Решение б/н Решение и предписание по делу № 27-08/2017 от 12 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
30 июня 2017 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии: |
<…>– руководитель Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…>– ведущий специалист–эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 27-08/2017, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Сервис» (далее – ООО «Водоканал Сервис») по факту распространения в городе Челябинске по почтовым ящикам рекламных листовок о необходимости замены приборов учета водоснабжения с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии директора ООО «Водоканал Сервис» - <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление физического по факту распространения организацией с наименованием «ВОДОКАНАЛ-сервис» рекламных листовок о необходимости замены приборов учета водоснабжения.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, номер <...> -351-250-50-58 входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл». Оператор связи «Теле2» представил письменные пояснения, согласно которым указанный в рекламе телефонный номер <...> -351-250-50-58 является дополнительным номером к федеральному номеру +7-951-809-18-78 и принадлежит индивидуальному предпринимателю <…> (г. Челябинск) (далее – ИП <…>).
<…> представил письменные пояснения, согласно которым деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в 2015 году в связи с регистрацией ООО «Водоканал Сервис» в качестве юридического лица, в котором <…> является единственным учредителем и директором. Телефонный номер <...> -351-250-50-58, в соответствии с договором об оказании услуг связи б/н от 09.06.2017 года, переоформлен на ООО «Водоканал Сервис».
Из пояснений также следует, что рекламные листовки распространялись <…> лично через почтовые ящики многоквартирных домов города Челябинска в интересах ООО «Водоканал Сервис».
На заседании Комиссии <…> письменные пояснения поддержал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В городе Челябинске через почтовые ящики многоквартирных домов распространена реклама организации с коммерческим наименованием «Водоканал-сервис» со следующими сведениями: Совместно с заявлением Заявителем представлена фотокопия листовки со сведениями: «ИЗВЕЩЕНИЕ… «ВОДОКАНАЛ-сервис»… Телефон: 250-50-58». Далее размещен заголовок «Извещение о необходимости установки приборов учета холодной и горячей воды» и следующие сведения: «Уважаемый собственник помещения! «Водоканал-сервис» извещает Вас о том, что срок установки приборов учета истек. В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.15 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» все собственники жилых помещений обязаны были в срок до 01 июля 2016 года обеспечить установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды в помещениях, принадлежащих им на праве собственности.
В связи с этим просим Вас до 06 июня 2017 года установить прибор учета холодной и горячей воды в принадлежащем Вам жилом помещении.
В случае неисполнения требований Федерального Закона в соответствии со ст. 29 Федерального закона № 261-ФЗ», лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
В целях соблюдения требований Федерального Закона, а также экономии Вашего бюджета, Вам необходимо обратиться для оформления заявки на установку счетчика (ов) воды по телефону : 250-50-58».
Информация, размещенная в листовках организации с наименованием «Водоканал-сервис», в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а именно к услугам по установке приборов учета холодной и горячей воды, а также их продвижение на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама организации с наименованием «Водоканал-сервис» обращена к собственникам жилых помещений, при этом по форме рекламные листовки схожи с бланками-извещениями (извещениями-счетами), выставляемыми коммунальными организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих кода, заголовок «Извещение о необходимости установки приборов учета холодной и горячей воды», размер листовки, расположение рекламного текста, ссылка на нормативные документы, а также указание об ответственности за невыполнение требований нормативно-правового акта). Такая форма и содержание рекламы может ввести потенциальных потребителей, в данном случае собственников жилых помещений, в заблуждение относительно объекта рекламирования путем формирования у них обязанность установки приборов учета только у организации с наименованием «Водоканал-сервис», а отсутствие указания организационно-правовой формы в наименовании организации не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.
Таким образом, отсутствие в рекламе указания организационно-правовой формы в наименовании организации, сходство рекламных листовок с извещениями ресуроснабжающих организаций искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей указанной рекламы.
Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы, с учетом имеющихся документов и представленных пояснений, следует признать ООО «Водоканал Сервис», номер которого указан в рекламе и в чьих интересах она была распространена.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Водоканал Сервис» с информацией, вводящей в заблуждение о необходимости замены приборов учета водоснабжения, распространяемую по почтовым ящикам многоквартирных домов города Челябинска, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Водоканал Сервис» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Водоканал Сервис» и его должностного лица.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
30 июня 2017 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<…> – руководитель Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
на основании своего решения от 30 июня 2017 года по делу № 27-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Сервис» (далее – ООО «Водоканал Сервис») с информацией, вводящей в заблуждение о необходимости замены приборов учета водоснабжения, распространяемую по почтовым ящикам многоквартирных домов города Челябинска, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Водоканал Сервис» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно:
не распространять в почтовых ящиках многоквартирных домов города Челябинска рекламу с информацией, вводящей в заблуждение о необходимости замены приборов учета водоснабжения.
2. ООО «Водоканал Сервис» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 июля 2017 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.