Решение б/н Решение № 254-ж/2018 по жалобе ООО «СтройСтандарт» на действ... от 8 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 254-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 04 мая 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СтройСтандарт» (далее - ООО «СтройСтандарт», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036), в присутствии:

- представителя Управления образования администрации Чебаркульского муниципального района (далее – заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности № 03/18 от 25.04.2018;

- представителя Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» (далее – уполномоченный орган) «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 27.04.2018, главного инженера отдела капитального строительства «<…>» (удостоверение № 12 от 31.12.2016);

- заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, письменных пояснений, ходатайств не представил.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 23.04.2018 поступила жалоба ООО «СтройСтандарт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.04.2018 в 14:58.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области 37 378 200,00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0169300010318000015 от 26.02.2018.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «СтройСтандарт» заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектная документация в полном объеме в ЕИС не размещена, а именно отсутствуют результаты инженерных изысканий (геодезия и геология) и положительное заключение государственной экспертизы. При этом, установленный срок выполнения работ в 90 календарных дней является недостаточным и подлежит, по мнению заявителя, увеличению до срока, установленного государственной экспертизой (120 календарных дней).

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО «СтройСтандарт» не согласились и пояснили, что государственная экспертиза проектной документации не относится к проектной документации, а свидетельствует о соответствии проектной документации требованиям законодательства РФ, строительным нормам и правилам, поэтому размещать ее в составе ПСД не обязательно.

Документация об аукционе содержит техническое задание, определяет виды и объем работ. Результаты инженерных изысканий (геодезия и геология) указаны в разделе КР (15.12.43-ПЗ.КР; 15.12.2090-КР4.1).

Максимальный срок строительства детского сада определен государственной экспертизой 120 календарных дней. Срок в 90 дней установлен заказчиком исходя из полученного предписания Госинспекции ОНД и Р № 5 по пожарному надзору от 07.11.2017, согласно которому необходимо до 01.08.2018 вывести из состава школы помещение, отданное под группу детского сада, исходя из несоответствия классу функциональной пожарной опасности.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В силу части 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87) установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Требования к содержанию разделов и состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения определены пунктами 10-32 раздела II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. При этом, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из следующих 12 разделов: Раздел 1 «Пояснительная записка»; Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»; Раздел 3 «Архитектурные решения»; Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»; Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»; Раздел 6 «Проект организации строительства»; Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»; Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»; Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»; Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»; Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»; Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Таким образом, из содержания градостроительного законодательства, законодательства о контрактной системе не следует, что положительное заключение государственной экспертизы является составной частью проектной документации.

В соответствии с пунктом 1 проекта контракта «1. Предмет контракта

1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Бишкиль, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять Работы и оплатить их.

1.2. Выполнение работ осуществляется в соответствии с

– Техническим заданием (Приложение №1),

– Сметами (Приложение №2),

– Проектом «Строительство детского сада в п. Бишкиль» (Приложение №3).

1.3. Место выполнения работ: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Бишкиль».

Из пункта 9.3.1 проекта контракта следует обязанность подрядчика выполнить работы, указанные в п. 1.1. настоящего Контракта, и предъявить результаты выполненной работы.

Таким образом, для выполнения работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области участнику закупки необходимо обладать информацией в соответствие с чем необходимо выполнять работы, какие требования необходимо соблюдать при выполнении работ.

Приложением № 1 к проекту контракта выступает техническое задание, определяющее предмет контракта, основные характеристики объекта, место, объем, сроки выполнения работ, обязанности подрядчика, требования к сроку и объему предоставления гарантии качества, к безопасности проведения работ, приемку работ. При этом, Приложением № 1 к Техническому заданию установлены функциональные, технические и качественные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Приложением № 2 к проекту контракта являются сметы, а именно:

- сводно-сметный расчет стоимости строительства;

- общестроительные работы ниже 0 (02-01-01);

- общестроительные работы выше 0 (02-01-02);

- отопление (02-01-03);

- вентиляция (02-01-04);

- внутренняя канализация (02-01-05);

- внутренний водопровод (02-01-06);

- электрооборудование и электроосвещение (02-01-07);

- слаботочные сети (02-01-08);

- автоматизация системы вентиляции (02-01-09);

- автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре (02-01-10);

- автоматика отопления (02-01-11);

- технологическое оборудование (02-01-12);

- кабельная линия 0,38кВ (04-01);

- слаботочные наружные сети (05-01);

- наружные сети канализации (06-01);

- водопровод нар. сети (06-02);

- наружные сети теплоснабжения (06-03);

- благоустройство и озеленение (07-01);

- наружное освещение (07-02);

- ПНР автоматики отопления (09-01);

- автоматизация системы вентиляции ПНР (09-02).

Приложения №№ 3-1, 3-2 содержат проект «Строительство детского сада в п. Бишкиль».

Приложение № 4 предполагает указание видов, объемов и сметной стоимости работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Кроме того, проект «Строительство детского сада в п. Бишкиль» состоит из следующих разделов: АОВ 1-ИТП (рабочая документация), АОВ 1-вентиляция, АПС (пожарная сигнализация), АР (архитектурные решения), вентиляция, КР (конструктивные и объемно-планировочные решения).

При этом, раздел КР (15.12.43-ПЗ.КР; 15.12.2090-КР 4.1) содержит результаты инженерных изысканий (геодезия и геология), что также подтверждается скриншотами содержания пояснительной записки.

Таким образом, потенциальный участник закупки на этапе подачи заявки обладает информацией какие работы, в каком объеме должны быть выполнены, каким требованиям соответствовать, что не противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия обращает внимание, что заявителем не представлено доказательств установления заказчиком недостаточного срока выполнения работ в 90 календарных дней. Кроме того, 90 календарных дней не превышают максимальный срок строительства детского сада в 120 календарных дней, определенный государственной экспертизой.

Доводы заявителя не находят подтверждения, не обоснованы.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе информация об идентификационном коде закупки, определенном в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация об идентификационном коде закупки.

Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе, следовательно, должен содержать все условия исполнения контракта, определенные извещением, аукционной документацией, в том числе и информацию об идентификационном коде закупки.

В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, документации об аукционе указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки: 183744200171974150100100040040000414.

Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует информация об определенном заказчиком идентификационном коде закупки, что, в свою очередь, не соответствует части 1 статьи 23, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, предложившего цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, на дату подачи заявки, при проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта которого составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, законодательством о контрактной системе не предусмотрено.

Вместе с тем, согласно пункту 17.1 проекта контракта: «если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки».

К тому же, аналогичные указание антидемпинговых мер допущены заказчиком как в извещении о проведении электронного аукциона, так и в документации о закупке.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 37, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе проект контракта, извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе содержат возможность выбора участником закупки, предложившим цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить обеспечение исполнения контракта, превышающее в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона в электронной форме или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Необходимо отметить, что указанное нарушение не повлияло на результаты осуществленной закупки, так как снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,51 %.

3. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570).

В Постановлении № 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее – перечень работ).

Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению № 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам «а-в» пункта 2 Постановления № 570:

- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.

- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.

Согласно пункту 9.3.13 проекта контракта подрядчик обязуется «в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. №570 (с изм. ПП РФ от 30.08.2017г. №1042) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту выполнить из числа видов работ, утвержденных постановлением и указанных в Приложении № 4 к контракту, не менее 15 процентов цены контракта в совокупном стоимостном выражении. Конкретные виды, объемы и сметная стоимость работ из числа видов и объемов работ, указанных выше, определенные по предложению Подрядчика, включаются в контракт (Приложение №5 к контракту)».

В Приложении № 4 содержатся следующие виды работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту: 14. Земляные работы; 15. Устройство фундаментов и оснований; 16. Возведение несущих конструкций; 17. Возведение наружных ограждающих конструкций; 18.Устройство кровли; 19. Фасадные работы; 20. Устройство внутренних электротехнических систем; 21.Устройство внутренних слаботочных систем; 22. Пусконаладочные работы; 23. Устройство наружных сетей канализации; 24. Устройство наружных сетей водоснабжения; 25. Устройство наружных сетей теплоснабжения; 26. Устройство наружных сетей газоснабжения. Однако, как Приложение № 4, так и Приложение № 5 к контракту не содержат объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлению № 570.

Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что согласно пункт 3.1 проекта контракта работы по настоящему контракту должны быть выполнены в течение 90 (девяносто) календарных дней с момента заключения контракта, что свидетельствует о необходимости включения в проект контракта двух условий о выполнении подрядчиком работ как в размере не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - до 1 июля 2018 г., так и в размере не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтройСтандарт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области (извещение № 0169300015618000036) необоснованной.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 1 статьи 37, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 1 статьи 96, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе выдано по итогам рассмотрения жалобы № 253-ж/2018.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны