Решение №12867/07 РЕШЕНИЕ от 15 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПрокуратура ЗАТО Озерска
ул. Пушкина, д. 3А, г. Озерск, Челябинская область, 456780
Администрация Озерского городского округа Челябинской области
пр-т Ленина, д. 30а, г. Озерск, Челябинская область, 456784
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области
пр-т Ленина, д. 62, г. Озерск, Челябинская область, 456784
Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства Озерского городского округа
ул. Матросова, д. 44, г. Озерск,
Челябинская область, 456785
Общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация»
ул. Кирова, д. 28, пом. 32, г. Екатеринбург, 620028
Общество с ограниченной ответственностью «Аква-тэк СК»
ул. Кирова, д. 28, пом. 1-8, г. Екатеринбург, 620028
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2020 года
В полном объеме решение изготовлено «15» октября 2020 года
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/16-1130/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии |
<...> |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<...> |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
<...> |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Озерского городского округа Челябинской области (далее – Администрация), Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее – Управление), Муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием коммунального хозяйства Озерского городского округа Челябинской области (далее – ММПКХ, Предприятие) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступили материалы от Прокуратуры ЗАТО Озерска (далее – Прокуратура) о наличии признаков нарушения в действиях Администрации, Управления, выразившихся в представлении юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидий из бюджета Озерского городского округа (далее – ОГО) на возмещение затрат на ремонт объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанных с обеспечением населения тепло-, водоснабжением, водоотведением (далее – субсидии), порядок предоставления которых утвержден Постановлением Администрации от 20.12.2019 № 3227 (далее – Порядок).
По результатам рассмотрения заявления и материалов, поступивших по результатам проведения Челябинским УФАС России проверки по указанному факту, антимонопольным органом установлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации, Управления и ММПКХ, на основании чего издан Приказ Челябинского УФАС России от 20.05.2020 № 51 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения.
Администрацией представлены документы и письменные пояснения (вх. № 3539 от 17.03.2020, исх. № 01-02-09/1440 от 29.06.2020, № 11341 от 11.08.2020, № 13882 от 05.10.2020), суть которых сводится к следующему.
Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Общие требования).
Предоставление субсидий осуществлялось в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Целью предоставления субсидий являлась возможность обеспечения получения субсидий не отдельному лицу, а кругу лиц, отвечающих требованиям, определенным Порядком. Критерии Порядка охватывают широкий перечень лиц, которые могли понести возмещаемые расходы, в том числе управляющие организации, товарищества собственников жилья, организации коммунального комплекса. Однако после опубликования Порядка заявок в 2019 году в Управление, помимо ММПКХ, не поступало.
По мнению Администрации, само по себе предоставление уполномоченным органом в лице Управления субсидии исключительно по тем основаниям, что затраты на возмещение которых предоставлены субсидий сформировались в результате ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности, или получателем субсидии явилось муниципальное предприятие, не может быть расценено в качестве нарушения требований действующего, в том числе антимонопольного, законодательства.
Также Администрация поясняет, что Порядок в настоящее время является действующим, поскольку содержит разделы, касающиеся контроля и ответственности получателя субсидии, порядка возврата субсидии, правоприменение которых возможно за пределами 2019 года.
Управлением представлены документы и письменные пояснения (вх. 9064 от 02.07.2020, № 11647 от 17.08.2020), суть которых сводится к следующему.
К числу получателей субсидии потенциально могут быть отнесены как муниципальные унитарные предприятия, в том числе ММПКХ, так и предприятия иной формы собственности из числа управляющих организаций, а также товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.
В ходе рассмотрения заявки комиссия, созданная приказом Управления, в соответствии с протоколом № 1 от 26.12.2019, проанализировав поступившие документы на предмет соответствия требованиям Порядка, приняла решение о соответствии заявления ММПКХ.
Предприятием в составе заявки предоставлены два платежных поручения на оплату произведенных работ Обществом с ограниченной ответственностью «Аква-Тэк СК» (далее – ООО «Аква-Тэк СК») на сумму 491 018 рублей от 25.12.2019 и Общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация» (далее – ООО «Эксплуатация») на сумму 409 047 рублей 56 копеек от 25.12.2019.
Таким образом, информация о фактических затратах ММПКХ на ремонт объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанный с обеспечением населения, комиссией признана достоверной, на основании чего было принято решение о предоставлении субсидии.
Предприятием представлены документы и письменные пояснения (вх. 9063 от 30.06.2020, № 13225 от 22.09.2020), суть которых сводится к следующему.
В ноябре 2019 года в г. Озерск по адресу: пр-кт К. Маркса, д. 23А произошла аварийная ситуация с затопление подвального помещения в связи с прорывом городской трассы водоснабжения, для устранения которой требовалось заключить договор на производство работ по подземной прокладке трубопровода со сторонней организацией, имеющей соответствующее оборудование.
В соответствии с планом закупок в декабре 2019 года Предприятием размещена планируемая закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение прокладки подземным способом водопроводной сети 150 мм, L70, а также на выполнение земляных работ для прокладки подземным способом водопроводной сети 150 мм, L70.
09 декабря 2019 года между Предприятием и ООО «Аква-Тэк СК» заключен договор № 309/19-ОЗ на выполнение земляных работ для прокладки подземным способом водопроводной сети с использованием технологии бестраншейной прокладки трубопроводов в соответствии с локальной сметой со сроком выполнения работ до 23.12.2019, а также договор № 308/19-Оз с ООО «Эксплуатация» на выполнение прокладки подземным способом водопроводной сети в соответствии с локальной сметой со сроком выполнения работ до 18.12.2019.
ММПКХ указывает, что о предоставлении субсидии стало известно из открытых источников – Постановление, которым утвержден Порядок, было размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации (www.ozerskadm.ru).
Ввиду наличия затрат Предприятием принято решение о подаче заявления на предоставление субсидии с приложением документов, указанных в Порядке.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ определяет, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Часть 3 статьи 78 БК ФР указывает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (далее – Общие требования), действовавшим на момент принятия Порядка и предоставления субсидии, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в обязательном порядке должны устанавливать:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с выпиской из решения Собрания депутатов ОГО от 21.11.2019 № 186 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов ОГО от 13.12.2018 № 243 «О бюджете ОГО на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», представленной Администрацией, расходы на возмещение затрат на ремонт объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанных с обеспечением населения ОГО тепло-, водоснабжением, водоотведением на 2019 год составляют 900 000 рублей.
Следовательно, эта сумма является лимитом предоставления субсидии на указанные цели.
Порядок размещен на официальном сайте ОГО 20.12.2019, опубликован в газете «Озерский вестник» 23.12.2019.
26.12.2019 в Управление поступило заявление о предоставлении субсидии от ММПКХ, с приложением документов, предусмотренных пунктом 4 Порядка, а именно договоры, заключенные с ООО «Аква-Тэк СК» и ООО «Эксплуатация».
В соответствии с договором оказания услуг от 09.12.2019 № 308/19-ОЗ, заключенным между ММПКХ и ООО «Эксплуатация», его предметом является выполнение работ по прокладке подземным способом водопроводной сети Д 150 мм L 70 в соответствии с локальной сметой (Приложение № 1 к договору), на участке от магазина «Орфей» до жилого дома, расположенного по адресу: г. Озерск, пр-т К. Маркса, 25.
В соответствии с условиями данного договора, что подтверждается актом выполненных работ от 18.12.2019, Исполнителем выполнены следующие работы:
- демонтаж трубопроводов в непроходных каналах с повышенной влажностью вручную, диаметр труб до 150 мм;
- телевизионное инспекционное обследование трубопровода после промывки с одновременной сушкой;
- бестраншейная замена труб (разрушение старой трубы с помощью пневмопробойника) полиэтиленовыми трубами с изменением диаметров на 160 и 180 мм;
- установка полиэтиленовых фасонных частей (отводов, кален, патрубков, переходов);
- установка стальных обжимных, соединительных и регулировочных муфт.
В соответствии с договором оказания услуг от 09.12.2019 № 309/19-ОЗ, заключенным между ММПКХ и ООО «Аква-тэк СК», его предметом является выполнение земляных работ для прокладки подземным способом водопроводной сети Д 150 мм L 70 в соответствии с локальной сметой (Приложение № 1 к договору), на участке от магазина «Орфей» до жилого дома, расположенного по адресу: г. Озерск, пр-т К. Маркса, 25.
В соответствии с условиями данного договора, что подтверждается актом выполненных работ от 18.12.2019, Исполнителем выполнены следующие работы:
- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий;
- разборка покрытий и оснований щебеночных
- разборка скального грунта бетоноломом (гидроклиньями);
- разработка грунта с погрузкой на экскаваторы;
- перевозка грунта автомобилями – самосвалами;
- разработка грунта в отвал экскаваторами;
- крепление инвентарными щитами стенок траншей;
- водоотлив;
- засыпка траншей и котлованов;
- уплотнение грунта автоматическими трамбовками;
- планировка площадей механизированным способом;
- монтаж ограждающих конструкций стен.
По запросу Челябинского УФАС России Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство СРО-С-030-24082009 Союз строительных компаний Урала и Сибири (далее – СРО «ССК УрСиб») представила информацию, что работы по договору, предметом которого является выполнение земляных работ входят в состав работ по ремонту объекта водоснабжения – водопроводная сеть Д 150 мм L 70.
Согласно пункту 8 Порядка решение о предоставлении субсидии принимается по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 4 Порядка, и проверки соответствия получателя субсидии требованиям, установленным пунктом 7 Порядка, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты поступления в Управление документов, и оформляется приказом начальника Управления. Основанием для предоставления является договор, указанный в пункте 5 Порядка.
Решение о соответствии претендента требованиям Порядка принято Управлением в день регистрации заявления ММПКХ (протокол № 1 от 26.12.2019), в этот же день Управлением издан Приказ № 34 от 26.12.2019 о предоставлении субсидии ММПКХ и заключении с ним договора о предоставлении субсидии, на полный объем лимита субсидии, утвержденной в ОГО на указанные цели.
В тот же день, 26.12.2019 договор подписан сторонами (Управлением и ММПКХ).
Платежным поручением № 38168 от 30.12.2019 субсидия на указанные цели в сумме 900 000 рублей перечислена получателю субсидии – ММПКХ.
Кроме того, Челябинским УФАС России в адрес управляющих организаций, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа направлен запрос о предоставлении сведений об обладании таких организаций информацией о предоставлении субсидий; о причинах, по которым не была подана заявка на получение субсидии, а также о наличии в 2019 году затрат, связанных с ремонтом объектов тепло-, водоснабжения, водоотведением.
В материалы дела представлено 7 ответов, согласно которым 4 организациям (ООО УК «Система», ООО «ЖЭК Метлино», ООО «ЖКС», ООО «ЖЭК-4») было известно из открытых источников о предоставлении субсидии, порядок предоставления которой рассматривается в настоящем деле, в 2019 году; из ответа ООО «УО «ОСЖС» невозможно сделать вывод о наличии или отсутствии у данной организации сведений о предоставлении в 2019 году субсидии, поскольку Обществом указано, что оно не обращалось за субсидией, иная информация отсутствует; ММУП ЖКХ пос. Новогорный и ТСН «Факел» указали, что сведениями и информацией о предоставлении в декабре 2019 года субсидии, не располагали.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ввиду наличия у части организаций, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа Челябинской области, сведений о предстоящем предоставлении субсидии, следовательно, указанные хозяйствующие субъекты могли подать заявку на предоставлении субсидии. Документов и сведений, свидетельствующих о невозможности указанными лицами подать заявку на получение субсидии и (или) об отказе в приеме заявки Управлением, Комиссией при рассмотрении настоящего дела не получено.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Из указанных положений следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения, в том числе в устной форме между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.
Вместе с тем, не каждое соглашение между органами власти и хозяйствующими субъектами является антиконкурентным соглашением и ограничивает конкуренцию.
Антимонопольным органом не получены документы, подтверждающие, что в результате действий Администрации, выразившихся в утверждении Порядка, принятии, рассмотрении заявки ММПКХ и предоставлении субсидии Управлением, а также действий ММПКХ по подаче заявки на получение субсидии, созданы ограничения, препятствия доступа другим хозяйствующим субъектам в получении субсидии на рынке выполнения работ по ремонту объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанных с обеспечением населения тепло-, водоснабжением, водоотведением .является конкурентным.
Документов, подтверждающих, что указанные действия Администрации, Управления, ММПКХ привели или могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, а также содержат нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом не получено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях указанных лиц не усматривается нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 074/01/16-1130/2020, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Озерского городского округа Челябинской области, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области, Муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием коммунального хозяйства Озерского городского округа Челябинской области статьи 16, в том числе пункта 4 названной нормы.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня вынесения.
<...>
8 (351) 265-93-79
13.10.2020