Решение б/н Решение № 255-ВП/2017 в отношении ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Чел... от 4 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 255-ВП/2017

Резолютивная часть решения оглашена «29» ноября 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «04» декабря 2017 г.

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<<…>>

-

<<…>>

Членов Комиссии:

<<…>>

-

<<…>>

 

<<…>>

-

<<…>>

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании получения письма ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области (далее - Заказчик) (исх. № 762 от 19.10.2017) провела внеплановую проверку действий Заказчика по соблюдению законодательства о контрактной системе при заключении контракта № 195/ПК-17 от 19.10.2017 на оказание услуг (выездная экспертиза) по проверке соответствия заказчика критериям аккредитации, установленным Приказом Минэкономразвития России № 326 от 30.05.2014, для целей подтверждения компетентности (далее - закупка), заключенного на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в присутствии:

- представителей Заказчика <…> действующего на основании доверенности №14 от 01.11.2017, <…>, действующего на основании доверенности №15 от 01.11.2017,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 20.10.2017 поступило уведомление Заказчика о заключении договора № 195/ПК-17 от 19.10.2017 по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Ввиду наличия в указанном уведомлении и договоре информации о нарушении законодательства о контрактной системе антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.

ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области в антимонопольный орган представлены письменные пояснения и документы (исх. №762 от 19.10.2017, исх. №819 от 30.10.2017), согласно которым Заказчик полагает правомерным заключение рассматриваемого договора по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывает на то, что ООО «Содействие» избрано исполнителем услуг на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О федеральной службе по аккредитации», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.05.2016 № 287 «Об утверждении Методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации».

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив представленные Заказчиком документы и сведения, ответы органов исполнительной власти на запросы Челябинского УФАС России, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

1. Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с положениями части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

При этом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу.

При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Закона о контрактной системе.

При этом, предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), является исчерпывающим. В иных случаях выбор исполнителя должен осуществляться на общих основаниях путем проведения конкурентных процедур.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Законодатель определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные действия, а, напротив, отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Данный пункт применяется только в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг.

В свою очередь, такие полномочия должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указанные выводы содержатся в Письме ФАС России (исх. 30.11.2016 №РП/82695/16) из которого следует, что исключительность полномочий соответствующих органов, государственных предприятий, государственных учреждений, на выполнение определенных работ (услуг) должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.

 

 

Следует отметить, что круг субъектов, с которыми Заказчики вправе заключать договора по указанному положению Закона о контрактной системе, ограничен и включает в себя:

  1. орган исполнительной власти;
  2. государственное учреждение, подведомственное органу исполнительной власти;
  3. государственное унитарное предприятие, подведомственное органу исполнительной власти.

Заказчиком на заседание Комиссии представлено Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2016 № Д28и-3508 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 №44- ФЗ» которое содержит вывод о том, что положения Закона о контрактной системе не распространяются на привлечение экспертов, экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон об аккредитации).

Однако в части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе указывается, к каким отношениям не применяется настоящий Федеральный закон. Вместе с тем, отсутствуют какие-либо исключения по заключению контракта с экспертными организациями при проведении аккредитации.

Согласно пункту 15 статьи 4 Закона об аккредитации экспертиза представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений - совокупность мероприятий по анализу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений на соответствие критериям аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых оформляется экспертное заключение.

Пунктом 6 статьи 17 Закона об аккредитации предусмотрено, что экспертиза представленных заявителем документов и сведений проводится экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты. При осуществлении аккредитации в области обеспечения единства измерений в состав экспертной группы включаются технические эксперты, являющиеся работниками государственных научных метрологических институтов.

Национальный орган по аккредитации в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации осуществляет отбор эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы. Методика отбора экспертов по аккредитации должна учитывать область аттестации экспертов по аккредитации, место их проживания, степень занятости в работах в области аккредитации, опыт выполнения работ по проведению экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (пункт 7 статьи 17 Закона об аккредитации).

Вместе с тем, указанный порядок отбора экспертов для выполнения работ в области аккредитации не содержит указания на исключительность полномочий экспертов, выбираемых Росаккредитацией.

Состав экспертной группы определяется национальным органом по аккредитации на основании предложений эксперта по аккредитации о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертизы представленных заявителем документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации, из числа технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов (пункт 8 статьи 17 Закона об аккредитации).

В течение трех рабочих дней со дня утверждения состава экспертной группы национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации уведомляет эксперта по аккредитации, прошедшего отбор и являющегося руководителем экспертной группы, экспертную организацию, которая для такого эксперта по аккредитации является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие для целей оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом об аккредитации, о составе экспертной группы (пункт 10 статьи 17 Закона об аккредитации).

Информация о составе экспертной группы направляется национальным органом по аккредитации заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не менее чем за пять рабочих дней до дня начала проведения экспертизы документов и сведений, представленных заявителем (пункт 11 статьи 17 Закона об аккредитации).

В ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты и которая формируется в соответствии с частями 6 - 10 статьи 17 Закона об аккредитации.

Федеральная служба по аккредитации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

Согласно приказу Федеральной службы по аккредитации от 12.11.2016 № 11474 (далее - Приказ) утверждена экспертная группа для проведения оценки соответствия Заказчика критериям аккредитации.

В силу пункта 5 статьи 15 Закона об аккредитации Заказчик обязан заключить договор на оказание услуг с экспертной организацией, являющейся основным местом работы эксперта по аккредитации.

Материалами дела установлено, что между ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области и ООО «Содействие» заключен договор № 195/ПК-17 от 19.10.2016 на сумму 665 108 рублей 98 копеек по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

На официальном сайте Федеральной службы по аккредитации размещен Реестр экспертных организаций, в который, согласно решению о включении в Реестр №2948 от 21.08.2014, включено ООО «Содействие», сотрудником которого является руководитель экспертной группы по аккредитации, указанный в Приказе.

Вместе с тем, юридические лица с организационно-правовой формой в виде Общества с ограниченной ответственностью не входят в перечень субъектов, с которыми Заказчик в праве заключать контракт по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Такого же мнения придерживается ФАС России.

Указанные действия свидетельствуют о нарушении Заказчиком части 5 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны