Решение (комиссия) №ВЛ/1179/23 решение от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург»
456206, Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Спортивная, д. 1/21
spmetallurg74@mail.ru

 

Министерство социальных отношений Челябинской области
454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 30
minsoc@gov74.ru

mto@minsoc74.ru

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»
454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21
zakup@zakup74.ru

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

Комиссии по осуществлению закупок

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-149/2023 (№ 11-ВП/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по санаторно-курортному лечению ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0869200000222007551) (далее — конкурс, закупка), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей Министерства социальных отношений Челябинской области (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 24.01.2023 №№ 4-ю, 5-ю;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее — уполномоченное учреждение) <...>, действующих на основании доверенностей от 04.04.2022 № 09, 11;

- представителя ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» (далее — заявитель) <...>, действующей на основании решения от 16.10.2019 № 52/19,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Согласно представленным документам 19.12.2022 объявлено о проведении конкурса путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0869200000222007551 об осуществлении закупки; 26.12.2022 в единой информационной системе размещено Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 26.12.2022 №ИИ1 в ред. №2.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 378 364,50 рублей.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам закупки заключен.

В Челябинское УФАС России 20.01.2023 посредством электронной почты поступила жалоба заявителя. Решением от 23.01.2023 № ВЛ/669/23 заявителю отказано в принятии жалобы к рассмотрению на основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, назначена внеплановая проверка по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении конкурса.

Согласно доводам заявителя:

1. Порядок проведения конкурса противоречит действующему законодательству, поскольку отсутствует рассмотрение 1 частей заявок и в нарушение пункта 2 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе отсутствует протокол о рассмотрении 1 частей.

2. Уполномоченным учреждением неправомерно вносились изменения в извещение.

3. Уполномоченным учреждением, заказчиком незаконно установлено ограничение в части предоставления подтверждающих контрактов.

4. Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки заявителя по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

5. Санаторно-курортное лечение ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда требует не только медицинского обслуживания, но и социального, следовательно, в рамках Постановления Правительства РФ № 2604 предмет контракта относится к услугам, указанным в пункте 2 «Работы, услуги, за исключением работ, услуг, предусмотренных позициями 3 - 20 настоящего приложения» Приложения 2 указанного Постановления. Соответственно, распределение значимости критерия «цена» и «квалификация» должны быть 60 и 40.

Представители уполномоченного учреждения, заказчика с доводами заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее:

1. Открытый конкурс проводился в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, которая предусматривает, что заявка состоит из второй и третьей части, соответственно, протокола рассмотрения первых частей не может быть ввиду отсутствия самих первых частей.

2. В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки в установленные законом сроки. Уполномоченным учреждением внесены изменения в извещение с соблюдением срока, предусмотренного законом.

3. В требованиях к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено наличие действующей лицензии с приложениями на осуществление медицинской деятельности, в том числе кровообращение, в связи с чем заказчиком установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участников закупки опыта оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан с заболеваниями системы кровообращения, связанного с предметом контракта (договора). Заявителем, а также вторым участником закупки такие государственные контракты и представлены.

4. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты (гражданско-правовые договоры), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» по показателю «общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)» предоставил 10 контрактов, однако государственный контракт № 2.89 от 07.09.2020 не принят к оценке, поскольку услуги по нему не оказаны, в связи с расторжением указанного государственного контракта в полном объеме. В связи с чем комиссией засчитано 9 контрактов и произведен расчет по формуле, указанной в извещении.

5. Значимость критерия оценки определяется с учетом Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предельных величин значимости критериев оценки согласно пункту 16 приложения 2, поскольку предметом закупки является санаторно-курортное лечение граждан, именно медицинские услуги.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

1. Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, при этом критериями оценки являются «Цена контракта» и «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В силу части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, в том числе заявка состоит из второй и третьей частей.

Поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, заявки участников закупки состоят из второй и третьей частей, следовательно, отсутствие протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

 

2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличения размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускается. При это срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок при проведении электронных конкурсов составлял не менее десяти дней.

Изменения в извещение о проведении конкурса внесены 26.12.2022, а дата и время окончания срока подачи заявок, с учетом изменений, установлена - 12.01.2023. Таким образом, срок подачи заявок на участие в закупке продлен на 17 дней, что не является нарушением пункта 1 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

3. Согласно пункту 24 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Исходя из содержания подпункта «в» пункта 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно извещению о проведении конкурса объектом закупки является оказание услуг по санаторно-курортному лечению ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Челябинской области (с заболеваниями системы кровообращения).

Приложением № 1 к извещению о закупке (Описание объекта закупки) предусмотрены требования к организации работы санаторно-курортной организации (учреждения), а именно: организация исполнителя, оказывающая услуги по санаторно-курортному лечению ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда не являющихся инвалидами, проживающих на территории Челябинской области, оснащена оборудованием для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда на территории исполнителя с учетом стандартов санаторно-курортной помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе, № 222 от 22.11.2004 года «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением».

Как следует из содержания извещения и пояснений заказчика, уполномоченного учреждения, для заказчика в наибольшей степени важным является наличие у участников опыта оказания услуг по санаторно-курортному лечению именно заболеваний системы кровообращения, связанного с предметом контракта, чем и обусловлен выбор способа закупочной процедуры в виде конкурса, который позволяет заключить контракт не по наименьшему предложению цены контракта участником, а по опыту исполнения санаторно-курортных услуг, связанных с предметом контракта.

Таким образом, установленное требование о наличии опыта оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан с заболеваниями системы кровообращения, связанного с предметом контракта (договора), не противоречит законодательству о контрактной системе и обусловлено потребностью заказчика.

 

4. Согласно пункту 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, в случае применения показателя оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров,

оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Разделом III Приложения № 5 к извещению (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан с заболеваниями системы кровообращения связанного с предметом контракта (договора):

исполненный контракт (договор) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

акт (акты) приемки или иные документы, подтверждающие исполнение контракта (договора) по санаторно-курортному лечению граждан с заболеваниями системы кровообращения, составленные при исполнении такого контракта (договора). Последний акт или иной документ, подтверждающий исполнение контракта (договора) составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Заявителем для оценки заявки конкурсной комиссии по критерию «квалификация участников закупки» предоставлено 10 контрактов, один из которых (государственный контракт № 2.89 от 07.09.2020) расторгнут сторонами, обязательства по нему не исполнены в полном объеме. Следовательно, указанный контракт правомерно не принят комиссией по осуществлению закупок для оценки.

Представители уполномоченного органа на заседании Комиссии отметили, что несмотря на то, что Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» установлено предельное максимальное значение общего количества исполненных контрактов (договоров), которое равно 10 (десяти), участник закупки мог представить гораздо большее количество контрактов.

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, уполномоченного учреждения, что установленный порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию оценки «квалификации участников закупки» в части установления предельного максимального значения общего количества исполненных контрактов равным 10, в случае предоставления всеми участниками закупки 10 контрактов, соответствующих требованиям заказчика, в соответствии с установленной формулой:

 

где

- максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), (количество исполненных контрактов (договоров);

- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) (количество исполненных контрактов (договоров);

- минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), (количество исполненных контрактов (договоров).

- предельное максимальное значение общего количества исполненных участником закупки контрактов (договоров), которое равно 10 (десяти).

не позволит достичь цели оценки – определение наилучшего условия исполнения контракта, поскольку количество баллов по детализирующему показателю, присваиваемое заявке, будет равно 0, чем нивелируется принцип конкурса – определения наилучшего условия исполнения контракта.

 

5. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику при составлении описания объекта закупки надлежит использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанных с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Из содержания части 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) следует, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Частью 4 статьи 40 Закон об основах охраны здоровья граждан установлено, что санаторно-курортное лечение направлено на: 1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; 2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 40 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Пунктом 6 Приказа Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» установлено, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, оказываемую в плановой форме.

Учитывая изложенное, а также требование, установленное заказчиком к участникам закупки о наличии действующей лицензии с приложениями на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной помощи в том числе работ и услуг по: - диетологии, - лечебной физкультуре и спортивной медицине или лечебной физкультуре, - медицинскому массажу, - физиотерапии, - санаторно-курортной помощи (в том числе работы и услуги по кардиологии, терапии) или действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, в том числе работ и услуг по: - диетологии, - лечебной физкультуре или лечебной физкультуре и спортивной медицине, - физиотерапии, - медицинскому массажу, - кардиологии, - терапии, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке определены заказчиком по пункту 16 Приложения № 2 к Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Медицинские услуги) правомерно. Доказательств обратного заявителем не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

Доводы обращения не нашли своего подтверждения на заседании Комиссии.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

2023-1289

 

 

Связанные организации

Минсоцотношений
ИНН 7453136193, ОГРН 1047424530780
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Санаторий-профилакторий "Металлург"
ИНН 7404038147, ОГРН 1047402500628
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888