Решение б/н Решение и предписание № 264-ж/2015 от 27 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

14 мая 2015 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:        -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:        -    главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Алькасар» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С.Прокофьева (извещение № 0369200005715000012) в присутствии:
- представителя Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинская государственная филармония», действующего на основании доверенности № 01 от 27.02.2015 года;
- представителя ООО «Алькасар», действующего на основании Приказа № 3 от 07.11.2012 года,

УСТАНОВИЛА:

    В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Алькасар» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С.Прокофьева (извещение №0369200005715000012) (далее - закупка).
    Согласно представленным документам Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Челябинская государственная филармония» (далее – заказчик) 30.04.2015 года объявило о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С.Прокофьева путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения №0369200005715000012 об осуществлении закупки.
    Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере  2 215 968 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 08.05.2015 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 12.05.2015 года аукцион признан несостоявшимся вследствие принятия решения о соответствии только одной второй части заявки требованиям, установленным документацией о закупке.
На дату рассмотрения жалобы контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С.Прокофьева по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, по мнению заявителя, документация о закупке составлена с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Так, в своей жалобе ООО «Алькасар» указывает, что заказчиком установлены избыточные требования к участникам закупки о наличии лицензии по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении выполнения работ по реставрации  воссозданию резьбы по дереву, а также реставрации осветительных приборов, поскольку локальная смета, а также представленные разделы проектной документации не предусматривают выполнение указанных видов работ.
Также заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 5 информационной карты выполнение ремонтно-реставрационных работ необходимо проводить в соответствии с описанием материалов, используемых при выполнении работ (приложение № 1 к информационной карте) и проектно-сметной документацией.
Однако, по мнению заявителя, размещенные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разделы проектно-сметной документации не позволяют в полной мере определить требования заказчика в отношении материалов и технологии проведения ремонтно-реставрационных работ.
Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком ограничен срок получения разъяснений положений документации о закупке. Принимая во внимание, что срок направления разъяснений положений документации о закупке выпадает на праздничные дни, заявитель указывает на ограничение в получении запроса о разъяснении положений документации о закупке.
Также заявителем обжалован подпункт 5 пункта 5 информационной карты, согласно которому результатом выполненных работ является готовность Концертного зала им. С.С. Прокофьева к проведению мероприятий, поскольку, по мнению заявителя, данное условие имеет двойное и неоднозначное толкование, так как выполнение заявленных видов работ, в равной степени не является исчерпывающим и обеспечивающим фактором готовности зала к проведению мероприятий.
 Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с локальной сметой №23 установлен перечень видов работ, которые должны быть отражены в лицензии участника закупки, в том числе реставрация и воссоздание осветительных приборов и реставрация и воссоздание резьбы по дереву. Работа с осветительными приборами (фонарями) предусмотрена пунктами 32-34 локальной сметы № 23. Двери согласно проектно-сметной документации, предусматриваются индивидуальными, из массива дуба, по образцам существующих, то есть с полным воссозданием имеющихся деталей резьбы.
Данные работы в лицензии на реставрацию объектов культурного наследия предусмотрены формулировками «реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей» и «реставрация и воссоздание резьбы по дереву».
Довод заявителя о том, что проектно-сметная документация не содержит технологии проведения работ, также, по мнению, представителя заказчика несостоятелен, поскольку листы проекта № 4, 9, 11 дают исчерпывающую информацию о технологии и методах проведения работ на фасаде, приведены составы применяемых материалов, даны указания по ремонту, последовательность проведения работ.
Что касается установленного заказчиком срока, получения разъяснений положений документации о закупке, представитель заказчика указал, что данный срок установлен в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и не зависит от праздничных, выходных дней.
По требованию, установленному подпунктом 5 пункта 5 информационной карты, представитель заказчика считает, что в данном конкретном случае, окончание ремонтно-реставрационных работ и будет являться фактором готовности Зала к новому концертному периоду.

    Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона также указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований в документации о закупке продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Установленные заказчиком требования к участникам закупки изложены в пункте 15 информационной карты. Данное положение документации о закупке обязывает участника иметь лицензию по реставрации объектов культурного наследия или лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия,  в том числе на выполнение следующих видов работ: реставрация и воссоздание осветительных приборов, а также реставрация и воссоздание резьбы по дереву.
В своей жалобе заявитель указывает, что в соответствии с документацией о закупке выполнение данных видов работ не требуется. Следовательно, требование о наличии лицензии на выполнение указанных видов работ является необоснованным и избыточным, что существенно ограничивает количество участников, не имеющих данные разрешительные документы. Так, например, представитель заявителя на заседание Комиссии пояснил, что ООО «Алькасар» таких разрешительных документов не имеет и не может принять участие в аукционе.
Вместе с тем, согласно пояснениям заказчика пункты 32-34 локальной сметы №23 указывают на выполнение работ с осветительными приборами (фонарями). Также проектно-сметной документацией, локальной сметой предусмотрено изготовление индивидуальных дверей, которые должны быть выполнены из массива дуба, по образцам существующих, то есть с полным воссозданием имеющихся деталей резьбы.
Доказательств, что выполнение данных видов работ документацией о закупке не предусмотрено представитель заявителя ни на заседание Комиссии, ни в составе жалобы не представил. В свою очередь, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод относительно неправомерного установления требований к участникам закупки не обоснован, ввиду недоказанности.
   
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 5 информационной карты ремонтно-реставрационные работы должны быть выполнены в соответствии с Описанием материалов, используемых при выполнении работ (приложение № 1 к информационной карте документации электронного аукциона) и проектно-сметной документацией.
Пункт 1.2. проекта договора устанавливает, что требования, предъявляемые к работам, определяются согласно локальным сметам, без учета положений проектно-сметной документации.  
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что при выполнении работ необходимо руководствоваться лишь частью проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация по восстановлению объекта культурного наследия – Концертного зала им. С.С. Прокофьева представляет собой большой объем информации.
Работы, предусмотренные объектом рассматриваемой закупки, являются небольшой частью необходимых зданию реставрационных работ и затрагивают только фасад Концертного зала им. С.С. Прокофьева.
Вместе с тем, из положений документации о закупке невозможно определить, необходимо ли при выполнении работ, руководствоваться проектно-сметной документацией. В случае, если такая необходимость существует, какие листы проектно-сметной документации относятся к объекту рассматриваемой закупки.
Документация о закупке, размещенная на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, в своем составе содержит некоторые листы проектно-сметной документации. Однако данная информация не является достаточной и исчерпывающей для определения требований заказчика к необходимым к выполнению работам. Так, например, лист 9 проектно-сметной документации указывает, что данный лист необходимо читать с листами 5, 6, 7 и 8. При этом, листы 7 и 8 проектно-сметной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещены. В соответствии с листом 5 проектно-сметной документации его необходимо читать совместно с листом 3, который также не размещен в составе документации о закупке.
Следовательно, отсутствие в составе документации о закупке, разделов проектно-сметной документации, которые необходимы для выполнения предусмотренных настоящей закупкой видов работ, не позволит участникам в полной мере определить требования заказчика и сформировать свое предложение на аукционе, что является нарушением требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Исходя из требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Данные требования законодательства о контрактной системе нашли свое отражение в пункте 21 информационной карты.
При этом законодательство о контрактной системе срок получения разъяснений положений документации о закупке устанавливает в календарных днях без учета выходных и праздничных дней в соответствии с производственным календарем.
Таким образом, нарушения в действиях заказчика относительно установленного срока получения разъяснений положений документации о закупке не выявлены.

4. Что касается довода заявителя, относительно неоднозначности положений подпункта 5 пункта 5 информационной карты, Комиссия отмечает следующее.
Данным положением документации о закупке установлено, что результатом выполнения работ является готовность Концертного зала им. С.С.Прокофьева к проведению мероприятий.
Согласно пояснениям представителей заказчика в Концертном зале им. С.С.Прокофьева ограничена концертная деятельность на период проведения предусмотренных закупкой работ. Иные ремонтно-восстановительные работы в помещении не планируется проводить.
Таким образом, из пояснений заказчика следует, что окончание ремонтно-реставрационных работ и будет являться фактором готовности Зала к новому концертному периоду.
 В связи с чем, нарушения в действиях заказчика по установлению данного положения документации о закупке не выявлены.

5. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законов.
Исходя из пункта 1.3. проекта контракта, работы выполняются подрядчиком - из его материалов, его силами и средствами, лично.
Данное условие проекта контракта фактически является требованием к участникам закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, что прямо запрещено частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя, согласно которому требования пункта 1.4. проекта контракта обусловлены сложностью предусмотренных работ, а также необходимостью наличия у организации соответствующей лицензии, не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.
Предметом договора является выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С. Прокофьева. Следовательно, данный договор по своей правовой природе является договором подряда и регламентируется главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из положений части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Законодательством о контрактной системе запрет привлечения организации на субподряд не предусмотрен.
Более того, согласно части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Таким образом, требования пункта 1.3 проекта контракта безосновательно ограничивают количество участников, не имеющих возможность выполнить весь объем предусмотренных работ лично, но имеющих возможность привлечения субподрядных организаций, что является нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

6. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Порядок оплаты за выполненные работы предусмотрен пунктом 4.3 проекта контракта.
Пункт 4.3 проекта контракта устанавливает, что оплата производится по факту выполнения работ (этапа работ), после предоставления заказчиком в Министерство финансов Челябинской области отчетных документов, в пределах предельных объемов финансирования, выделенных на текущий период заказчику.
Таким образом, срок оплаты за выполненные работы установлен с учетом наступления 3 событий, а именно: факта выполнения работ, предоставления заказчиком в Министерство финансов Челябинской области отчетных документов, а также с учетом объемов финансирования, выделенных на текущий период заказчику.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что из условий проекта контракта невозможно определить срок оплаты за выполненные работы. Следовательно, заказчиком нарушены требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

     1. Признать доводы жалобы ООО «Алькасар» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С.Прокофьева (извещение № 0369200005715000012) обоснованными в части отсутствия на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разделов проектно-сметной документации, регламентирующих выполнение работ, предусмотренных объектом закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 2,3 статьи 33, части 13 статьи 34  Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадке, уполномоченному органу, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                           


Члены комиссии                                                                                                  

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 264-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе

14 мая 2015 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:        -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов
Комиссии:        -    главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 14.05.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Алькасар» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтно-реставрационных работ в здании Концертного зала им. С.С.Прокофьева (извещение № 0369200005715000012) (далее – закупка), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинская государственная филармония» с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предписания не заключать контракт по итогам проведения закупки, оформленной протоколом рассмотрения единственной заявки от 12.05.2015 года.

2. Аукционной комиссии по закупке в срок до 25.05.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки и передать указанное решение Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинская государственная филармония» для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

3. Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинская государственная филармония» в срок до 27.05.2015 года:
3.1. принять решение об отмене закупки (изв. № 0369200005715000012):
3.2. разместить указанные в пунктах 2, 3.1 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

4. ООО «РТС-тендер» с 20.05.2015 обеспечить Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинская государственная филармония» возможность исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания;

5. Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинская государственная филармония» в подтверждение исполнения предписания в срок до 29.05.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, скриншоты с официального сайта  www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии                            


Члены комиссии                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны