Решение №ВЛ/182/21 074/06/104-3152/2020 от 15 января 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

«Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства»

455019, г. Магнитогорск,

ул. Профсоюзная, 12А

Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска

455044, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

пр. Ленина, 72

Общество с ограниченной ответственностью

«АТАР»

160004, Вологодская область,

г. Вологда,

ул. Товарная, д. 35, строение 2, офис 1

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-3152/2020

№ РНП-74-479/2020

о включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 15 января 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее – МКУ «УКС», заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «АТАР» (далее - ООО «АТАР», Общество, участник закупки, поставщик), учредителей, членов коллегиального исполнительного органа ООО «АТАР», лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «АТАР» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 132/20 от 12.05.2020 на поставку товара, заключенного по результатам проведения электронного аукциона №47430-2020-ЭА-553 на поставку огнетушителей по объекту: «Здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г. Магнитогорска» (извещение № 0169300000320000583) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей МКУ «УКС» начальника бюро планирования и отчетности «<…>», начальника контрактной службы «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 1, 2 от 11.01.2021;

- в отсутствие представителей ООО «АТАР», направленная в адрес Общества телеграмма вернулась с отметками: от 31.12.2020 «руководителю не доставлена, организация закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является», от 11.01.2021 «вручена менеджеру по реализации услуг Хоревой».

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 29.12.2020 поступило обращение МКУ «УКС» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «АТАР», учредителя, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «АТАР» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 132/20 от 12.05.2020 на поставку товара, заключенного по результатам проведения электронного аукциона №47430-2020-ЭА-553 на поставку огнетушителей по объекту: «Здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г. Магнитогорска» (извещение № 0169300000320000583) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела, заказчиком объявлен аукцион путем размещения Администрацией г. Магнитогорска (уполномоченный орган) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 13.04.2020 в 15:03 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку огнетушителей по объекту: «Здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г. Магнитогорска» – 33 600, 00 рублей.

Протокол № 0169300000320000583 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: Поставка огнетушителей по объекту: «Здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г.Магнитогорска» от 24.04.2020.

Протокол № 0169300000320000583 подведения итогов электронного аукциона: Поставка огнетушителей по объекту: «Здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г.Магнитогорска» от 28.04.2020.

Муниципальный контракт № 132/20 на поставку товара заключен 12.05.2020.

Из обращения заказчика следует, что ООО «АТАР» в соответствии с условиями контракта должно было поставить товар не позднее 15.07.2020. По состоянию на 19.11.2020 товар не поставлен. В адрес поставщика заказчиком направлялась претензия о начислении неустойки. Обязательства по поставке не выполнены. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что поступившее от ООО «АТАР» в адрес Челябинского УФАС России ходатайство о предоставлении возможности принять участие в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи (вх. № 114-ЭП/21 от 12.01.2021) удовлетворено антимонопольным органом. Представителю ООО «АТАР» по доверенности на адрес электронной почты 11.01.2021 направлена ссылка, осуществив переход по которой, обеспечивалась возможность участия в заседании Комиссии.

Вместе с тем, ввиду отсутствия Общества в видеоконференции, членами Комиссии осуществлен телефонный звонок по номеру представителя, указанному в ходатайстве, по результатам которого от представителя ООО «АТАР» получен отказ от участия в заседании Комиссии.

Из содержания направленных Обществом «письменных объяснений причин нарушения поставщиком условий контракта» следует, что по мнению ООО «АТАР» товар согласно товарной накладной ЦБ-250 от 01.06.2020 поставлен в полном объеме 01.06.2020, получен представителем заказчика куратором «<…>».

Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Между МКУ «УКС» и ООО «АТАР» 12.05.2020 заключен муниципальный контракт № 132/20 на поставку товара (далее – контракт).

Пунктом 1.2 контракта установлено, что в целях обеспечения нужд заказчика поставщик обязуется поставить (в том числе собрать и установить) огнетушители по объекту: «Здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г.Магнитогорска» (далее по тексту – «товар»), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 1.3 контракта).

Приложением № 2 к контракту является форма акта приемки-передачи товара.

В силу пункта 1.5 контракта срок поставки товара: с 01.06.2020 года по 15.07.2020 года.

Поставка товара заказчику осуществляется силами поставщика по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 216/1 (разгрузка осуществляется силами поставщика в здание школы) (пункт 1.6 контракта).

Согласно разделу 5 контракта, регламентирующему порядок приемки товара, в срок до 21.07.2020 года поставщик передает заказчику следующие документы: товарную накладную и акт приёмки-передачи товара по форме согласно приложению № 2 к контракту. ... Приемка и экспертиза поставленного товара осуществляется приемочной комиссией заказчика совместно с поставщиком в течение 15 рабочих дней с момента предоставления ей поставщиком результатов исполнения контракта. В случае обнаружения недостатков в товаре при его приемке, заказчик имеет право отказаться от приемки такого товара, либо оговаривает эти недостатки в акте приёмки товара или в ином документе, удостоверяющем приёмку либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. При принятии товара ответственное лицо проверяет соответствие их объему, качеству, требованиям, установленным в контракте, и сведениям, указанным в сопроводительных документах.

Срок действия контракта в соответствии с пунктом 11.1 контракта по 01.09.2020 г.

В соответствии с Приложением № 1 к контракту (спецификация) Обществу надлежало поставить огнетушители в количестве 16 шт.

Пунктом 12.9 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Из представленных заказчиком в материалы дела информации и документов следует, что телефонограммой от 10.08.2020 заказчик попросил ООО «АТАР» направить представителя для участия 11.08.2020 в 14.00 в выездном совещании по вопросу сроков поставки и установки оборудования по объекту: здание общеобразовательной организации на 1000 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 145 г. Магнитогорск.

Претензией от 10.08.2020 № 01-25/2168 заказчик обратил внимание поставщика, что по состоянию на 13.08.2020 товар не поставлен, приложением к претензии является расчет неустойки по контракту.

Из содержания поступившего в адрес заказчика 30.10.2020 письма следует, что ООО «АТАР» не возражает против удержания суммы пени и штрафов из суммы контракта.

Как пояснили представители заказчика поставщиком в адрес МКУ «УКС» направлена товарная накладная ЦБ-250 от 01.06.2020. Однако фактически товар не поставлен, акт приёмки-передачи товара по форме согласно приложению № 2 к контракту заказчику Общество не передавало. Кроме того, подпись на указанной товарной накладной не является подписью инженера по техническому надзору – лица, ответственного за прием товара согласно Приказу от 30.05.2020 № 84.

Поставка товара не осуществлена.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что доказательств обратного ООО «АТАР» не представлено.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 01-25/3616 принято МКУ «УКС» 19.11.2020, направлено в адрес ООО «АТАР» по электронной почте 20.11.2020, заказным письмом с уведомлением 23.11.2020.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано в единой информационной системе 20.11.2020 в разделе «дополнительная информация о закупках, контрактах».

Подтверждение о вручении поставщику указанного уведомления получено заказчиком 14.12.2020.

Контракт расторгнут 25.12.2020.

Сведения о расторжении контракта размещены в ЕИС 28.12.2020.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Таким образом, установлено, что ООО «АТАР» неоднократно нарушены сроки поставки товара, поставка товара не осуществлена.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (поставщиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

ООО «АТАР» нарушены условия муниципального контракта № 132/20 от 12.05.2020 на поставку товара, поставщиком нарушены сроки поставки товара, товар не поставлен.

Действия ООО «АТАР» явились причиной нарушения муниципальных интересов, поскольку потребность МКУ «УКС» в приобретении огнетушителей общеобразовательной организации в микрорайоне № 145 г. Магнитогорска не удовлетворена.

Поставщик не выполнил условия контракта.

Следовательно, в действиях ООО «АТАР» содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что в отношении ООО «АТАР» в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещенном в ЕИС, содержится запись с реестровым номером № РНП.248534-20 от 26.10.2020.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»)

РЕШИЛА*:

1. Включить сведения, представленные МКУ «УКС», об ООО «АТАР» (ИНН/КПП 3525437734/352501001, ОГРН 1193525006212, 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Товарная, здание 35, строение 2, офис 1) сроком на два года с даты размещения реестровой записи об Обществе в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. Включить сведения, представленные МКУ «УКС», об учредителе, директоре ООО «АТАР» «<…>» (ИНН «<…>») сроком на два года с даты размещения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны