Решение б/н Решение № 27-03/15 в отношении МУП «Водоканал Роза» от 26 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 октября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

*** – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

*** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителя заявителя, действующего на основании доверенности, в отсутствие представителя ответчика, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявившего ходатайство об отложении рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 27-03/15 по признакам нарушения МУП «Водоканал Роза» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от заключения договора холодного водоснабжения с ООО «Горводоканал»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ООО «Горводоканал» на действия МУП «Водоканал Роза», выразившиеся в уклонении от заключения договора холодного водоснабжения.

По результатам рассмотрения данного заявления установлено следующее.

Постановлением Администрации Розинского городского поселения от 08.10.2014 № 191 было создано МУП «Водоканал Роза» для решения вопросов местного значения в сфере обеспечения жизнедеятельности Розинского городского поселения.

По договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 1 ноября 2014 года Муниципальное образование Розинское городское поселение в лице Администрации Розинского городского поселения передало МУП «Водоканал Роза» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - сети холодного водоснабжения и водоотведения.

Постановлением ГК «Единый тарифный орган Челябинской области» от 26 ноября 2014 года № 49/134 с 1 января 2015 года были установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал Роза», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Розинского, Коркинского городских поселений Коркинского муниципального района и Копейского городского округа Челябинской области.

ООО «Горводоканал» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность на территории Коркинского муниципального района.

В силу особенностей единого технологического комплекса сетей водоснабжения, пролегающих от «Сосновских водозаборных сооружений» по водоводу «Сосновка-Коркино» через станцию Дубровка, далее по территории города Коркино до территории поселка Роза, ООО «Горводоканал» является основным и единственным поставщиком питьевой воды на территории Розинского городского поселения.

ООО «Горводоканал» 30 декабря 2014 года в адрес МУП «Водоканал Роза» направило договор холодного водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г, соответствующий форме типового договора водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

МУП «Водоканал Роза» 29 января 2015 года направило в адрес ООО «Горводоканал» протокол разногласий к договору холодного водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г, согласно которому предприятие предлагало исключить обязательные пункты, содержащиеся в типовом договоре водоснабжения.

Антимонопольным органом установлено, что действия МУП «Водоканал Роза», выразившиеся в уклонении от заключения договора холодного водоснабжения с ООО «Горводоканал», содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Челябинским УФАС России было выдано предупреждение от 07.07.2015 № 12-03/15 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с ООО «Горводоканал» договора водоснабжения. Срок исполнения предупреждения установлен до 15.08.2015. Предупреждение МУП «Водоканал Роза» исполнено не было.

Приказом Челябинского УФАС России от 17.09.2015 № 290 в отношении МУП «Водоканал Роза» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «Горводоканал» доводы заявления поддержал, пояснив, что на дату рассмотрения дела договор холодного водоснабжения с МУП «Водоканал Роза» не заключен, задолженность за услугу водоснабжение с 01.01.2015 по 07.08.2015 составляет 10 813 571 рубль.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителя заявителя, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Водоканал Роза» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. МУП «Водоканал Роза» 20.10.2015 заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 27-03/15 в связи с тем, что Коркинским городским судом назначено рассмотрение уголовного дела.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев ходатайство МУП «Водоканал Роза», приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

В материалах дела № 27-03/15 содержатся письменные пояснения МУП «Водоканал Роза», отражающие мнение предприятия относительно обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения антимонопольного дела.

При этом участие представителя МУП «Водоканал Роза» в судебном заседании Коркинского городского суда не препятствует иному представителю участвовать в заседании Комиссии Челябинского УФАС России, поскольку представлять интересы юридического лица по доверенности может неограниченное число лиц.

Таким образом, Челябинским УФАС России не установлены основания, препятствующие рассмотрению дела № 27-03/15 по существу.

2. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению.

МУП «Водоканал Роза» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению на территории Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области.

Следовательно, предприятие подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке МУП «Водоканал Роза» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

3. ООО «Горводоканал» 30 декабря 2014 года в адрес МУП «Водоканал Роза» направило договор холодного водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г, соответствующий форме типового договора водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

МУП «Водоканал Роза» 29 января 2015 года направило в адрес ООО «Горводоканал» протокол разногласий к договору холодного водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г, согласно которому предприятие предлагало исключить обязательные пункты, содержащиеся в типовом договоре водоснабжения.

Так МУП «Водоканал Роза» в протоколе разногласий к договору холодного водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г предлагало исключить пункты договора, регламентирующие порядок осуществления коммерческого учета поданной холодной воды. В частности предлагалось исключить пункт 18 договора: «Количество поданной (переданной) холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, в случае отсутствия приборов учета, количество поданной (переданной) воды осуществляется расчетным способом в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».

МУП «Водоканал Роза» предлагало указанный пункт договора изложить в следующей редакции: «До установки прибора учета количество поданной холодной воды определяется абонентом согласно утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения Розинского городского поселения и составляет 32.46 тысяч куб.м в месяц.»

Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается, в том числе при отсутствии прибора учета (пункт 10 статьи 20 Закона о водоснабжении).

При этом в пункте 15 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776, установлено, что при расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

в) метод гарантированного объема подачи воды;

г) метод суммирования объемов воды.

Таким образом, предложенная МУП «Водоканал Роза» редакция положений, регламентирующих порядок осуществления коммерческого учета поданной холодной воды, противоречит типовому договору водоснабжения, а также статье 20 Закона о водоснабжении.

Согласно статье 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Договор водоснабжения является публичным договором. При этом в пункте 5 данной статьи указаны существенные условия договора водоснабжения, которым в том числе является порядок осуществления учета поданной воды.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При этом условия публичного договора, не соответствующие требованиям, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, ничтожны.

Согласно пункту 9 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее -Правила водоснабжения), при направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.

В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям закона о водоснабжении, Правилам водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 12 Правил водоснабжения).

С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что МУП «Водоканал Роза» обязано заключить договор водоснабжения, соответствующий типовому договору водоснабжения, в свою очередь невключение в договор условий, содержащихся в соответствующих утвержденных типовых договорах, является неправомерным и может служить основанием для признания такого договора недействительным.

На дату рассмотрения дела Комиссией Челябинского УФАС России договор между ООО «Горводоканал» и МУП «Водоканал Роза» не заключен.

Кроме того, в письме от 19.10.2015 ООО «Горводоканал» указало, что задолженность за услуги водоснабжения у МУП «Водоканал Роза» за период с 01.01.2015 по 07.08.2015 составляет 10 813 751 рубль. Следовательно, предприятие пользуется услугой водоснабжения без договора водоснабжения, заключенного надлежащим образом, а также не производит оплату за данную услугу.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «Водоканал Роза» в нарушение требований антимонопольного законодательства РФ, злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно уклонилось от заключения с ООО «Горводоканал» г. Коркино договора водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г.

У МУП «Водоканал Роза» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако МУП «Водоканал Роза» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности общества в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В связи с тем, что с 07.08.2015 ООО «Горводоканал» на территории Коркинского муниципального района не оказывает услуги холодного водоснабжения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «Водоканал Роза», выразившиеся в уклонении от заключения с ООО «Горводоканал» г. Коркино договора водоснабжения от 01.11.2014 № 805-Г, нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны