Решение б/н Решение по делу № 26-03/13 в отношении ООО «Теплоэнергосбыт»... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                   

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 марта 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя  Челябинского УФАС России;

 

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей сторон,

рассмотрев дело № 26-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергосбыт» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление <…>  на действия ООО «Теплоэнергосбыт», выразившиеся в требовании представления заявления от собственников многоквартирного жилого дома для проведения корректировки платы за отопление.

Как следует из заявления, с 2005 года ООО «Теплоэнергосбыт» рассчитывает плату за отопление по нормативу потребления, утвержденному ГК ЕТО Челябинской области.

Вместе с тем, в многоквартирных домах, собственниками жилых помещений которых являются заявители по делу, установлены коллективные (общедомовые) приборы учета.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Постановление № 307) при наличии общедомового прибора учета исполнитель коммунальных услуг обязан произвести 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.

Корректировку платы ООО «Теплоэнергосбыт» производит только по заявлению собственников, что по мнению заявителей является неправомерным, поскольку является обязанностью ресурсоснабжающей организацией.

Из пояснений ООО «Теплоэнергосбыт» по существу заявленных требований следует, что в

Многоквартирные жилые дома микрорайона «Тополиная аллея» оборудованы приборами учета, не позволяющими раздельно учитывать тепловую энергию, потребляемую для целей отопления, и тепловую энергию, потребляемую для целей подогрева воды.

Постановлением № 307 не установлен порядок разделения объема тепловой энергии, потребленной за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний единого общедомового прибора учета на объем тепловой энергии, израсходованный на нужды отопления и объем тепловой энергии, израсходованный на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения.

Также не установлено право исполнителя коммунальной услуги самостоятельно определять порядок разделения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

Для перерасчёта платы в соответствии с показаниями общедомового прибора учёта тепловой энергии жителям соответствующих многоквартирных домов необходимо на общих собраниях собственников помещений определить методику разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения.

Такие решения общих собраний собственников помещений являются основанием для выделения условных показаний тепловой энергии на отопление из фактических показаний соответствующего общедомового прибора учёта всей тепловой энергии.

Из представленных ООО «Теплоэнергосбыт» документов также следует, что ООО «Теплоэнергосбыт» разработало регламент работ с коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии, включающий в себя порядок начисления размера платы за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение (подогрев воды)) потребителей ООО «Теплоэнергосбыт» по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Данный регламент направлялся в Комитет территориального общественного самоуправления с предложением инициировать его рассмотрение и утверждение общим собранием собственников многоквартирного жилого дома. Согласован регламент не был.

Таким образом, по мнению ответчика, действующее законодательство не предусматривает право теплоснабжающей организации самостоятельно разделять единые показания общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление и подогрев воды. Для перерасчета платы в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии жителям соответствующих многоквартирных домов необходимо на общих собраниях собственников помещений определить методику разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения.

Прокуратурой Центрального района г. Челябинска была проведена проверка деятельности ООО «Теплоэнергосбыт» в части обоснованности начисления платы за подогрев воды и отопление. Нарушений действующего законодательства не установлено.

Согласно письму Прокуратуры Центрального района г. Челябинска от 17.06.2013 теплоснабжающая организация не вправе разделять показания общедомового прибора учета тепловой энергии. Для перерасчета платы в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии жителям соответствующих многоквартирных домов необходимо на общем собрании собственников определить методику разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения.

В письмах от 14.06.2013, 21.08.2013  ГК ЕТО Челябинской области также указало об отсутствии права исполнителя коммунальной услуги самостоятельно определять порядок разделения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии на объем тепловой энергии, израсходованной на нужды отопления, и объем тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения.

Именно решение общего собрания собственников помещений будет являться основанием для выделения условных показаний тепловой энергии на отопление из фактических показаний соответствующего общедомового прибора учета всей тепловой энергии.

Кроме того, уполномоченным органом указано на то, что разработанный ООО «Теплоэнергосбыт» регламент работ с коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии, включающий в себя порядок начисления размера платы за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение (подогрев воды)) потребителей ООО «Теплоэнергосбыт» по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствует положениям Постановлению № 307 и Постановлению № 354.

В ходе рассмотрения дела № 26-03/13, в целях объективного его рассмотрения, учитывая интересы физических лиц — потребителей тепловой энергии, сложность вопроса, Челябинское УФАС  России обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство регионального развития  Российской Федерации, ФАС России с просьбой высказать позицию по следующим вопросам:

1. Обязана ли теплоснабжающая организация, руководствуясь Постановлением № 307, проводить корректировку размера платы за отопление 1 раз в год независимо от наличия заявления собственников многоквартирного жилого дома и наличия методики разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения, утвержденной общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.

2. Требуется ли для перерасчета платы за отопление по  показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии утверждение жителями соответствующих многоквартирных домов на общем собрании методики разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения.

Согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.08.2013 вопросы, поставленные в запросе, не входят в компетенцию. Государственный жилищный надзор осуществляется на территории Челябинской области Государственной жилищной инспекцией Челябинской области.

В соответствии с позицией Государственной жилищной инспекции Челябинской области, изложенной в письме от 03.12.2013, вследствие того, что дом № 48, расположенный по адресу:<…>, оборудован прибором учёта, не позволяющим раздельно учитывать тепловую энергию, потребляемую для целей отопления, и тепловую энергию, потребляемую для целей подогрева воды, разделение соответствующих единых показаний прибора учёта на то, какой объём тепловой энергии идёт на подогрев воды, а какой - на отопление, невозможно.

Постановлением № 307 не предусмотрена возможность самостоятельного учета теплоснабжающей организацией величины тепловой энергии на отопление при оборудовании многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии, устанавливающими единые показания тепловой энергии, израсходованной на все нужды многоквартирного дома, и не позволяющими определить объем тепловой энергии, затраченной на отопление.

В сложившейся ситуации для осуществления корректировок платы за отопление согласно Постановлению № 307 собственникам помещений в соответствующих многоквартирных домах необходимо на общих собраниях собственников помещений утвердить методику разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения (подогрев воды).

На момент рассмотрения Комиссией дела по существу ответы от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства регионального развития  Российской Федерации, ФАС России  не поступили.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Теплоэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

1.    Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

В силу своего доминирующего положения на соответствующем товарном рынке ООО «Теплоэнергосбыт»  обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий (бездействия), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

 

2. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению регулируется Постановлением № 307.

При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, для отопления определяется  (см. текст в предыдущей редакции)       в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к Постановлению № 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 Постановлению № 307.

В городе Челябинске отсутствует система централизованной поставки горячей воды от единого источника. Горячая вода приготовляется путём нагрева холодной воды из водопровода с использованием внутридомовых инженерных систем (бойлеров) в каждом многоквартирном доме отдельно.

Многоквартирные жилые дома микрорайона «Тополиная аллея»  оборудованы приборами учёта, не позволяющими раздельно учитывать тепловую энергию, потребляемую для целей отопления, и тепловую энергию, потребляемую для целей подогрева воды. Вследствие этого соответствующие общедомовые приборы в доме учитывает весь объём тепловой энергии на дом, а разделение соответствующих единых показаний прибора учёта на то, какой объём тепловой энергии идёт на подогрев воды, а какой - на отопление, невозможно.

Постановлением № 307 не предусмотрена возможность самостоятельного учета теплоснабжающей организацией величины тепловой энергии на отопление при оборудовании многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии, устанавливающими единые показания тепловой энергии, израсходованной на все нужды многоквартирного дома, и не позволяющими определить объем тепловой энергии, затраченной на отопление

Согласно статье 36 (часть 1 пункта 3) Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений.

Согласно пункту б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая в т.ч. из коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.

Согласно статье  36 ( часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно статье  247 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно статье 161.1 (часть 5 пункта 2) Жилищного кодекса Российской Федерации совет многоквартирного дома выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме.

Для осуществления корректировок платы за отопление согласно Постановлению № 307 собственникам помещений в соответствующих многоквартирных домах необходимо на общих собраниях собственников помещений утвердить методику разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения (подогрев воды).

Такие решения общих собраний собственников помещений будут являться основанием для выделения условных показаний тепловой энергии на отопление из фактических показаний соответствующего общедомового прибора учета всей тепловой энергии.

Данная позиция подтверждена выводами судебных органов по делу А76-6853/2010, а также компетентных органов государственной власти. Иного в материалах дела не имеется.

Регламент работы с коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии, размещённый ООО «Теплоэнергосбыт» на сайте www.ensaf.ru в разделе «Центр обслуживания клиентов/нормативная база/нормативы», соответствует действующему законодательству.

Данный Регламент направлялся, в том числе в адрес заявителей, с предложением инициировать его рассмотрение и утверждение общими собраниями собственников многоквартирных домов, что подтверждено материалами дела.

Предложенный в Регламенте порядок перерасчета платы за отопление, предусматривающий определение годового размера платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета как разности между размером годовой платы за тепловую энергию, потребленную многоквартирным домом согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, и размером годовой платы за ГВС (подогрев воды), произведенной собственниками многоквартирного дома, соответствует положениям Постановления № 307.

Пунктом 14 Регламента предусмотрено проведение корректировки плати за отопление в течение 1 месяца с момента получения ООО «Теплоэнергосбыт решения общего собрания собственников, согласовавшего Регламент.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих  в связи с применением арбитражными судами антимонопольного  законодательства» арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской  Федерации, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или  антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 стастьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Имеющаяся в деле информация позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях ООО «Теплоэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссией  принято решение о прекращении производства по делу № 26-03/13 о нарушении ООО «Теплоэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктами 1, 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу в отношении ООО «Теплоэнергосбыт»   по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны