Решение №12867/07 РЕШЕНИЕ от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Прокуратура ЗАТО Озерска

ул. Пушкина, д. 3А, г. Озерск,  Челябинская область, 456780

 

Администрация Озерского городского округа Челябинской области

пр-т Ленина, д. 30а, г. Озерск, Челябинская область, 456784

 

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области

пр-т Ленина, д. 62, г. Озерск, Челябинская область, 456784

 

Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства Озерского городского округа

ул. Матросова, д. 44, г. Озерск,

Челябинская область, 456785

 

Общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация»

ул. Кирова, д. 28, пом. 32, г. Екатеринбург, 620028

 

Общество с ограниченной ответственностью «Аква-тэк СК»

ул. Кирова, д. 28, пом. 1-8, г. Екатеринбург, 620028

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «15» октября 2020 года

                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/16-1130/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии

<...>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Озерского городского округа Челябинской области (далее – Администрация), Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее – Управление), Муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием коммунального хозяйства Озерского городского округа Челябинской области (далее – ММПКХ, Предприятие) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России поступили материалы от Прокуратуры ЗАТО Озерска (далее – Прокуратура) о наличии признаков нарушения в действиях Администрации, Управления, выразившихся в представлении юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидий из бюджета Озерского городского округа (далее – ОГО) на возмещение затрат на ремонт объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанных с обеспечением населения тепло-, водоснабжением, водоотведением (далее – субсидии), порядок предоставления которых утвержден Постановлением Администрации от 20.12.2019 № 3227 (далее – Порядок).

По результатам рассмотрения заявления и материалов, поступивших по результатам проведения Челябинским УФАС России проверки по указанному факту, антимонопольным органом установлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации, Управления и ММПКХ, на основании чего издан Приказ Челябинского УФАС России от 20.05.2020 № 51 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения.

 

Администрацией представлены документы и письменные пояснения (вх. № 3539 от 17.03.2020, исх. № 01-02-09/1440 от 29.06.2020, № 11341 от 11.08.2020, № 13882 от 05.10.2020), суть которых сводится к следующему.

Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Общие требования).

Предоставление субсидий осуществлялось в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Целью предоставления субсидий являлась возможность обеспечения получения субсидий не отдельному лицу, а кругу лиц, отвечающих требованиям, определенным Порядком. Критерии Порядка охватывают широкий перечень лиц, которые могли понести возмещаемые расходы, в том числе управляющие организации, товарищества собственников жилья, организации коммунального комплекса. Однако после опубликования Порядка заявок в 2019 году в Управление, помимо ММПКХ, не поступало.

По мнению Администрации, само по себе предоставление уполномоченным органом в лице Управления субсидии исключительно по тем основаниям, что затраты на возмещение которых предоставлены субсидий сформировались в результате ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности, или получателем субсидии явилось муниципальное предприятие, не может быть расценено в качестве нарушения требований действующего, в том числе антимонопольного, законодательства.

Также Администрация поясняет, что Порядок в настоящее время является действующим, поскольку содержит разделы, касающиеся контроля и ответственности получателя субсидии, порядка возврата субсидии, правоприменение которых возможно за пределами 2019 года.

 

Управлением представлены документы и письменные пояснения (вх. 9064 от 02.07.2020, № 11647 от 17.08.2020), суть которых сводится к следующему.

К числу получателей субсидии потенциально могут быть отнесены как муниципальные  унитарные предприятия, в том числе ММПКХ, так и предприятия иной формы собственности из числа управляющих организаций, а также товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.

В ходе рассмотрения заявки комиссия, созданная приказом Управления, в соответствии с протоколом № 1 от 26.12.2019, проанализировав поступившие документы на предмет соответствия требованиям Порядка, приняла решение о соответствии заявления ММПКХ.

Предприятием в составе заявки предоставлены два платежных поручения на оплату произведенных работ Обществом с ограниченной ответственностью «Аква-Тэк СК» (далее – ООО «Аква-Тэк СК») на сумму 491 018 рублей от 25.12.2019 и Общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация» (далее – ООО «Эксплуатация») на сумму 409 047 рублей 56 копеек от 25.12.2019.

Таким образом, информация о фактических затратах ММПКХ на ремонт объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанный с обеспечением населения, комиссией признана достоверной, на основании чего было принято решение о предоставлении субсидии.

 

Предприятием представлены документы и письменные пояснения (вх. 9063 от 30.06.2020, № 13225 от 22.09.2020), суть которых сводится к следующему.

В ноябре 2019 года в г. Озерск по адресу: пр-кт К. Маркса, д. 23А произошла аварийная ситуация с затопление подвального помещения в связи с прорывом городской трассы водоснабжения, для устранения которой требовалось заключить договор на производство работ по подземной прокладке трубопровода со сторонней организацией, имеющей соответствующее оборудование.

В соответствии с планом закупок в декабре 2019 года Предприятием размещена планируемая закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение прокладки подземным способом водопроводной сети 150 мм, L70, а также на выполнение земляных работ для прокладки подземным способом водопроводной сети 150 мм, L70.

09 декабря 2019 года между Предприятием и ООО «Аква-Тэк СК» заключен договор № 309/19-ОЗ на выполнение земляных работ для прокладки подземным способом водопроводной сети с использованием технологии бестраншейной прокладки трубопроводов в соответствии с локальной сметой со сроком выполнения работ до 23.12.2019, а также договор № 308/19-Оз с ООО «Эксплуатация» на выполнение прокладки подземным способом водопроводной сети в соответствии с локальной сметой со сроком выполнения работ до 18.12.2019. 

ММПКХ указывает, что о предоставлении субсидии стало известно из открытых источников – Постановление, которым утвержден Порядок, было размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации (www.ozerskadm.ru).

Ввиду наличия затрат Предприятием принято решение о подаче заявления на предоставление субсидии с приложением документов, указанных в Порядке.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ определяет, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Часть 3 статьи 78 БК ФР указывает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (далее – Общие требования), действовавшим на момент принятия Порядка и предоставления субсидии, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в обязательном порядке должны устанавливать:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с выпиской из решения Собрания депутатов ОГО от 21.11.2019 № 186 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов ОГО от 13.12.2018 № 243 «О бюджете ОГО на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», представленной Администрацией, расходы на возмещение затрат на ремонт объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанных с обеспечением населения ОГО тепло-, водоснабжением, водоотведением на 2019 год составляют 900 000 рублей.

Следовательно, эта сумма является лимитом предоставления субсидии на указанные цели.

Порядок размещен на официальном сайте ОГО 20.12.2019, опубликован в газете «Озерский вестник» 23.12.2019.

26.12.2019 в Управление поступило заявление о предоставлении субсидии от ММПКХ, с приложением документов, предусмотренных пунктом 4 Порядка, а именно договоры, заключенные с ООО «Аква-Тэк СК» и ООО «Эксплуатация».

В соответствии с договором оказания услуг от 09.12.2019 № 308/19-ОЗ, заключенным между ММПКХ и ООО «Эксплуатация», его предметом является выполнение работ по прокладке подземным способом водопроводной сети Д 150 мм L 70 в соответствии с локальной сметой (Приложение № 1 к договору), на участке от магазина «Орфей» до жилого дома, расположенного по адресу: г. Озерск, пр-т К. Маркса, 25.

В соответствии с условиями данного договора, что подтверждается актом выполненных работ от 18.12.2019, Исполнителем выполнены следующие работы:

- демонтаж трубопроводов в непроходных каналах с повышенной влажностью вручную, диаметр труб до 150 мм;

- телевизионное инспекционное обследование трубопровода после промывки с одновременной сушкой;

- бестраншейная замена труб (разрушение старой трубы с помощью пневмопробойника) полиэтиленовыми трубами с изменением диаметров на 160 и 180 мм;

- установка полиэтиленовых фасонных частей (отводов, кален, патрубков, переходов);

- установка стальных обжимных, соединительных и регулировочных муфт.

В соответствии с договором оказания услуг от 09.12.2019 № 309/19-ОЗ, заключенным между ММПКХ и ООО «Аква-тэк СК», его предметом является выполнение земляных работ для прокладки подземным способом водопроводной сети Д 150 мм L 70 в соответствии с локальной сметой (Приложение № 1 к договору), на участке от магазина «Орфей» до жилого дома, расположенного по адресу: г. Озерск, пр-т К. Маркса, 25.

В соответствии с условиями данного договора, что подтверждается актом выполненных работ от 18.12.2019, Исполнителем выполнены следующие работы:

- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий;

- разборка покрытий и оснований щебеночных

- разборка скального грунта бетоноломом (гидроклиньями);

- разработка грунта с погрузкой на экскаваторы;

- перевозка грунта автомобилями – самосвалами;

- разработка грунта в отвал экскаваторами;

- крепление инвентарными щитами стенок траншей;

- водоотлив;

- засыпка траншей и котлованов;

- уплотнение грунта автоматическими трамбовками;

- планировка площадей механизированным способом;

- монтаж ограждающих конструкций стен.

По запросу Челябинского УФАС России Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство СРО-С-030-24082009 Союз строительных компаний Урала и Сибири (далее – СРО «ССК УрСиб») представила информацию, что работы по договору, предметом которого является выполнение земляных работ входят в состав работ по ремонту объекта водоснабжения – водопроводная сеть Д 150 мм L 70.

Согласно пункту 8 Порядка решение о предоставлении субсидии принимается по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 4 Порядка, и проверки соответствия получателя субсидии требованиям, установленным пунктом 7 Порядка, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты поступления в Управление документов, и оформляется приказом начальника Управления. Основанием для предоставления является договор, указанный в пункте 5 Порядка.

Решение о соответствии претендента требованиям Порядка принято Управлением в день регистрации заявления ММПКХ (протокол № 1 от 26.12.2019), в этот же день Управлением издан Приказ № 34 от 26.12.2019 о предоставлении субсидии ММПКХ и заключении с ним договора о предоставлении субсидии, на полный объем лимита субсидии, утвержденной в ОГО на указанные цели.

В тот же день, 26.12.2019 договор подписан сторонами (Управлением и ММПКХ).

Платежным поручением № 38168 от 30.12.2019 субсидия на указанные цели в сумме 900 000 рублей перечислена получателю субсидии – ММПКХ.

Кроме того, Челябинским УФАС России в адрес управляющих организаций, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа направлен запрос о предоставлении сведений об обладании таких организаций информацией о предоставлении субсидий; о причинах, по которым не была подана заявка на получение субсидии, а также о наличии в 2019 году затрат, связанных с ремонтом объектов тепло-, водоснабжения, водоотведением.

В материалы дела представлено 7 ответов, согласно которым 4 организациям (ООО УК «Система», ООО «ЖЭК Метлино», ООО «ЖКС», ООО «ЖЭК-4») было известно из открытых источников о предоставлении субсидии, порядок предоставления которой рассматривается в настоящем деле, в 2019 году; из ответа ООО «УО «ОСЖС» невозможно сделать вывод о наличии или отсутствии у данной организации сведений о предоставлении в 2019 году субсидии, поскольку Обществом указано, что оно не обращалось за субсидией, иная информация отсутствует; ММУП ЖКХ пос. Новогорный и ТСН «Факел» указали, что сведениями и информацией о предоставлении в декабре 2019 года субсидии, не располагали.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ввиду наличия у части организаций, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа Челябинской области, сведений о предстоящем предоставлении субсидии, следовательно, указанные хозяйствующие субъекты могли подать заявку на предоставлении субсидии. Документов и сведений, свидетельствующих о невозможности указанными лицами подать заявку на получение субсидии и (или) об отказе в приеме заявки Управлением, Комиссией при рассмотрении настоящего дела не получено.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Из указанных положений следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения, в том числе в устной форме между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

Вместе с тем, не каждое соглашение между органами власти и хозяйствующими субъектами является антиконкурентным соглашением и ограничивает конкуренцию.

Антимонопольным органом не получены документы, подтверждающие, что в результате действий Администрации, выразившихся в утверждении Порядка, принятии, рассмотрении заявки ММПКХ и предоставлении субсидии Управлением, а также действий ММПКХ по подаче заявки на получение субсидии, созданы ограничения, препятствия доступа другим хозяйствующим субъектам в получении субсидии на рынке выполнения работ по ремонту объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, связанных с обеспечением населения тепло-, водоснабжением, водоотведением .является конкурентным.

Документов, подтверждающих, что указанные действия Администрации, Управления, ММПКХ привели или могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, а также содержат нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом не получено.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях указанных лиц не усматривается нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 074/01/16-1130/2020, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Озерского городского округа Челябинской области, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области, Муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием коммунального хозяйства Озерского городского округа Челябинской области статьи 16, в том числе пункта 4 названной нормы.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                               <...>

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня  вынесения.

 

 

<...>

8 (351) 265-93-79

13.10.2020

Связанные организации

Связанные организации не указаны