Решение б/н Решение по делу № 27-03/14 в отношении ООО «МУЖКП Тимирязевс... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 октября 2014 года.

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

  <…> – заместитель руководителя  Челябинского УФАС России;

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

<…> –  специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя заявителя ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», действующего по доверенности, в отсутствие представителя ответчика ООО «МУЖКП Тимирязевское», надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

          рассмотрев дело № 27-03/14 по признакам нарушения ООО «МУЖКП Тимирязевское» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Челябинское УФАС России поступило заявление ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» на действия ООО «МУЖКП Тимирязевское»,  выразившиеся в необоснованном начислении дополнительного объема тепловой энергии в размере погрешности прибора учета тепловой энергии.  

Между ООО «Теплоком» и  ООО «МУЖКП Тимирязевское» заключен договор от 15.12.2012 , в соответствии с которым ООО «МУЖКП Тимирязевское» обязуется осуществлять управление делами ООО «Теплоком».

 Во исполнение указанного договора ООО «Теплоком» в лице директора ООО «МУЖКП Тимирязевское» заключило договор с ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» на отпуск тепловой энергии от 01.01.2013 № 2 (далее – Договор).

  В апреле 2013 года произошла реорганизация ООО «МУЖКП Тимирязевское» в форме присоединения к обществу ООО «Теплоком», о чем 01.04.2013 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

 Таким образом, ООО «МУЖКП Тимирязевское» является правопреемником ООО «Теплоком» по всем обязательствам общества.

         Как следует из материалов дела, с ноября 2013 года ООО «МУЖКП Тимирязевское» при выставлении счетов на оплату потребленной тепловой энергии стало производить начисления дополнительного объема тепловой энергии в размере погрешности прибора 2%.

         Согласно представленным ООО «МУЖКП Тимирязевское» в письме от 01.07.2014 б/н пояснениям начисление дополнительного объема тепловой энергии в размере погрешности прибора за ноябрь, декабрь 2013 года производилось по методике определения погрешности узла учета тепла, установленной ГОСТ Р 8.591-2002 ГСИ  «Нормирование пределов допустимой погрешности при измерениях потребленной абонентами тепловой энергии». Так как на узел учета, установленный в зданиях ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» такой расчет не производился, то применяется допустимая по ГОСТ 51649-2000 погрешность для приборов класса С – 2%.

        На заседании Комиссии представитель ООО «МУЖКП Тимирязевское» пояснил, что начисление дополнительного объема тепловой энергии в размере погрешности прибора за ноябрь, декабрь 2013 года производилось в связи с образовавшимися  в конце года у предприятия потерями тепловой энергии.

            Представитель ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» на заседании Комиссии доводы заявления поддержал.

          Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «МУЖКП Тимирязевское» нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно материалам дела ООО «МУЖКП Тимирязевское» оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории п. Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области.

Таким образом, ООО «МУЖКП Тимирязевское» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории п. Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области.

Следовательно, предприятие подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

   2.  В соответствий с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными прибора учета энергии, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

 Согласно пункту 111 Правил коммерческого  учета тепла, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1034,   количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что  ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» принадлежат следующие объекты недвижимости: общежитие, расположенное по адресу: п. Тимирязевский, ул. Чайковского, 23, учебный корпус, расположенный по адресу: п. Тимирязевский, ул. Труда, 2А.

На указанных объектах установлены узлы учета тепловой энергии, что подтверждается актами приемки узла учета теплоэнергии для коммерческого расчета от 14.10.2010.

Установленные приборы учета являются действующими и их показания подлежат применению при расчетах за потребленную абонентом тепловую энергию.

Как следует из материалов дела,  узел учета тепловой энергии установлен не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей.

 Пунктом 4.5 Договора предусмотрено, что к договорному объему тепловой энергии добавляется объем потерь на тепловых сетях от границы балансовой принадлежности до места установки узла учета в количестве 8,9 Гкал в год.

Согласно пункту 5 статьи 17 Закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

Постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 17.05.2013 № 14/14 установлен тариф на тепловую энергию поставляемую ООО «МУЖКП Тимирязевское» потребителям Чебаркульского муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в точках учета приборов учета;

2) неисправность приборов учета;

3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Таким образом, у ООО «МУЖКП Тимирязевское» отсутствуют основания для  коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем. Потребленная тепловая энергия подлежит оплате в соответствии с показаниями узла учета тепловой энергии, на основании  утвержденного уполномоченным органом тарифа и с учетом тепловых потерь от границы балансовой принадлежности до места установки узла учета.  Иных способов расчета действующее законодательство в сфере теплоснабжения не допускает.

Кроме того,  действующими нормами права не предусмотрено определение количества потребленных ресурсов путем корректировки показаний приборов учета на норму точности прибора учета.

Так, в пункте 5.2. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 № Вк-4936 указаны характеристики прибора учета тепловой энергии, определяющие допустимую погрешность прибора учета тепловой энергии.

Таким образом, наличие погрешности прибора учета тепловой энергии прямо предусмотрена законодательством, как одна из характеристик прибора учета, а не как основание для расчета платы за тепловую энергию.

Следовательно, ООО «МУЖКП Тимирязевское», применяя погрешность прибора учета тепловой энергии при расчете платы за тепловую энергию, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.

Вместе с тем, применительно к данному делу, о наличии негативных последствий допущенного нарушения ООО «МУЖКП Тимирязевское» свидетельствует факт применяя погрешности прибора учета тепловой энергии при расчете платы за тепловую энергию, что повлекло ущемление прав ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия».

         На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «МУЖКП Тимирязевское», выразившихся в необоснованном взимании платы за  дополнительный объем тепловой энергии в размере погрешности прибора учета тепловой энергии, нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

         Материалами дела  также установлено, что на момент рассмотрения дела по существу, выставленные предприятием счета на оплату энергоресурса ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» оплачены в полном объеме.

Разрешение вопроса о  взыскании уплаченных сумм за потребленные услуги не входит в компетенцию антимонопольного органа.

Кроме того,  между «МУЖКП Тимирязевское» и ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии от 15.01.2014 № 16 (далее – Контракт). Согласно пункту 8.4 Контракта оплата осуществляется за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом всех доначислений (погрешность узла учета и т.п.), оговоренных договором.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать  действия ООО «МУЖКП Тимирязевское», выразившиеся в необоснованном взимании в ноябре, декабре 2013 года платы за  дополнительный объем тепловой энергии в размере погрешности прибора учета тепловой энергии,  нарушением  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции;

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны