Решение б/н Решение по делу № 27-03-18.1/2014 по жалобе ООО «Уралинфотек... от 29 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;


 

Фаустова Анастасия Олеговна ˗ специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

рассмотрев дело № 27-03-18.1/2014 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Уралинфотек» (далее ˗ ООО «Уралинфотек») на действия (бездействие) МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (далее ˗ МУП «ЧелябГЭТ»), выразившиеся в проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также в установлении необоснованных требований в конкурсной документации противоречащих принципам и нормам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), в присутствии представителя МУП «ЧелябГЭТ» <...>, действующей на основании доверенности, начальника отдела контроля торгов и органов власти Соболевской Т.М., в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Уралинфотек» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также в установлении необоснованных требований в конкурсной документации противоречащих принципам и нормам Закона о закупках.

1 июля 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov было размещено извещение № 31401300976 о проведении МУП «ЧелябГЭТ» открытого аукциона на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

Извещением было предусмотрены: дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2014 в 11:00 (МСК+2).

По результатам объявленного аукциона МУП «ЧелябГЭТ» должно заключить договор поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

Ознакомившись с конкурсной документацией, ООО «Уралинфотек»» посчитало, что она содержит признаки нарушения Закона о закупках, а также Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в следующем.

1. По результатам объявленного аукциона МУП «ЧелябГЭТ» должно заключить договор поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

Пункт 5 технического задания устанавливает характеристики пластиковых карт: в качестве карты должна использоваться карта типа MIFARE Standart Classic lk на базе микросхемы MF1ICS50 производства Philips Semiconductor или совместимых микросхем; в составе системы карты подразделяются на следующие виды: социальная карта; транспортная карта, служебная карта.

Вместе с тем, социальная карта представляет собой инструмент учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, с помощью которого конкретизируются и более четко выстраиваются отношения между транспортными предприятиями, которые непосредственно предоставляют проезд льготникам на основании договора перевозки (пункт 1 статьи 426, пункт 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации), и бюджетом, который впоследствии возмещает эти расходы предприятиям в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ), статьей 69, пунктом 2 статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Введение социальной карты необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, так как позволяет реализовывать меры социальной поддержки путем обеспечения льготного проезда отдельных категорий граждан. В этой связи установление требований к социальной карте и ее изготовлению должно осуществляться органом местного самоуправления (далее - ОМСУ) в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий за счет бюджетных средств, в соответствии со статьей 54 Закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ.

По мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» определяя требования и характеристики к социальным пластиковым смарт-картам, тем самым исполняет функции ОМСУ, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Кроме того, по мнению ООО «Уралинфотек», МУП «ЧелябГЭТ» в конкурсной документации определяет требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам при формировании документации о закупке к уже существующим в обороте социальным картам, приобретенным в нарушение Закона о защите конкуренции. Однако судебными актами, вступившими в законную силу по делу А76-6967/2013 порядок приобретения существующих социальных карт признан несоответствующим действующему законодательству.

В данном случае действия МУП «ЧелябГЭТ» являются нарушением части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

МУП «ЧелябГЭТ» объявил открытый аукцион на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

Требования к системе учета заказчиком не определены.

Требования к терминалам должны быть определены в соответствии с определенными требованиями к пластиковым смарт-картам. Поскольку требования к пластиковым смарт-картам не определены, не могут быть определены и требования к системе учета. Такие действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции.

Часть 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Техническое задание, а именно раздел 7 конкурсной документации, содержит противоречивую информацию: аукцион объявлен на поставку терминала переносного ТП-1, а в техническом задании прописываются требования к системе и её элементам. Так, в техническом задании указано, что система состоит из следующих необходимых компонентов: терминал переносной - устройство, считывающее информацию с бесконтактного носителя и обеспечивающее выдачу проездного документа; бесконтактный носитель информации (далее по тексту - карта); программно-аппаратный комплекс записи на карты; программно-аппаратный комплекс обработки и последующего хранения накопленной информации. По мнению подателя жалобы, из указанного следует вывод, что в рамках аукциона поставке подлежат не только терминалы, но и в том числе и иные элементы системы.

Более того, техническое задание на приобретение терминалов ТП-01 содержит и сведения о приобретаемом программном продукте, предназначенном для работы терминалов (программно-аппаратный комплекс записи на карты и программно-аппаратный комплекс обработки и последующего хранения накопленной информации), а также прописаны требования ПО комплекса (должен состоять из базы данных написанной под управлением СУБД Microsoft SQL Server 2008 и автоматизированного рабочего места (АРМ) администратора системы).

Такие определенные требования к товару, по мнению ООО «Уралинфотек», являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, податель жалобы указывает, что в техническом задании нет пояснения обозначения терминала ТП-1. Не представляется возможным сделать вывод о том, что является ли это маркой терминала или его типом: конкретно обозначенным видом товара или характеристикой. Если это требование к товару, то указанное является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В части 1 статьи 3 Закона о закупках указаны принципы, которыми должен руководствоваться заказчик: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

ООО «Уралинфотек» также указывает на то, что заказчиком не определено, в составе какого программно-аппаратного комплекса будут работать терминалы, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. А положения пункта 10 конкурсной документации «Требования настоящего ТЗ могут уточняться и дополняться в процессе разработки, по согласованию сторон» не отвечают требованиям статьи 4 Закона о закупках.

Конкурсная документация не соответствует принципу, указанному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Поскольку требования к пластиковым смарт-картам ОМСУ не определены, требования в конкурсной документации сформированы для уже имеющихся в обороте карт. ООО «Уралинфотек» в результате аналогичных действий ОМСУ и Заказчика было устранено с рынка оказания информационных услуг в 2012 году, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу А76-6967/2013, можно предположить, что указанными лицами повторно создаются условия для ограничения конкуренции.

По названным обстоятельствам ООО «Уралинфотек» просит признать конкурсную документацию МУП «ЧелябГЭТ» от 1 июля 2014 года не соответствующей требованиям Закона о закупках, а также отменить проведение открытого аукциона МУП «ЧелябГЭТ» на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

По доводам, изложенным в жалобе ООО «Уралинфотек», МУП «ЧелябГЭТ» сообщило следующее.

1. Доводы о том, что МУП «ЧелябГЭТ» как заказчик неправомерно определяет требования и характеристики к пластиковым картам и системе в целом, ответчик считает несостоятельным. Эти требования были определены в 2012 году в соответствии с постановлением Администрации города Челябинска от 18.01.2012 № 5-п «О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска». Владельцем программного обеспечения, пластиковых карт является МУП «Служба организации движения». МУП «ЧелябГЭТ» не определяет требования и характеристики к пластиковым картам и системе в целом. В рамках осуществления основного вида деятельности МУП «ЧелябГЭТ» обязано обеспечить осуществление расчетов за проезд в обгцественном транспорте с использованием терминалов, совместимых с действующей на территории Челябинска системой оплаты проезда. МУП «ЧелябГЭТ», являясь перевозчиком, осуществляет расчеты с населением с применением терминалов, закрепленных за предприятием на основании договора хозяйственного ведения. Закупка осуществляется на собственные средства МУП «ЧелябГЭТ». Бюджетные средства предприятию на закупку терминалов не выделялись. Мероприятия по закупке терминалов полностью соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, установленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Предметом закупки является терминал переносной ТП-01, учитывая это, МУП «ЧелябГЭТ» определяет требования и характеристики к терминалу переносному ТП-1.

Таким образом, по мнению МУП «ЧелябГЭТ» , закупка осуществляется в рамках деятельности предприятия, в целях обеспечения нужд производства в соответствии с положениями статьи 1 Закона о закупках.

2. Доводы о том, что действия заказчика нарушают требования части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках об информационной открытости закупки, о том, что в документации о закупке должны быть указаны, но не указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, опровергаются фактом размещения информации о закупке на официальном сайте торгов (скриншот прилагается), а также техническим заданием в составе конкурсной документации, сформулированном в соответствии с требованиями пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Доводы ООО «Уралинфотек» о том, что действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, в части отсутствия в техническом задании пояснений относительно обозначения терминала ТП-1, по мнению ответчика, опровергаются содержанием технического задания, в котором отражены характеристики и иные требования к терминалу переносному ТП-01. Кроме того, нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, которая говорит о том, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора могли возникнуть только на стадии оценки и сопоставления заявок. Размещение МУП «ЧелябГЭТ» на официальном сайте закупок информации о закупке терминалов не нарушает прав ООО «Уралинфотек». Последний был вправе принять участие в закупке наряду с другими участниками без каких-либо ограничений.

4. Доводы о том, что неопределенность конфигурации программно-аппаратного комплекса является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, по мнению МУП «ЧелябГЭТ», опровергаются содержанием раздела 6 технического задания, об условиях совместимости закупаемого терминала ТП-01 с существующей операционной системой. Таким образом, заказчиком была размещена исчерпывающая информация о товаре и его назначении.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Уралинфотек» является обоснованной.

  1. МУП «ЧелябГЭТ» 1 июля 2014 года разместило извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

Извещение № 31401300976 было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

МУП «ЧелябГЭТ» разработано и утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе муниципальными унитарными предприятиями, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

18 января 2012 года Администрацией г. Челябинска было принято постановление № 5-п «О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска» (далее – постановление Администрации). Положения указанного постановления были признаны незаконными и отменены решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.09.2013 по делу № А76-6967/2013, вступившим в законную силу.

Однако как следует из материалов по жалобе, а также пояснений МУП «ЧелябГЭТ», ответчик осуществляет закупку терминалов переносных ТП-01 во исполнение обязанности, возложенной на предприятие постановлением Администрации.

Так, постановлением Администрации г. Челябинска было определено, что МУП «ЧелябГЭТ» необходимо провести работу по оснащению транспортных единиц подвижного состава терминалами с печатными устройствами для приема модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска.

Пунктом 3 указанного постановления также было определено, что МУП «ЧелябГЭТ» необходимо обеспечить планомерное распространение и функционирование модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска; внедрить модернизированное транспортное приложение социальной карты для учета льгот на проезд в городском транспорте общего пользования; в период перехода на новую автоматизированную систему учета оплаты услуг обеспечить возможность параллельного использования гражданами транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска старого образца и бесконтактных пластиковых карт с микропроцессором mifar 1k.

Из пояснений представителя МУП «ЧелябГЭТ» следует, что в связи с тем, что используемые в общественном транспорте с 2012 года терминалы с печатными устройствами устарели, необходимо провести закупку новых терминалов, в данном случае переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. При этом самостоятельность в решении вопросов местного значения означает решение их не только от своего имени, но и за свой счет. Поэтому органы местного самоуправления вправе решать вопросы местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населения и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету па осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).

К бюджетным ассигнованиям в соответствии со статьей 69 БК РФ относятся ассигнования на социальное обеспечение населения, к которым относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения (пункт 1 статьи 74.1 БК РФ).

Социальное обеспечение населения согласно пункту 2 статьи 74.1 БК РФ может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств, под которыми понимаются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации (статья 6 БК РФ). При этом бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Договор перевозки транспортом общего пользования согласно пункту 2 статьи 789 и пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является публичным договором, то есть договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются по маршруту регулярных перевозок (части 1 и статьи 19). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, обязательные реквизиты которого устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета приравнивается к билету. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде (статья 20).

В рамках рассмотрения дела Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.

Постановлением главы города Челябинска от 31.07.2002 № 1100-п было принято предложение ОАО «Челябинвестбанк» о совместном взаимовыгодном сотрудничестве по созданию и внедрению на территории города Челябинска единой городской автоматизированной платежной системы учета предоставляемых льгот, субсидий и услуг населению - «Социальная карта жителя города Челябинска», которая представляет собой специализированный программно - технический комплекс с использованием пластиковых карт.

Согласно постановлению Главы города Челябинска от 14.02.2003 № 224-п социальная карта жителя города Челябинска определена единым унифицированным документом на регистрацию количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования г. Челябинска, имеющих право льготного проезда. Согласно приложению к указанному акту социальная карта не означает утрату юридической силы установленных законодательством документов. Карта выдается на основании этих документов и является инструментом учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.

В соответствии с Законом Челябинской области от 24.09.2009 № 465-30 «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» проезд льготников осуществляется на основании единою социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты.

В статье 5 названного Закона Челябинской области указано, что финансирование расходов на изготовление единых социальных проездных билетов и персонифицированных социальных электронных карт являются расходными обязательствами Челябинской области.

Фактически социальная карта - это инструмент учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования. С помощью социальной карты конкретизируются и более четко выстраиваются отношения между транспортными предприятиями, которые непосредственно предоставляют проезд льготникам, и бюджетом, который впоследствии эти расходы предприятиям возмещает.

С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе за счет бюджетных средств в рамках решения вопросов местного значения и реализации мер социальной поддержки населения вводить социальные карты в целях учета количества предоставленных льготникам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.

На территории г. Челябинска были введены социальные карты, в связи с этим, пунктом 1 постановления Администрации г. Челябинска от 18.01.2012 № 5-п транспортное приложение социальной карты жителя города Челябинска подлежало модернизации путем введения новой автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров, которая представляет собой технический комплекс с использованием бесконтактных пластиковых карт с микропроцессором mifar lk и транспортных терминалов с возможностью выдачи проездного билета.

Под модернизируемым транспортным приложением социальной карты жителя города Челябинска администрацией понимается непосредственно сама социальная карта, а также транспортные терминалы.

Социальная карта используется непосредственно пассажиром в качестве средства оплаты проезда, а транспортные терминалы используются перевозчиками для учета поездок, необходимого перевозчику в целях компенсации проезда за счет средств бюджета, выдачи проездного билета и приема платежей за проезд.

Содержание постановления не позволяло сделать вывод о том, в чем заключается модернизация транспортного приложения, за исключением вывода о том, что социальная карта должна быть бесконтактной пластиковой с микропроцессором mifar lk, а транспортные терминалы должны обеспечить возможность выдачи проездного билета.

При этом, МУП «ЧелябГЭТ» в соответствии с пунктом 2 постановления от 18.01.2012 № 5-п было определено организатором по оснащению транспортных единиц подвижного состава терминалами с печатными устройствами для приема модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска.

По содержанию пункта 5 указанного постановления МУП «ЧелябГЭТ» было определено, в том числе заказчиком терминалов.

Поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения, то потребность органа местного самоуправления в социальных картах, терминалах с печатными устройствами для приема модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска относится к муниципальной нужде.

Законодательство Российской Федерации допускает обеспечение муниципальных нужд за счет средств внебюджетных источников. Факт приобретения МУП «ЧелябГЭТ» терминалов ТП-1 за счет собственных средств, не опровергает того, что необходимость приобретения указанных терминалов относится к потребностям муниципального образования.

Кроме того, согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках действие данного нормативного правового акта распространяется на хозяйствующие субъекты, в том числе муниципальные унитарные предприятия, осуществляющих соответствующие закупки для собственных нужд.

Более того, решением Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/34 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями пассажирского транспорта» с 1 июля 2012 года тариф на проезд пассажиров, провоз одного места ручной клади на всех видах городского пассажирского транспорта установлен в размере 15 рублей за одну поездку.

Затраты, возникающие у предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, в связи с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска, возмещаются из городского бюджета города Челябинска согласно постановлению Администрации города Челябинска от 27.11.2012 №256-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан».

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что приобретение терминалов для муниципальных нужд должно быть осуществлено по результатам торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, что обеспечит создание условий для расширения количества участников размещения заказов, эффективное использование бюджетных средств, развитие добросовестной конкуренции в сфере размещения заказов, гласность и прозрачность размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Довод ответчика о том, что МУП «ЧелябГЭТ» осуществляет закупку во исполнение обязанности, возложенной на предприятие постановлением Администрации г. Челябинска от 18.01.2012 № 5-п «О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска», Комиссия считает несостоятельным, поскольку, как указывалось ранее, решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.09.2013 по делу № А76-6967/2013, вступившим в законную силу, указанное постановление признано незаконным и отменено.

  1. Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Однако материалами по жалобе установлено, что исходя из конкурсной документации, невозможно определить предмет закупки.

Так, в извещении о проведении открытого конкурса и информационной карте предмет закупки определен как терминал переносных ТП-1, в пункте 1 информационной карты также указано, что состав товаров, объем работ, услуг определен в разделе 7 «Техническое задание» документации. Однако раздел 7 технического задания содержит технические требования к терминалу; требования к функциональным возможностям терминала; требования к бесконтактному носителю информации; требования к программно-аппаратному комплексу обработки накопленной информации и её последующего хранения; требования к программно-аппаратному комплексу приема информации; требования к программно-аппаратному комплексу записи на карты. Таким образом, сделать вывод о том, что является предметом закупки, не представляется возможным.

В данном случае довод МУП «ЧелябГЭТ» о том, что разработкой автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров занимается МУП «Служба организации движения», а МУП «ЧелябГЭТ» в свою очередь приобретает только терминалы ТП-1, несостоятелен.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из положений конкурсной документации, невозможно определить предмет закупки.

  1. Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что заказчиком не был определен четкий перечень документов, входящий в состав заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе заказчиком не было определено конкретное содержание указанных документов.

Так, раздел 3 конкурсной документации содержит пункт 3.2, в котором определен перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе, а именно:

- согласие Претендента на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей Документацией;

  • официальный документ, содержащий, фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

  • полученную не ранее чем за 1 (один) месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении Конкурса выписки из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за 1 (один) месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении Конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении Конкурса;

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Претендента - юридического лица( копя решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Претендента без доверенности (далее для целей настоящей Документации – руководитель). В случае если от имени Претендента действует иное лицо. Заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Претендента, заверенную печатью Претендента и подписанную его руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Претендента, Заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

- копии учредительных документов Претендента (для юридических лиц); - письменное заявление Претендента об отсутствии возбужденного в отношении него дела о несостоятельности (банкротстве) на дату подачи Заявки, представленное на бланке организации-Претендента и подписанное уполномоченным лицом;

- письменное заявление Претендента о не приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи Заявки;

- оригинал справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, полученной не ранее, чем за 3 (три) месяца до даты размещения извещения о проведении Конкурса на Официальном сайте/документы, подтверждающие факт обжалования Претендентом наличия указанной задолженности, если решение жалобе на день рассмотрения Заявки на участие в запросе предложений не принято;

- в случае если Претендент не признаётся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) или освобождается от исполнения обязанности налогоплательщика НДС - документ, подтверждающий, что он не признаётся налогоплательщиком НДС или освобождается от исполнения обязанности налогоплательщика НДС, с указанием положения Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося основанием для непризнания или освобождения;

- копии принятых налоговыми органами Российской Федерации официальных бухгалтерских балансов (Форма бухгалтерской отчетности № 1) и копии отчетов о прибылях и убытках (Форма бухгалтерской отчетности № 2) с отметкой налогового органа за последние 3 (три) года, а также, если имеется, заключение аудиторов за соответствующий отчетный период; решение или копия решения об одобрении сделки, планируемой к заключению в результате Конкурса, если такое одобрение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации или учредительными документами Претендента (об одобрении крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и др.) В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи Заявок для Претендента невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами Претендента порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении соответствующих сделок, Претендент обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его Победителем представить вышеуказанное решение до момента заключения договора;

- документы, подтверждающие внесение обеспечения Заявки (копия платежного поручения (квитанции) с отметкой банка/выписка с расчетного счета Претендента и пр.), в случае если требование обеспечения Заявки предусмотрено пунктом 11 раздела 5 «Информационная карта»;

Также в данном пункте сделана ссылка на представление иных документов, указанных в пунктах 12, 14 раздела 5 «Информационная карта» конкурсной документации.

Однако требование о представлении определенных документов содержится также в пункте 15 раздела информационной карты.

Так, согласно указанному пункту заявка оформляется отдельно на каждый лот, в состав заявки должны входить следующие документы: анкета претендента на участие в конкурсе; технико-коммерческое предложение; документы указанные в пункте 14 раздела 5 «Информационная карта»; иные документы, сертификат качества товара и паспорта качества завода изготовителя.

Таким образом, потенциальный участник конкурса в данном случае не обладает возможностью сформировать заявку на участие в конкурсе, поскольку отсутствует информация по представлению конкретных документов, необходимых заказчику.

Необходимо отметить, что указывая в пункте 15 раздела информационной карты такой документ, входящий в состав заявки, как сертификат качества товара, заказчик не определил какой именно сертификат необходимо представить, обязательный или добровольный, соответствующий международным стандартам ISO или не соответствующий и др.

4. Комиссией Челябинского УФАС России при рассмотрении жалобы ООО «Уралинфотек» в порядке части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) могут быть установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Так, в пункте 14 раздела 5 Информационной карты конкурсной документации указано, что документы, представляемые в целях осуществления Заказчиком оценки заявки Претендента по критериям, установленным пунктом 21 раздела 7 «Информационная карта» настоящей документации. Однако Комиссий Челябинского УФАС России установлено, что информационная карта не содержит раздела 7, более того, раздел 7 конкурсной документации носит наименование «Техническое задание» и не содержит пункта 21.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Кроме того, пункт 10 раздела 7 технического задания конкурсной документации содержит следующие положение: «Требования настоящего ТЗ могут уточняться и дополняться в процессе разработки, по согласованию сторон».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Подпунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Таким образом, указанные в пунктах 2, 3, 4 мотивировочной части настоящего решения действия заказчика (МУП «ЧелябГЭТ»), выразившиеся в установлении требований в конкурсной документации относительно предмета закупки, документов, которые необходимо представить в составе заявки и их содержания, не соответствующих требованиям Закона о закупках, является нарушением частей 1, 6 статьи 3, пунктов 1, 2, 9 части 10 и пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Указанные действия могут привести к ограничению числа участников конкурса.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ООО «Уралинфотек» не смогло участвовать в открытом конкурсе на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт, что подтверждается протоколом № 1 вскрытия конвертов с заявками от 21.07.2014. Согласно указанному протоколу к сроку подачи заявок на участие, указанному в извещении о проведении открытого конкурса, было представлено 0 заявок. Конкурс признан не состоявшимся.

По результатам рассмотрения данного дела Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что перечисленные в жалобе ООО «Уралинфотек» доводы, а также факты, установленные Комиссией Челябинского УФАС России, свидетельствуют о нарушении МУП «ЧелябГЭТ» частей 1, 2 статьи 1, частей 1, 6 статьи 3, пунктов 1, 2, 9 части 10 и пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что Челябинским УФАС России МУП «ЧелябГЭТ» выдано предписание от 23.07.2014 № 21 по делу № 31-03-18.1/2014 об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт, а также о прекращении нарушения порядка организации открытого конкурса на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе безконтактных пластиковых смарт-карт (извещение № 31401000976), выразившееся в проведении указанного конкурса на поставку товара для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о закупках.

Таким образом, в связи с тем, что предмет рассмотрения жалобы ООО «Центр обслуживания» по делу № 31-03-18.1/2014 совпадает с предметом рассмотрения жалобы ООО «Уралинфотек» по настоящему делу, Челябинское УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания МУП «ЧелябГЭТ» по результатам рассмотрения жалобы ООО «Уралинфотек».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Уралинфотек» на действия МУП «ЧелябГЭТ» обоснованной;

  2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ, выразившиеся в установлении требований в конкурсной документации относительно предмета закупки, документов, которые необходимо представить в составе заявки, не соответствующих требованиям Закона о закупках, нарушением частей 1, 6 статьи 3, пунктов 1, 2, 9 части 10 и пункта 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

  3. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в нарушении порядка организации открытого конкурса на право заключения договора поставки терминалов переносных ТП-01 для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСОУПП) на базе безконтактных пластиковых смарт-карт (извещение № 31401000976), а именно: в проведении указанного конкурса на поставку товара для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о закупках, нарушением частей 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

А.О. Фаустова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны