому же, аналогичные указание антидемпинговых мер допущены заказчиком как в извещении о проведении электронного аукциона, так и в документации о закупке.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 37, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе проект контракта, извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе содержат возможность выбора участником закупки, предложившим цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить обеспечение исполнения контракта, превышающее в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона в электронной форме или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Довод заявителя обоснован.

Необходимо отметить, что указанное нарушение не повлияло на результаты осуществленной закупки, так как снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,51 %.

 

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570).

В Постановлении № 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее – перечень работ).

Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению № 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам «а-в» пункта 2 Постановления № 570:

- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.

- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.

Согласно пункту 9.3.13 проекта контракта подрядчик обязуется «в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. №570 (с изм. ПП РФ от 30.08.2017г. №1042) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту выполнить из числа видов работ, утвержденных постановлением и указанных в Приложении № 4 к контракту, не менее 15 процентов цены контракта в совокупном стоимостном выражении. Конкретные виды, объемы и сметная стоимость работ из числа видов и объемов работ, указанных выше, определенные по предложению Подрядчика, включаются в контракт (Приложение №5 к контракту)».

В Приложении № 4 содержатся следующие виды работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту: 14. Земляные работы; 15. Устройство фундаментов и оснований; 16. Возведение несущих конструкций; 17. Возведение наружных ограждающих конструкций; 18.Устройство кровли; 19. Фасадные работы; 20. Устройство внутренних электротехнических систем; 21.Устройство внутренних слаботочных систем; 22. Пусконаладочные работы; 23. Устройство наружных сетей канализации; 24. Устройство наружных сетей водоснабжения; 25. Устройство наружных сетей теплоснабжения; 26. Устройство наружных сетей газоснабжения. Однако, как Приложение № 4, так и Приложение № 5 к контракту не содержат объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлению № 570.

Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что согласно пункт 3.1 проекта контракта работы по настоящему контракту должны быть выполнены в течение 90 (девяносто) календарных дней с момента заключения контракта, что свидетельствует о необходимости включения в проект контракта двух условий о выполнении подрядчиком работ как в размере не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - до 1 июля 2018 г., так и в размере не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036) обоснованной в части отсутствия в проекте контракта идентификационного кода закупки, установления антидемпинговых мер с нарушением законодательства о контрактной системе, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 1 статьи 37, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 253-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

28 апреля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 28.04.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036) (далее – аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной Закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению образования администрации Чебаркульского муниципального района с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

2. Управлению образования администрации Чебаркульского муниципального района при направлении победителю привести проект контракта в соответствие действующему законодательству и решению Челябинского УФАС России № 253-ж/2018 от 28.04.2018, а именно:

- предусмотреть в проекте объемы возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, с включением двух условий о выполнении подрядчиком работ как в размере не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - до 1 июля 2018 г., так и в размере не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г;

- установить в проекте идентификационный код закупки;

Продолжить процедуру определения подрядчика.

3. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 07.05.2018 обеспечить Управлению образования администрации Чебаркульского муниципального района возможность исполнения пункта 2 настоящего предписания.

4. Управлению образования администрации Чебаркульского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.05.2018 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны