Решение б/н 1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в... от 29 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Профитсфера Регион»

456780, Челябинская область, город Озерск, улица Советская, д. 32, кв. 14

Областное государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Челябинской области»

454048, Челябинская область, город Челябинск, ул. Елькина, д. 77

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-2034/2020 (№ 122-ВП/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

после объявленного перерыва (определение от 07.10.2020) руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «Профитсфера Регион» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест (изв. № 0869500001520000005), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителя Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» (далее – заказчик) <…>

, действующего на основании доверенности от 02.09.2020 № 1,

в отсутствие представителей ООО «Профитсфера Регион» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 27.08.2020 поступило обращение заявителя по вопросу нарушения заказчиком норм законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест (изв. № 0869500001520000005) (далее – закупка, аукцион).

Согласно представленным документам, заказчик 13.08.2020 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0869500001520000005 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 799 215,00 рублей.

В обращении заявитель указывает на следующее.

В нарушение законодательства о контрактной системе заказчик установил дополнительные характеристики товара, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), при осуществлении закупки товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878).

Заказчиком неправомерно при проведении аукциона не применены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878, поскольку отечественная радиоэлектронная продукция не способна конкурировать с иностранной продукцией при равных условиях, в связи с чем Правительство РФ и устанавливает преференции.

Представитель заказчика с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал и указал следующее.

Заказчиком для решения специальных задач составлено техническое задание на поставку автоматизированных рабочих мест, производительность которых сможет удовлетворять запросам заказчика.

В соответствии с постановлением Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 проведен анализ Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, в результате которого выяснено, что предлагаемые автоматизированные рабочие места не удовлетворяют требованиям заказчика. В связи с чем заказчик в документации об электронном аукционе (приложение № 4 к документации об аукционе) представил обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, в КТРУ отсутствует такая позиция, как автоматизированное рабочее место.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Как следует из содержания извещения, наименованием объекта закупки является поставка автоматизированных рабочих мест.

Согласно сведениям, размещенным в открытых источниках информации, в сети Интернет, автоматизированное рабочее место представляет собой программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, дает возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода (https://ru.wikipedia.org).

В составе документов, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, заказчиком опубликовано Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение № 4 к документации об аукционе).

В силу пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878, обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:

а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 прямо предусмотрена в определенных случаях возможность неприменения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно при проведении аукциона не применены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878, не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.

Как следует из документов, представленных заказчиком в материалы дела (письменные пояснения от 06.10.2020 № 324), единый реестр российской радиоэлектронной продукции не содержит соответствующий класс (класс радиоэлектронной продукции определяется по данным реестра в столбце 4 согласно письму Минфина России от 08.10.2019 № 24-03-08/77212) радиоэлектронной продукции, соответствующий следующим позициям КТРУ:

- клавиатура - 26.20.16.110-00000002;

- мышь компьютерная - 26.20.16.170-00000002;

- монитор, подключаемый к компьютеру, - 26.20.17.110-00000007.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что заказчиком осуществляется закупка автоматизированных рабочих мест в виде сложного, составного товара.

Так, заказчиком при описании объекта закупки в Приложении № 1 к документации об аукционе установлены требования к системному блоку, клавиатуре, компьютерной мыши, монитору, источнику бесперебойного питания.

При этом, необходимо отметить, что в извещении об осуществлении закупки по каждому наименованию товара заказчиком указан соответствующий код позиции КТРУ. Так, например, системный блок соответствует коду КТРУ 26.20.15.000-00000027, клавиатура - 26.20.16.110-00000002, мышь компьютерная - 26.20.16.170-00000002, монитор, подключаемый к компьютеру, - 26.20.17.110-00000007, источник бесперебойного питания - 26.20.40.110-00000008.

Каждый из примененных в извещении кодов КТРУ включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 (код 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое»).

Согласно письму Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 «О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961», условием применения положений подпункта «а» пункта 5 Правил использования каталога является включение закупаемой радиоэлектронной продукции (соответствующего кода такой закупаемой продукции) в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878.

При этом положения подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ применяются вне зависимости от установления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, несмотря на то, что при проведении закупки ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливаются, и в составе документов о закупке в единой информационной системе размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, заказчик не вправе при описании объекта закупки устанавливать требования к дополнительным характеристикам товара, не предусмотренным в КТРУ.

Вместе с тем, в Спецификации (Приложение № 1 к документации об аукционе) заказчиком установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, например, по позиции «Источник бесперебойного питания», - эффективная мощность, минимальное входное напряжение, максимальное входное напряжение, модуль автоматической регулировки напряжения, защита от перегрузки; по позиции «Монитор, подключаемый к компьютеру» - время отклика, по позиции «Мышь компьютерная» - цвет, кнопка изменения чувствительности, колесо прокрутки; по позиции «Клавиатура» - цифровой блок, цвет, наличие клавиши AltGr; по позиции «Системный блок» - сокет, цвет корпуса и иные.

С учетом изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам закупки заключен и на момент заседания Комиссии расторгнут.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны